В прошлой статье я рассказывал про то, как изобрели свинцовый бензин, а также про то, что американское общество и министерство здравоохранения не видели ничего подозрительного в том, что на заводе Ethyl, который как раз и производил это топливо, умирали и болели люди.
Вашему вниманию предстаёт вторая часть истории самого ядовитого топлива на земле, и что с ним стало по-итогу.
Создатель ядерной бомбы и экология.
Казалось бы, что общего у создателя самого страшного оружия и свинцового топлива? Позвольте объяснить.
В 1945-м году, США сбрасывает ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Свою руку к созданию ядерного оружия приложил человек, по имени Клэр Паттерсон. Он проводил исследования урана-235 и 238, и был крайне талантливым человеком. Когда в августе 1945-го года вся Америка увидела, на что способна ядерная бомба – Паттерсон был в ужасе, и с тех пор он чувствовал огромную вину перед человечеством за создание столь бесчеловечного оружия.
После войны, Паттерсон начал работать аспирантом в Чикагском университете. Своей целью он поставил изучение земли. Для этого, было достаточно найти осколок метеорита. Он полагал, что метеориты – остатки, что летают со времён образования солнечной системы. Вычислив возраст метеорита – можно установить возраст земли. А возраст метеорита становится понятен по количеству остаточного урана в нём, поскольку за длительное время, уран деградирует и распадается на свинец. Следовательно, чем меньше урана – тем старше метеорит.
Когда в его руки всё-таки попал осколок метеорита, в первом же эксперименте Паттерсон зашёл в тупик, поскольку количество свинца было просто запредельным. Изначально, учёный списал это на загрязнения от предыдущих исследований и принялся вычищать лабораторию так усердно, насколько возможно и проводит повторный эксперимент. Да только значения ни капли не изменились, количество свинца по-прежнему было огромным. Более того, свинец был не просто на метеорите, а даже в воздухе и воде из-под крана. В этот момент, Паттерсон начинает что-то подозревать, и принимает решение построить свою собственную лабораторию.
На возведение стерильной и максимально герметичной лаборатории у него ушло семь лет, и в 1956-м году, он наконец-то завершает исследование и получает результат, что земле 4,5 миллиарда лет.
Но сейчас, возраст земли волновал его в последнюю очередь. Он стал переживать по тому поводу, что свинец присутствует практически везде.
Паттерсон поступил следующим образом: Он запросил бюджет в несколько тысяч долларов для исследования количества свинца в мире. А получать грант он решил у нефтяной промышленности. Получив бюджет, он снарядил экспедицию от побережья тихого океана до саргассово моря, что в атлантическом океане. Смысл был в следующем: Они берут пробы из воды с разных глубин и исследуют их. Если показания свинца будут зашкаливать абсолютно везде – значит всё так и должно быть.
Завершение исследования привело к следующим результатам: На воде, взятой с поверхности, количество свинца было в 20 раз больше, чем у воды с глубины. Пытаясь найти рациональное объяснение, он находит отчёт нефтяной промышленности касательно производства и продажи свинцового бензина.
Спустя пару месяцев после своего исследования, Паттерсон публикует разгромную статью «Загрязнение природной среды человеком». Нефтяная промышленность приходит в бешенство и начинает наседать на Паттерсона за его статьи. Поняв, что давить бесполезно, они пытались уговорить его заниматься чем-то другим, а не исследованием свинца, но и эти попытки не увенчались успехом.
Спустя какое-то время, он также натыкается на исследования Роберта Кехоу, где видит, что у всех сотрудников было превышение нормы свинца в организме, а также заключение, что свинец – это нормальный элемент. Со всей своей критикой, Паттерсон обрушивается как на Кеха, так и на нефтяную промышленность. После подобного, Роберт Кехоу, который к тому моменту добился весьма высоких должностей в правительстве начинает ставить палки в колёса этому учёному. Кроме Кехоу, Паттерсона начинают критиковать абсолютно все учёные, которые только могли. Но суть была в том, что почти все эти учёные либо финансировались, либо вовсе были участниками нефтяной промышленности США. Статью подняли на смех и просто не воспринимали всерьёз. Паттерсон уже был готов опускать руки. Однако, помощь пришла откуда не ждали – от правительства США.
Бензин и политические игры.
60-ые года были переполнены историческими событиями, которые Америка запомнила навсегда. В 1963-м году, во время визита в Техас, был застрелен Джон Кеннеди – любимый президент общественности. В 1965-м году, Штаты оказываются втянуты в войну во Вьетнаме, против которой выступает всё молодое поколение. А в 1967-м году, в Детройте, городе, который полностью был связан с автомобилями, происходит восстание чернокожего населения, которое подавляют танками.
Одновременно с этим, в свет выходят исследования других учёных, которые заявляют, что свинца в воздухе действительно крайне много. Партия, которая тогда была у руля просто не знает за что хвататься: куда ни глянь – разваливается всё. И тут на сцену выходит Эдмунд Маски – член демократической партии США в штате Мэн. Штат был известен красивыми пейзажами, горами и огромным количеством рек с озёрами. Популярность Маски получил после того, как в открытую начал критиковать фабрики и заводы. Чем дальше он шёл – тем больше люди разделяли мнение молодого политика. В январе 1955-го, он избирается на пост губернатора Штата и проталкивает идею департамента создания экологического природоохранного агентства. Идею приняли, и за 4 года он выпускает законодательство касательно вредных выбросов в окружающую среду. За несоблюдение предусматривались штрафы, которые природоохранное агентство взимало и направляло на общественные нужды.
Из-за открытой полемики Маски, ему удаётся пройти в сенат, где его тут же замечает Паттерсон и принимается рассылать свои исследования по свинцу напрямую к сенаторам. Когда результаты попали к нему на стол, Маски тут же принялся поддерживать Паттерсона по всем фронтам, и он принялся готовить законодательство по факту экологии. Штрафы, которые будут взимать с предприятий были направлены на образование. Такой порядок действий привёл к тому, что всё сильнее росло доверие и поддержка демократической партии. В 1963-м, появляется первый закон касательно загрязнения воздуха, который применялся как к машинам, так и производству. Закон обязывал снижать количество выбросов на 80%.
Для понимания чего было необходимо сделать:
Рядовой автомобиль того времени выбрасывал что-то около 90 грамм углекислого газа на 1,5 километров. А по закону было необходимо сделать 12 грамм. Решение нашлось весьма быстро – это катализаторы, которые иногда устанавливали на предприятия. По конструкции, катализатор представлял из себя овальной формы металлический брусок, заполненный сотами со специальными металлами, которые ускоряли химическую реакцию. Грязный воздух заходил через входное отверстие, распределялся по этим сотам, и на выходе получался куда более чистый.
Проблема была в том, что, если поставить катализатор на мотор, работающий на свинцовом бензине – он выйдет из строя за пару часов, поскольку свинец просто забьёт все соты. И с этим надо было что-то делать.
Бунт против свинца.
В 1965-м году, с помощью Эдмунда Маски и Клэра Паттерсона собирается очередная комиссия по вреду свинца. Помимо них и ещё десятка учёных, на комиссии присутствовал Роберт Кэхоу.
Последний пытался апеллировать теми же аргументами, что и в 1923-м году. Да только его тут же остановили и предъявили результаты исследований, доказывающих о вреде свинца. По результатам комиссии было ясно, что надо было с этим что-то делать.
Через год, на собрании комитета по загрязнению воды и воздуха, Маски устраивает перекрёстный допрос Кеха и Паттерсона. Во время этого допроса, второй с яростью начал показывать результаты своих исследований, а также утверждал, что служба здравоохранения была в сговоре с нефтепромышленностью, поскольку иного объяснения, почему тетраэтилсвинец до сих пор не запрещён – нет. Главной мыслью было то, что ТЭС – преступление против человечества, которое надо убирать.
После этого дело сдвинулось с мёртвой точки. Маски выходит готовить законодательство, и через какое-то время агентство по защите окружающей среды выходит с предложением о сокращении свинцовых выбросов на 60%.
В бешенство впали обе стороны: Промышленность считала это ограничение завышенным и невозможным для исполнения, а Паттерсон считал, что ограничения нормальные и их вполне возможно исполнить. Всё дошло до того, что Паттерсон провёл исследования, в которых заявил, что доза свинца в современнике в 600 раз больше, чем в человеке, который жил около 4,5 тысяч лет назад.
У промышленности же был весьма простой, но сильнейший аргумент: Свинцовый бензин – неотъемлемая часть экономики. Если его запретить – порушится абсолютно всё. Как даже заявляли: «Лучше грязные деньги, чем пустой желудок!»
В этот же момент, в дело возвращается Маски. Новая редакция закона ещё сильнее ограничивала присадки и выбросы.
Общая война со свинцовым бензином продлилась порядка 20 лет. Лишь в 1995-м году будет подписан закон, полностью запрещающий использование свинцовых добавок. К 31-му декабря 1995-го на заправках не должно остаться ни капли свинцового бензина. Клэр Паттерсон до полной отмены свинца не доживёт – он скончался 5 декабря 1995-го года.
Что же касается корпораций?
Никто никакой ответственности не понёс. И единственный человек, на которого обрушился шквал критики – это Томас Миджли, который с самого начала предупреждал об опасности свинцового бензина. Даже сейчас его считают одним из самых главных врагов экологии.
18 февраля 2013-го года, на сайте национальной медицинской библиотеки, было опубликовано исследование влияния свинца на организм. По его результатам, поколение которое родилось и выросло в эпоху господства свинцового топлива обладало пониженным IQ, слабо концентрировалось на выполнении задачи, и так далее. Исследование также выявило прямую зависимость между преступниками и количеству свинца в организме – свинца у преступников было в организме в 30 раз больше, чем у обычного гражданина. Благодаря этому исследованию также появилось объяснение многим громким преступлениям, которые произошли в 60-ых годах, как, например, бунт Детройта.
Сегодня, свинцовое топливо находится под запретом. Вместо него, для улучшения качества бензина используются более безопасные присадки, такие как ферроцен, метил-трет-бутиловый эфир, или простой спирт.
Благодарю всех за внимание. Буду рад вашей подписке на мой канал - https://m.dzen.ru/studentadevnture, лайку и комментарию. Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить ещё больше интересных историй.