Найти тему

Спас на Крови. Мозаичный шедевр в Санкт-Петербурге

Чтобы понять, в чём уникальность этого храма, необходимо зайти внутрь. Есть ли такое в мире где-то ещё?! Чтобы вот так- сплошным мозаичным ковром полностью весь интерьер… Шесть с половиной тысяч (!) квадратных метров мозаичных картин и икон покрывают все стены почти от пола до потолка (ещё 500 кв.м- снаружи). Для сравнения, в знаменитом соборе Святого Марка в Венеции мозаика занимает площадь около 4000 кв.м. и начинается гораздо выше.

Спас на Крови.
Спас на Крови.

На этой фотографии видна колокольня. В 2024 г. она пока закрыта лесами.
На этой фотографии видна колокольня. В 2024 г. она пока закрыта лесами.

Над уникальным оформлением потрудились в конце 19-го века известные художники, в том числе, Васнецов В.М., Нестеров, Рябушкин, Кошелев, Харламов Н.Н., Беляев В.В… По их картинам мозаичисты мастерских Фроловых, Императорской академии художеств и немецкой фирмы «Пуль и Вагнер» выложили из смальты сотни сюжетов и образов. Даже орнаменты, кажущиеся фресковой живописью- мозаика. Между прочим, цветочки-лепесточки все разные, неповторяющиеся!

-3

Сама церковь не очень большая. Но, как только войдёте, у вас появится ощущение, будто очутились в необыкновенном царстве святых. Они будут взирать со всех пилонов, являясь буквально «опорами церкви».

-4

-5

Можете поискать своих. Вдруг найдёте.

«Святые князь Владимир и княгиня Ольга» Порфиров И.Ф.
«Святые князь Владимир и княгиня Ольга» Порфиров И.Ф.

Несмотря на разные техники исполнения живописных картонов для мозаик, художников (а всего их было более 30) объединяет единый сюжет Библии, поэтому смотрится всё гармонично.

В арках между папертями и центральной частью храма изображены ветхозаветные истории.

«Жертвоприношение Авраама» Беляев В.В.
«Жертвоприношение Авраама» Беляев В.В.

«Ветхозаветная Троица» Беляев В.В.
«Ветхозаветная Троица» Беляев В.В.

«Сон Иакова» Беляев В.В.
«Сон Иакова» Беляев В.В.

Художником Беляевым Василием Васильевичем оформлена бОльшая часть западной стороны, в которой расположена главная святыня Спаса на Крови- Сень над местом смертельного ранения Александра ll.

Слева от окна «Святой Александр Невский», справа «Ангел Хранитель», сверху «Яко Твое есть царствие», на арке («лицом к нам») «Страшный суд» Беляев В.В.
Слева от окна «Святой Александр Невский», справа «Ангел Хранитель», сверху «Яко Твое есть царствие», на арке («лицом к нам») «Страшный суд» Беляев В.В.

-11

Вокруг Сени- композиции из Страстного чина и Воскресения. Кстати, официальное название храма- «Воскресения Христова», и связано это с датами рождения и гибели Александра ll (рождение в пасхальную неделю, а смерть в первое воскресенье Великого поста), в память о котором построена эта церковь.

«Распятие» Беляев В.В. «Моление о чаше» и «Христос перед Каиафой» Шаховской Н.П.
«Распятие» Беляев В.В. «Моление о чаше» и «Христос перед Каиафой» Шаховской Н.П.

«Положение во гроб» Беляев В.В.
«Положение во гроб» Беляев В.В.

«Предательство Иуды» и «Христос перед Пилатом» Бодаревский Н.К. «Воскресение» Беляев В.В.
«Предательство Иуды» и «Христос перед Пилатом» Бодаревский Н.К. «Воскресение» Беляев В.В.

Император-реформатор, сделавший много добрых дел, погиб от рук террористов, устроивших на него настоящую охоту. Это было восьмое покушение, последнее…

Сень из яшмы и родонита представляла из себя красивейший образец камнерезного искусства русских мастеров. В советское время шатёр, облицованный изнутри лазуритом и инкрустированный самоцветами и топазами в виде звёзд, был утрачен, сейчас это- реконструкция из гипса на сохранившихся колоннах из серо-фиолетовой яшмы.

Под сенью находилась часть булыжной мостовой, обагрённой кровью царя, и фрагмент решётки, на которую он опирался.
Под сенью находилась часть булыжной мостовой, обагрённой кровью царя, и фрагмент решётки, на которую он опирался.

Всего Беляевым было создано 48 картонов для мозаик (больше всех из участвовавших художников). Они будут встречаться и на северной стене, на пилоне возле алтаря, в потолочном оформлении.

«Нагорная проповедь» Беляев В.В.
«Нагорная проповедь» Беляев В.В.

-17

«Вход Господень в Иерусалим» Беляев В.В. Под ним, на арке, видна верхняя часть композиции «Страшный суд».
«Вход Господень в Иерусалим» Беляев В.В. Под ним, на арке, видна верхняя часть композиции «Страшный суд».

«Благословение детей» и рядом, в северной апсиде «Сошествие Святого Духа» Беляев В.В.
«Благословение детей» и рядом, в северной апсиде «Сошествие Святого Духа» Беляев В.В.

Вторым по количеству написанных изображений и первым, наверное, по значимости был Харламов Николай Николаевич- 42 эскиза. Чего только стоит его Пантократор в центральном куполе в окружении евангелистов. Взгляд Иисуса Вседержителя заботливый, добрый и одновременно встревоженный. Благословение на мир сегодня воспринимается по-особенному.

-20

-21
  • Из истории: в 1961 году в подкупольном пространстве был обнаружен застрявший неразорвавшийся снаряд со времён ВОВ. Он не пролетел сквозь Пантократора.
-22

Кроме центрального, Харламов создал оформление для ещё четырёх куполов. Но сейчас эти мозаики на реставрации.

За Царскими вратами прячется его «Евхаристия». Увидеть её часть получится только в определённых случаях- во время литургии при открытии врат и в пасхальную неделю (иногда в храме проводятся службы).

-23

«Евхаристия» Харламов Н.Н. (Фото из интернета.)
«Евхаристия» Харламов Н.Н. (Фото из интернета.)

А вот харламовский «Христос во славе» в главной апсиде хорошо виден всегда.

-25

Что такое нимб, знают все. А что означает мандрола, думаю, мало кто ответит. Так вот- овальное сияние вокруг всей фигуры Христа и есть мандрола. Шестикрылые серафимы (красные), херувимы (с голубыми крыльями), символы евангелистов (ангел, орёл, телец, лев), архангелы- все тоже здесь.

-26

Немного по-другому изобразил эту икону ещё один замечательный художник, работавший над эскизами для Спаса на Крови, Кошелев Николай Андреевич. Его «Христос во славе» находится снаружи здания, в одном из кокошников. По бокам от Христа- коленопреклонённые Александр Невский с моделью храма в руках и Николай Чудотворец.

-27

Во внутреннем же оформлении Кошелевым созданы «Бегство в Египет» и «Преображение Господне».

-28

«Бегство в Египет» Кошелев Н.А.
«Бегство в Египет» Кошелев Н.А.

«Преображение Господне» Кошелев Н.А.
«Преображение Господне» Кошелев Н.А.

Очень интересно будет рассмотреть южную и северную стены. Они украшены мозаиками со сценами из земной жизни Христа. Шесть сюжетов на южной стороне написаны художниками Порфировым И.Ф. и Отмаром В.И.

Центральная часть южной стены: «Крещение Христа» Порфиров. «Отрок Иисус в храме» Отмар. «Явление ангелов пастырям» и «Рождество Христово» Порфиров. «Сретение» Отмар.
Центральная часть южной стены: «Крещение Христа» Порфиров. «Отрок Иисус в храме» Отмар. «Явление ангелов пастырям» и «Рождество Христово» Порфиров. «Сретение» Отмар.

Мозаика из кантарели (смальты на подложке из золотистой фольги) придаёт необыкновенное свечение частям изображений.
Мозаика из кантарели (смальты на подложке из золотистой фольги) придаёт необыкновенное свечение частям изображений.

«Явление ангела Иосифу во сне» Отмар В.И.
«Явление ангела Иосифу во сне» Отмар В.И.

Северную стену украсили деяния Господа, изображённые Рябушкиным А.П., Киселёвым А.А., Отмаром и Беляевым. Божественная сущность Христа показана через творимые им чудеса.

Центральная часть северной стены: «Исцеление сухорукого», «Хождение по водам», «Исцеление бесноватого отрока» Рябушкин. «Исцеление двух слепых» Киселёв. «Призвание апостола Матфея» Рябушкин. «Беседа Христа с Самарянкой» Отмар.
Центральная часть северной стены: «Исцеление сухорукого», «Хождение по водам», «Исцеление бесноватого отрока» Рябушкин. «Исцеление двух слепых» Киселёв. «Призвание апостола Матфея» Рябушкин. «Беседа Христа с Самарянкой» Отмар.

Левая часть северной стены: «Исцеление кровоточивой» Киселёв.
Левая часть северной стены: «Исцеление кровоточивой» Киселёв.

Правая часть северной стены: «Христос в доме Марии и Марфы» и «Исцеление бесноватого в Капернауме» Беляев.
Правая часть северной стены: «Христос в доме Марии и Марфы» и «Исцеление бесноватого в Капернауме» Беляев.

Рассматривая библейские сюжеты, скорее всего, вас посетит желание почитать Библию. Интересно же!.. А потом прийти сюда снова- и изображения «заговорят». Я намеренно не рассказываю их истории, хоть и прочитала обо всех, что увидела. В общем, рекомендую 😉. Небольшой спойлер: в разных частях храма можно найти связанный сюжет из картин. Приведу один пример. На северной стене есть изображение, как Иисус посещает в Вифании (селение рядом с Иерусалимом) дом Марии и Марфы, сестёр Лазаря, его друга. Через какое-то время приходит весть о смерти Лазаря. Христос специально приходит только через четыре дня и демонстрирует чудо воскрешения, которое мы можем увидеть на арке западной стороны.

«Воскрешение Лазаря» Титов М.А.
«Воскрешение Лазаря» Титов М.А.

После этого события Спаситель въезжает в Иерусалим (картину об этом в полукуполе я уже показывала) и проходит через известные испытания, что мы и видим в изображениях вокруг Сени. Там же две картины под потолком о жизни Лазаря до и после воскрешения. На одном из столбов- изображение этого праведника, позже ставшего епископом на Кипре. В двух словах- взаимосвязь сюжетов. Понимая что о чём, рассматривать становится увлекательно.

Южная и северная стены, все пилоны, плафоны и своды выложены мозаикой из смальты мастерами частной фирмы Фроловых.

Владимир Александрович Фролов- потомственный мозаичист. Он использовал технику быстрого набора. (Во время советской власти продолжал работать по профессии. Его работы можно увидеть в Мавзолее, на московских станциях метро- Маяковской и Новокузнецкой и много, где ещё. К сожалению, жизнь мастера оборвалась трагически- от голода во время блокады Ленинграда в 1942 году, где он работал до последнего.)

Композиции на западной стене храма, а также иконы алтаря и киотов выполняли другие мозаичные мастерские, в иной технике.

В киотах размещались особо чтимые иконы, но из всех сохранились только центральные- «Александр Невский» и «Воскресение Христа» по картонам Нестерова Михаила Васильевича. Мозаики отшлифованы особым способом, отчего имеют наибольшее сходство с живописными изображениями. Сами киоты изготовлены Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабриками из родонита, порфира и яшмы.

-38

«Святой благоверный князь Александр Невский» Нестеров М.В.
«Святой благоверный князь Александр Невский» Нестеров М.В.

«Воскресение Христа» Нестеров М.В.
«Воскресение Христа» Нестеров М.В.

Это «Воскресение» тоже написано Нестеровым.

-41

Иконостас по эскизу главного архитектора Спаса на Крови, Парланда А.А., был выполнен из разноцветного мрамора итальянскими мастерами в Генуе. Красно-коричневый цвет плавно переходит в светло-жёлтый и благодаря кружевной резьбе создаётся ощущение дерева.

-42

Привлекают внимание позолоченные серебряные царские врата, украшенные чеканкой, драгоценными камнями и эмалью. Их создала знаменитая петербургская фирма «Братьев Грачёвых» в 1900 году. Уникальное произведение было утрачено после революции. Сложнейшая реконструкция в 21-м веке вернула исторический вид центральному иконостасу.

-43

По бокам от врат находятся две мозаичные иконы по эскизам Васнецова В.М.- «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Изначально Парланд хотел, чтобы Васнецов оформил весь храм своими работами. Но у Виктора Михайловича на то время было много заказов, поэтому его произведения в интерьере мы можем видеть только здесь. И в экстерьере- изображения Страстей Христовых над крыльцами входов.

-44

-45

-46

Рядом с васнецовскими образами в иконостасе находятся композиции Нестерова.

Наверху- «Христос по дороге в Эммаус». Слева- «Вознесение».
Наверху- «Христос по дороге в Эммаус». Слева- «Вознесение».

Сверху- «Троица». Справа- «Сошествие во ад», где Спаситель подаёт руку прародителям, Адаму и Еве, показывая искупление их грехов своей жертвой.
Сверху- «Троица». Справа- «Сошествие во ад», где Спаситель подаёт руку прародителям, Адаму и Еве, показывая искупление их грехов своей жертвой.

-49

Перед алтарём, на столбах солеи, красивая композиция «Благовещение». Написал её сам Парланд.

-50

-51

После Благовещения- хронологичное продолжение на южной стене. Один из сюжетов изображён Павловым В.П.- «Встреча Марии с Елизаветой» (двоюродной сестрой, ставшей матерью Иоанна Крестителя).

-52

Сложно поверить, но в 30-е годы прошлого века храм хотели уничтожить, объявив его «не представляющим исторической ценности» 😨. В тот день, когда был назначен взрыв, началась Великая Отечественная война… Чудом Спас на Крови сохранился и в хрущёвские времена. Сейчас проделана огромная работа по восстановлению. Кроме мозаичного убранства и камнерезных шедевров, восстановлен шикарный пол из разных видов мрамора.

-53

-54

Реставрация Спаса на крови продолжается до сих пор. Бережно, по частям, не закрывая вход для посетителей.

-55

Попасть сюда можно в любой день за 450 рублей, если относитесь к категории молодёжи 19-55, мужчины 19-60 лет. Остальным билет в два раза дешевле. В стоимость входит экскурсия (по желанию).

Напоследок, приятный бонус.

Каждую субботу в 18:00 начинается литургия и зайти можно абсолютно свободно. При этом, в храме много туристов, и не запрещено передвигаться и фотографировать (в пределах разумного).

-56

Столпотворений я не наблюдала- люди заходят и выходят. А какое там пение!.. Божественное. Кроме того, службы проходят по утрам в выходные и праздничные дни. 🤗

-57