Найти в Дзене
Геополитик

Стратегическое партнерство России и Китая в глобальном измерении

Стенограмма доклада Р.Д. Гребнева на научной конференции  Китайской национальной ассоциации исследований инноваций и стратегий развития
24 марта 2024 г.
Стенограмма доклада Р.Д. Гребнева на научной конференции Китайской национальной ассоциации исследований инноваций и стратегий развития 24 марта 2024 г.

* Защищено авторским правом, Гребнев Руслан Дмитриевич, 24 марта 2024 г.

Здравствуйте, уважаемые участники конференции!

Сегодня в России объявлен день общенационального траура. Прошу почтить минутой молчания жертв варварского теракта, совершенного в Московской области 22 марта 2024 г.

Спасибо!

Разрешите представить краткий отчет о некоторых результатах исследования вопросов стратегического партнерства России и Китая в глобальном измерении.

20–22 марта 2023 г. состоялся визит Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в Москву для переговоров с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. В результате международной российско-китайской встречи на высшем уровне было подписано Совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Указанное Совместное заявление является началом нового этапа развития стратегического партнерства России и Китая.

31 марта 2023 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил новую концепцию внешней политики, в которой в очередной раз была подтверждена приверженность России идее формирования справедливого многополярного мироустройства. 28 июня 2023 г. был принят Закон Китайской Народной Республики «О международных отношениях», нацеленный на регулирование «международных отношений нового типа», понимаемых как «международные отношения, содействующие глобальному развитию». В системе международных отношений «нового типа» КНР «остается верной принципу равенства всех стран, независимо от размера, силы или уровня развития, и уважает пути развития и социальные системы, выбранные независимо народами всех стран»[1].

1 января 2024 г. вступило в силу решение, принятое на XV Саммите БРИКС в Йоханнесбурге, о присоединении к межгосударственному объединению новых членов. Членство в БРИКС свидетельствует о приверженности стран-участников внешнеполитическому курсу, направленному на развитие полицентричной системы международных отношений и входящему в противоречие с геополитическим проектом США. В контексте заявленной темы расширение БРИКС может рассматриваться как поэтапная реализация согласованных с региональными лидерами и державами внешнеполитических стратегий России и Китая, предполагающих системное участие РФ и КНР в выработке и реализации глобальной политики.

Вследствие конкуренции двух глобализационных проектов, соответственно предполагающих формирование многополярного мира или безусловное лидерство США в международных отношениях, актуальная система международных отношений характеризуется глобальной поляризацией по принципу приверженности государств одному или другому глобализационному проекту. При этом глобализационный проект США, как известно, основан на геополитическом подходе, подразумевающем использование военного могущества в целях распространения политического влияния США на зарубежные государства. В то время как концепция многополярности имеет геоэкономическое измерение и основана на принципах взаимной выгоды и общности интересов, соответствующих идеям равенства и справедливости.

В условиях поляризации международных отношений стратегическое партнерство России и Китая выполняет функции гарантий многополярности. Возглавляя авангард государств, стремящихся к формированию многополярного мира, внешняя политика России и Китая имеет геоэкономические основания, содействующие глобальному развитию. При этом внешнеполитические доктрины России и Китая не лишены геополитического измерения, необходимость которого связана с вынужденным противодействием геополитике Англосаксонского мира.

Против России и Китая применяются одни и те же меры геополитического характера. Россия вынуждена противодействовать расширению НАТО на Восток и проводить Специальную военную операцию на территории Украины. В целях сдерживания развития Китая Англосаксонским миром сформирован военный альянс АУКУС, а США, нарушая государственный суверенитет КНР, проводят политику, направленную на подмену китайской идентичности на Тайване. В этой связи геополитические основания внешней политики России и Китая не могут быть сняты со счетов, а военные потенциалы РФ и КНР подлежат развитию, в том числе в порядке разработки новых видов вооружений, способных сдерживать неоколониальную политику Англосаксонского мира, вплоть до ее разворота в сторону многополярности.

Созидательные геоэкономические основания внешней политики России и Китая во многом связаны с евразийской идеей. Несмотря на наличие некоторых противоречий в понимании евразийской идеи в академических сообществах России и Китая, формы реализации этой идеи гармонично дополняют и продолжают друг друга. Китай ранее других акторов глобальной политики приступил к реализации трансрегиональных проектов, к которым безусловно следует относить инициативу «Один пояс – один путь». Евразийский экономический союз при участии России, при этом, не противоречит китайской инициативе. Оба проекта евразийской экономической интеграции вполне совместимы, и их совместная реализация имеет положительную перспективу.

Совместно выступая в качестве гарантов многополярности, Россия и Китай заинтересованы в скорейшей стабилизации системы международных отношений. Такая стабилизация возможна при условии формирования нового геополитического баланса и экономического паритета в мире. В этой связи представляется обоснованным выделить следующие актуальные совместные задачи России и Китая в глобальной политике:

- дальнейшее расширение БРИКС как основы нового многополярного мироустройства;

- содействие в формировании макроэкономики, не зависящей от доллара США;

- реформирование Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета ООН, призванных сбалансировать геополитические и геоэкономические интересы ключевых акторов глобализации политических процессов;

- защита и восстановление государственного суверенитета РФ и КНР в порядке успешного завершения Специальной военной операции России на территории Украины и возвращения Тайваня в политико-правовую систему Китая соответственно.

Спасибо за внимание!

[1] Закон КНР «О международных отношениях» https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/the-law-on-foreign-relations-of-china-20230629 (дата обращения: 18.03.2024 г.)