С высоты циничных лет. С любовью и доброй памятью к Буратино, деревянному мальчику, который не хотел стать человеком.
"Приключения Буратино". Фильм-сказка 1975 года режиссера Нечаева.
Одна из любимых сказок и кино-сказок детства. Фильм родился на 2 года раньше меня и его не стыдно показывать детям и сейчас... мне так кажется.
Все нижеперечисленное - не серьезный разбор, но фантазии взрослой тетеньки, которой иногда нечем занять себя. Попалась на Ютубе песня Пьеро, прекрасно исполненная талантливым мальчиком лет 11 по имени Федор Выграненко (рекомендую, кстати, послушать эту песню в его исполнении!).
После захотелось снова услышать оригинал и, открыв фильм, перемотала на саму песню Пьеро.
Сходила на кухню, налила бокал красного вина и села слушать. Послушала. Посидела, подумала. Потом перемотала на начало фильма, нацедила второй бокал и заверте...
Конечно, это сказка! Любимая сказка детства. Добрая, милая и немножко поучительная, снятая великим и непревзойденным Мастером. Ровным счётом ничего из того, что насловоблудилось ниже...ничего этого нет! Это пыль, фантазии и просто циничный отголосок прожитых лет.
И всё же...
Кино началось. Джузеппе - старый столяр и пьяница по прозвищу «Сизый нос»... собственно, почему он Сизый Нос по фильму - не особо понятно! у артиста и персонажа нос вполне обычный и цвет лица ничем не говорит о его пагубных наклонностях... Режиссер Нечаев пожалел детей или строгие цензоры приемной комиссии пообещали показать всем кузькину мать за пропаганду пьянства среди советских детей..? Весьма возможно.
Итак, старый столяр и пьяница по прозвищу «Сизый нос» (классический первоисточник настаивает, что он именно пьяница!), которому однажды попалось подозрительное, непослушное полено. То ли это был продукт инопланетного разума, то ли мужичок от количества употребленных им горячительных напитков настолько преисполнился в своем сознании, что вместо чертей и белочки стал "ловить" пищащую чурку... Впрочем, что он пьянчуга, я как зритель охотно верю, ибо скачущую по мебели и полу деревяшку видит только он; друг Карло, обеспокоенно заглянувший во двор к соседу, как будто бы ничего сильно подозрительного не замечает, кроме самого Джузеппе.
В то, что Джузеппе старый столяр, верится с трудом: "мастерство не пропьешь" - это не про него. Скорее, сапожник без сапог: единственный стул мгновенно сломался и рухнул под бедным соседом и другом Карло! и в целом становится понятно, почему "опытный" и возрастной мастер вполне почетной и нужной (в средневеково-сказочной вселенной "Буратино") профессии беден как церковная мышь - к нему никто не ходит, не заказывает столы, табуретки и игрушки детям, а уж о заказах посложнее - буфеты, комоды, кровати и уличные скамейки - и думать нечего. Такой вот персонаж встречает нас в самом заделе поучительной детской сказки!
Если о столяре Джузеппе пытливый зритель может понять очень многое лишь по краткому начальному эпизоду, то о Карло мы не знаем почти ничего. Вопросов в данном случае больше, чем ответов. И понять что-то определенное - не представляется возможным. Мы лишь видим, что он шарманщик. Так же, как Джузеппе, еле сводит концы с концами. Но Джузеппе хоть и алкоголик (больной, зависимый человек, непритязательная душа, измученная употреблением "горькой"!), но имеет настоящую профессию. Карло же фактически бомж, ленивый и не очень умный! Почему? Смотрим.
Не старик (явно младше Джузеппе) и выглядит вполне бодрым, хранит следы былой красоты и мужественности на лице, здоров и хорошо управляется всеми конечностями, не пьет, крепкие ноги уверенно топчут грешную землю... при этом к своему солидному возрасту не приобрел никакой прибыльной профессии - даже беглый обзор его жилища не позволяет даже предположить, чем он занимается целыми днями, что ему нравится или чего он хочет. Это странно, т.к. и руки у Карло в целом "не растут из жопы" ибо, получив от друга Джузеппе обычное полено, он быстро и со вдохновением вырезал из него симпатичную куклу...почему же он не зарабатывает этим на жизнь, спрашиваем мы себя?! Ведь вполне мог бы, как Лонгрен из "Алых парусов" (моряк и талантливый ремесленник) вырезать из дерева нехитрую утварь и детские побрякушки на продажу...
Мог бы. Но нет. Даже получив халявный материал для строительства и поделок, а также дельный совет (алкаш Джузеппе продолжает расти в наших глазах!), он и не мыслит о том, чтобы соорудить что-то полезное в хозяйстве и продать на рынке или отдать на реализацию лавочнику. Его фантазия не идёт дальше чем выпилить из деревяшки куклу, привязать к её ручкам-ножкам верёвочки и снова ходить по дворам, пробираясь и унижаясь, выклянчивая самые мелкие гроши, недоеденные корки и перепревшие прошлогодние груши!.. почему, собственно, подобный перформанс должен быть интересен добрым жителям неназванного города - не ясно; развлечений вполне цивилизованных, у них хватает - даже вон заезжие кукольные театры имеются! Карло же это либо невдомёк либо по барабану - вместо труда он предпочитает уныло таскаться по улицам города со старой шарманкой, выбирая при этом самые безлюдные заулки и тупики, где нет никого, чтобы бросить ему хоть пару монет - выйти на центральные людные улицы или отправится в богатые пригороды ума не хватает.
Возвращаясь к возможному профессиональному занятию Карло, он даже не музыкант, ибо нельзя же назвать шарманку полноценным музыкальным инструментом! - крутить ручку издающего звуки ящика может и маленький ребенок и древний старик. И даже когда этот музыкальный ящик, единственное средство к существованию героя, начинает стареть и приходить в негодность (о чем Карло и жалуется другу Джузеппе), он не даёт себе труда изучить его нехитрое устройство и починить (хотя явно мог бы хоть попробовать - причудливая деревянная кукла во много раз сложней и времени у бездельника Карло вагон!), а ноет и предается унынию.
Кто же такой этот Карло - здоровый мужик без определенного рода занятий? А чорт его знает!
Но в целом понятно, почему названный сын его получился лоботрясом и дурачком! Ведь у папаши не хватает мозгов даже чтобы вскопать клочок земли возле дома, посадить там нехитрую зелень и простейшие овощи - чтобы накормить сына он спёр с овощного лотка обычную луковицу! А ведь лук это на 90% вода... - как же он сам умудрялся выживать, чем питался ежедневно, почему соседи не смеялись и не показывали пальцем на здорового мужика, которому в лом посадить под окном несколько картофелин, редиску и кабачок?!
Да уж, вот так поучительная сказка. И снова вопрошаю я пустоту микрокосма: удивляюсь ли тому, что у столь мутного отца получился такой бестолковый сын!.. нет, не удивляюсь. Ведь выстругивая своего Буратино, Карло умудрился, как и любой творец своего произведения, вдохнуть душу, наделить чертами и своего характера... А бестолковый, но добрый и весёлый сын не виноват в том, что он дурачок, ибо его с первых минут жизни так научили - нищета кругом, нищий тунеядец-отец, какой-то таракан за печкой, который в первые минуты твоей жизни запугивает тебя всеми карами небесными. Тут можно только посочувствовать!
Кстати, закончив работу над деревянной куклой, у Карло откуда-то нашлась для неё вполне симпатичная одежда: мальчуковые шортики, бумажная, но яркая - что? - рубашка и башмаки по размеру. Снова загадка!
Одно можно записать в актив Карло - он без задней мысли продал свою старую куртку, чтобы купить Буратино книжку-азбуку. Что будет делать несчастный мальчик в школе с одной азбукой - без арифметики, грамматики, природоведения и других книжек - большой вопрос. Что он будет кушать в школе и после школы? Как будет развиваться дальше без игрушек, книжек? Почему Карло не снабдил деревянного мальчика ценными указаниями вроде того, что такое школа и почему важно там учится, правил поведения в обществе, что такое деньги и как их зарабатывают и многого другого? Почему отправил новорожденного первоклассника без документов и справки о здоровье одного в первый день?.. Занят был?! Возможно. Мы лишь видим, что он поставил цветочек на стол и позвал своего друга Джузеппе, чтобы ожидание Буратино из школы не было таким унылым... Не позаботился об обеде, не побежал искать работу, раз уж в одночасье заделался опекуном несовершеннолетнего...
Цветочек в вазу поставил!! Молодец, чо.
При более углубленном размышлении понимаешь, почему сей добрый муж дожил почти до благородных седин, не обзаведясь семьёй. Почему ни одна женщина не позарилась... Н-да.
Итак, Буратино убежал в школу, а Карло остался ждать дома.
На этом Шахразаду застигло утро и она прекратила дозволенные речи! Буду смотреть дальше. Правда не уверена я, что впереди в этом фильме будет что-то, что вызовет столь бурные эмоции. Будем посмотреть.
----------------------