Вестибюль станции метро «Курская» Кольцевой линии. Чёрно-белая фотография сделана, вероятно, вскоре после открытия в январе 1950 года.
В центре зала — памятник в полный рост работы скульптора Николая Васильевича Томского. Он хорошо виден на старом кадре. В марте 1953 года стране объявили о смерти председателя Совета Министров СССР и секретаря ЦК КПСС товарища И.В. Сталина. Через девять лет по всему Союзу началась кампания по развенчанию культа личности.
«Курская» строилась как храм Победы. В ней можно разглядеть черты храмовой классицистской архитектуры. Проектировали Григорий Алексеевич Захаров и Зинаида Сергеевна Чернышёва. Муж и жена.
Центр вестибюля — купол, опирающийся на балки. На балках строчка из гимна СССР:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.
После XXII съезда КПСС в 1962 году памятники и изображения Сталина были убраны отовсюду. Строчка из гимна была снята наполовину. В 2008 году во время реставрации всё было восстановлено, за исключением памятника Сталину. С тех пор это самая известная и скандальная станция метрополитена.
Рабочие облицовывают стены мрамором под управлением двух начальников с бумагами. Фото явно постановочное, что, впрочем, не отменяет атмосферности, свойственной той эпохе.
Станция «Серпуховская» была открыта 1 января 1950-го в составе участка «Парк Культуры» — «Курская». 6 июня 1961 года переименована в честь большевика Петра Григорьевича Добрынина и стала «Добрынинской».
В дальнем торце перед открытием был установлен мраморный барельеф с профилем Сталина и гербом СССР. В разгар хрущёвской десталинизации барельеф заменила мозаика «Утро космической эры» художника Серафима Александровича Павловского.
В 1965 году, когда продолжалось устранение изображений Сталина, руководство метрополитена решило заменить рельефный портрет вождя в торце станции на современную живопись. Для этого была выбрана мозаика известного художника-монументалиста, вхутемасовца Серафима Александровича Павловского, которая экспонировалась в станковом формате на всесоюзной выставке. Павловский выполнил вариант мозаики для «Добрынинской» в 1965−67 годах. Сухой набор и кладка камней на стену велись прямо на станции. Для этого в торце центрального зала огородили пространство».
Эскалаторный зал станции «Завод имени Сталина» (ныне — «Автозаводская»). Она была открыта 1 января 1943 года. Чёрно-белая фотография сделана в 1950-м.
На современном кадре хорошо видна композиция на потолке с красными серпом и молотом. Но в год открытия там была другая композиция. Качество старой фотографии не позволяет её рассмотреть.
Там изображен профиль Сталина. Летом 1956 года станция «Завод имени Сталина» была переименована в «Автозаводскую». Вскоре и панно было сбито и заменено.
Накануне мы рассказывали вам о композиции в вестибюле станции метрополитена «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»). На чёрно-белом снимке хорошо видна первозданная работа: красные знамёна полощутся на ветру. На главном стяге профиль Сталина. На другом — серп и молот. После 1962 года композиция была сбита и заменена на другую: серп и молот на фоне солнца, а по краям символы достижений Советского Союза.
В начале 1950-х на станции метро «Комсомольская Кольцевая» посетители видели мозаичное панно на своде центрального зала: Москва. Кремль.. Сталин вручает гвардейское знамя на параде. Всего мозаик на Комсомольской было восемь (на трёх появлялся Сталин). Все панно выполнил иконописец и художник Павел Дмитриевич Корин.
После смерти вождя и начала хрущёвской борьбы с культом личности мозаики со Сталиным пришлось изменить. Был оставлен прежний фон, а фигуру вождя со знаменем сменил Ленин на деревянной трибуне. Остряки шутили, что Ленин выступает с трибуны собственного мавзолея.