Найти тему

Развитие эмоционального интеллекта у детей: эмоции и потребности. Навыки экологичного общения.

Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать и выражать свои эмоции и потребности, регулировать своё поведение в соответствии с ними, а также умение распознавать чувства и потребности других людей.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

-контакт со своими потребностями, умение сообщить окружающим о них

-управление поведением

-умение распознавать эмоции и намерения других людей

Сегодня мы поговорим о том, как связаны эмоции с потребностями, и как научить малыша слышать и слушать себя.

Ребёнок может без труда сообщить взрослому что голоден или хочет спать. Это витальные базовые потребности. Наши физиологические механизмы хорошо работают на их распознание и удовлетворение. Но в процессе жизни ребёнка возникают такие неочевидные потребности, которые мы, взрослые, можем упустить из вида.

Например, ребёнок злится, когда у него по какой-то причине забирают игрушку. Первое, что может прийти на ум – ребёнок капризничает или жадничает, не умеет делиться игрушками. На самом деле, задета его потребность в безопасности и самоактуализации. Только что он обладал игрушкой, чувствовал себя комфортно, наслаждался игрой, а теперь его границы нарушены и его злость пытается сообщить ему об этом. Сам ребёнок вряд ли сможет объяснить почему ему так плохо, почему он готов лезть в драку чтобы вернуть отобранную вещь. Часто так и получается, и «отвоёванная» игрушка даже в качестве трофея вряд ли теперь будет его радовать. А может найдётся кто-то, кто с укоризной скажет: «ну, вот! Так, значит, игрушка тебе была нужна?! Что же ты её бросил? А мог бы просто поделиться!» Злость в таком случае не станет меньше, она только усилится, и вместе с ней возрастёт агрессия.

Чтобы таких ситуаций в жизни малыша становилось меньше, нужно учить ребёнка слышать себя, своё тело, мысли и эмоции. Для начала близким и значимым взрослым нужно завести правило самим озвучивать свои потребности и эмоции в я-сообщениях. «Я хочу побыть в тишине. Мне грустно, что у меня не хватило времени для любимого дела», «я злюсь и расстраиваюсь, что моя любимая чашка разбита», «как же я счастлива, что наконец могу обнять тебя после разлуки!»

Пока ребёнок только знакомится со своими эмоциями можно также использовать ты-сообщения. В них нужно нейтрально, без вопросов и нравоучений описать внутренние переживания ребёнка в ответ на внешнюю ситуацию «Ты злишься, что у тебя забрали игрушку, потому что тебе было с ней весело и ты хотел продолжить игру».

Тогда в ответ вы наверняка услышать «Да!», и сможете предложить малышу решение проблемы, подчеркнув его значимость. «Ты можешь пригласить в игру друзей или найти другое увлекательное занятие, чем бы ты хотел сейчас заняться?», «Ты можешь вернуться к игрушке позже, сразу после еды, а пока она постоит и посмотрит на тебя», «если захочешь, ты можешь поделиться игрушкой, дать её на время, ведь она действительно классная! А друг может дать тебе взамен свою любимую игрушку».

Таким образом, вы обратите внимание на его потребности, ребёнок поймёт, что сам в праве выбирать как реагировать, какие эмоции сейчас уместны и какое поведение будет наиболее эффективным.

Конечно, это всё может не сработать сразу, но, повторюсь, основная цель такого экологичного общения научить ребёнка слышать и слушать себя.

Предлагая ребёнку выбор в проявлении эмоциональных и поведенческих реакций мы также учим его ответственности за выбранное поведения. Последствия поведения в перспективе могут выступать в качестве наказания или поощрения проявленных действий. Что, в свою очередь, может подкрепить полезные навыки и/или свести на «нет» социально нежелательные поступки. В следующий раз мы поговорим именно об этом, а также о способах регуляции поведения.

Педагог-психолог, магистр программы «Психология здоровья», контекстуально-поведенческий психолог, Татьяна Евдокимова.