- А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
- Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской"
Фильмография актёра Льва Лемке насчитывает почти девять десятков названий. Это и полнометражные художественные фильмы, и музыкальные комедии, и картины для детей, и фильмы-спектакли, в которых Лемке снимался, возможно, даже с большим удовольствием, чем в "настоящем" кино. Можно предположить, что это связано во многом с тем, что в фильмах Лев Исаакович играл, как правило, очень небольшие роли, и зачастую его имени не было даже в титрах, а вот в телеспектаклях ему режиссёры часто давали сыграть роли главные. Как и в спектаклях обычных.
Впрочем, обо всём по порядку. Родился Лев Лемке 25 августа 1931 года в обычной семье. Местом его рождения иногда называют Днепропетровск, Википедия же пишет, что родился он в Ленинграде. Здесь же, в Ленинграде, он в 1948 году окончил мужскую среднюю школу № 51 и пошёл работать на Опытный оптико-механический завод треста "Русские самоцветы". А Днепропетровск, возможно, стал частью его биографии в 1955 году, когда Лемке, отслужив по призыву в рядах Советской армии, поступил в этом городе в театральное училище. К слову, театр вошёл в его жизнь ещё до того, как будущего актёра призвали в ряды Вооружённых сил - Лемке, проработав на заводе полтора года, стал рабочим сцены в Ленинградском Большом драматическом театре тогда ещё имени Горького. В этой же должности он подрабатывал в театре имени Ленинского комсомола, а также в Ленинградском государственном театральном институте имени Островского. И совершенно определённо решил после армии связать свою жизнь со сценой. Но, я думаю, трезво оценив свои шансы на поступление в театральный институт в Ленинграде, он решил пойти другим путём - и окончил в 1959 году то самое Днепропетровское театральное училище. Между прочим, в числе выпускников этого училища значится, к примеру, такой популярный советский и российский актёр театра и кино как Сергей Гармаш, получивший здесь специальность "артист театра кукол".
После окончания театрального училища Лемке остался в Днепропетровске - он стал актёром местного театра русской драмы имени Максима Горького. К тому времени он был уже женат - ещё на первом курсе Лев познакомился с молоденькой симпатичной Валей Дроздовской. Семнадцатилетняя студентка была очарована своим более старшим (Лемке уже исполнилось двадцать четыре года) однокурсником, и вскоре они поженились. А на следующий год у пары родился сын Сергей. Брак их, кстати, оказался на удивление (для актёрской среды) крепким - они прожили вместе до конца жизни Льва Исааковича. А Сергей тоже стал телевизионщиком. Окончив Ленинградский политехнический институт, он стал оператором и внештатным журналистом на Ленинградском ТВ, потом работал в других телекомпаниях, в 2004 году был признан Лучшим оператором "ТРК - 5-й канал".
Кстати, история умалчивает, почему Лемке поступал именно в Днепропетровское училище. Во всяком случае, я не нашёл об этом никакой информации. Поэтому рискну предположить наличие романтической истории. Например, что Лев Лемке проходил срочную службу именно в этом городе. И однажды в увольнении на выходной встретил Валю, которая тогда ещё училась в школе. И она рассказала ему, что собирается стать актрисой. И поэтому будет поступать в местное театральное училище. А Лемке, у которого очевидно уже был за плечами определённый артистический опыт (наверняка его задействовали режиссёры в каких-нибудь массовках, когда тот был рабочим сцены в БДТ, питерском Ленкоме и ЛГИТМиК - это общепринятая практика), чтобы не потерять свою любовь, решил поступить в училище с ней за компанию. Я думаю, такая версия имеет право на существование. Ну, а если кто-то знает иную - достоверную - информацию, то можете её сообщить, и я внесу коррективы в этот текст.
В Днепропетровске Лемке и его жена проработали до 1960 года. Лев Исаакович служил, как я уже говорил, в местном драмтеатре имени Горького, а Валентина, к слову, совмещала театр и ТВ - была одним из первых дикторов Днепропетровского телевидения, начавшего своё вещание за год до окончания ею театрального училища.
А потом актёра пригласили в Московский театр миниатюр (сейчас это театр "Эрмитаж"), находящемся тогда в Центральном доме культуры железнодорожников на площади трёх вокзалов. Кстати, именно этот дом культуры вошёл в историю, благодаря бессмертным "12 стульям" Ильфа и Петрова - по версии романистов, его построили на найденные в стуле сокровища мадам Петуховой.
А когда в 1962 году Театру миниатюр передали здание на Каретном ряду (где "Эрмитаж" находится и поныне), Лемке получил приглашение из Ленинграда - от самого Николая Акимова, возглавлявшего тогда Театр комедии, ныне носящий имя этого режиссёра.
Лемке, разумеется, принял его предложение, ведь в Москве ему предлагали лишь небольшие характерные роли. Ну и дополнительным аргументом в пользу переезда в Северную столицу послужило то, что Валентине Дроздовской также сразу предложили место диктора Ленинградского телевидения.
Валентина Владимировна так и проработала всю свою жизнь на Ленинградском телевидении. А ещё она писала стихи.
А любовь несла меня не боясь погони,
Бушевала пламенем, словно конь-огонь,
Я по воле случая падала с коня...
„До чего ж везучая,” – это про меня.
Падала удачница прямо в васильки,
Знала – рассудачатся злые языки
Кто-то приговаривал: „Ох, беда, беда.”
Зубы зло оскаливал: „Сгинешь, красота!”
Я в ответ: „Почтенные, никакой беды,
Разве грех – падение в синие цветы?”
Конь-огонь отыщется – не по мне ходьба,
Я – его владычица, он – моя судьба.
Полно, добры молодцы, что вам до меня?
Ведь не даром молвится: „Падать – так с коня!”
В Ленинградском театре комедии Лев Лемке быстро стал одним из ведущих актёров. Он играл во множестве спектаклей, поставленных как самим Акимовым, так и другими режиссёрами. Расплюев в "Свадьбе Кречинского" по пьесе Сухово-Кобылина, Фома Опискин в спектакле "Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому, Виолончель в "Концерте для..." Михаила Жванецкого - его талант позволял преображаться в кого угодно.
А в 1963 году Лев Лемке впервые сам выступил в роли режиссёра - вместе с актрисой этого же театра Верой Карповой он поставил спектакль "Рассказы взрослым о детях" по книге Виктора Драгунского "Денискины рассказы". И это был не единственный режиссёрский опыт Льва Лемке. Так, в 1974 году - уже после смерти Николая Акимова - он восстановил поставленный мэтром спектакль по Чехову "Пёстрые рассказы", в 1978 году им была осуществлена постановка пьесы Бориса Рацера и Владимира Константинова "Ход конём", в 1982 - "Акселератов" Семёна Раскина.
Причём, кроме Театра комедии, он в качестве режиссёра работал и на других питерских сценах. В Музыкально-драматическом еврейском театре "Симха" Лемке поставил мюзикл "Еврейское счастье", в Театре имени Ленинского комсомола - спектакль "Почему он молчит?.." по пьесе Генриха Рябкина, в "Приюте комедианта" - "Люксембургский сад" братьев Шаргородских. И, как правило, он сам играл в тех спектаклях, которые ставил. Правда, критика не всегда была благосклонна к Лемке-режиссёру. Так, на спектакль "Палоумыч", поставленный Львом Лемке в 1992 году в театре "Балтийский дом" (то есть, в переименованном Ленкоме), Петербургский театральный журнал откликнулся рецензией следующего содержания:
"Палоумыч" в "Балдоме" - это уже настолько говорит за себя, что здесь бы можно и остановиться. Но пока в журналах платят не за правильные ответы, а за строчки — поэтому пойдём дальше.
Нет, никто ничего против комедии не имеет. Весёлый спектакль с забавными положениями и современной подоплёкой - что ещё можно желать? Если он, действительно, смешит. Если режиссёр владеет комедийной стихией. Если актёры умеют легко и непринужденно двигаться, подавать реплики и быть органичными в оболочке шаржированных героев. Многовато "если"? Ну, так напоследок ещё одно — а если нет? В "балдомовском" "Палоумыче", пожалуй, только А. Малныкин в заглавной роли, да С. Чернова, играющая влюблённую в него школьницу Зою, вышеперечисленным требованиям вполне отвечают. Доводя до абсурда характеры своих героев, они тем самым оттеняют "достоинства" пьесы, делая ее ещё одним объектом нашей иронии. Той самой иронии, которая пробивается в сценографии М. Мокрова, поместившего "палоумычей" в голубоватый рай с барашками облаков и беленькими дверями без стен. Но остальное… Эх, одним словом, Палоумыч!
А ещё Лемке очень много снимался в кино. Правда, к великому сожалению, хотя его фильмография насчитывает под сотню названий, главных ролей у актёра было до обидного мало. Но даже в те несколько минут экранного времени, которые, как правило, отводились его персонажам, он успевал показать глубину своего таланта.
Первое появление Льва Лемке на большом экране датируется 1963 годом. В музыкальном фильме "Черёмушки", поставленном Гербертом Раппопортом по оперетте Дмитрия Шостаковича "Москва, Черёмушки", Лемке сыграл небольшую роль соседа главных героев. Роль была совсем маленькая, даже фамилии актёра в титрах не было, но, думаю, уроки мастерства, полученные им от своих партнёров, в числе которых были Василий Меркурьев, Рина Зелёная, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и множество других, уже знаменитых артистов, не прошли для Лемке даром. Интересно, что из названия оперетты Шостаковича было убрано слово "Москва". Видимо, по той причине, что фильм снимался в Ленинграде, а свои "Черёмушки" тогда стали появляться практически в каждом большом городе. Ну, а для композитора эта оперетта стала единственной в его творчестве - больше он к "лёгкому" жанру не возвращался. Да и как-то сложно всё-таки ассоциировать автора "Ленинградской симфонии" и оперы "Леди Макбет Мценского уезда" с развлекательными песенками. А фильм, к слову, получился вполне смотрибельным.
Со своими партнёрами по "Черёмушкам" Евгением Леоновым, Сергеем Филипповым и Мариной Полбенцевой Лев Лемке снялся и в следующей картине - "Крепостная актриса" (1963 г.). В комедии режиссёра Романа Тихомирова у Лемке роль была тоже не очень большая, но в титрах исполнитель роли дирижёра и балетмейстера Франсуа на этот раз указан был.
В 1965 году Лемке сыграл, пожалуй, самую значительную свою роль в кино. Герцог де Маликорн, роль которого исполнил Лемке в сказке "Город мастеров", поставленной Владимиром Бычковым по пьесе Тамары Габбе (правда, сценарий, написанный Николаем Эрдманом, от пьесы довольно сильно отличался), - это самый зловещий персонаж. И при этом он не лишён своеобразного обаяния. Фильм этот был любим как детьми, так и взрослыми в СССР. Ну, а прекрасный актёрский состав - Зиновий Гердт, Леонид Каневский, Савелий Крамаров, Марианна Вертинская и другие - думаю, сыграл не последнюю роль в том, что в 1966 году этот фильм был признан лучшим для детей и юношества на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве.
Часто Льва Лемке привлекали к съёмкам в телеспектаклях. В общей сложности, он участвовал почти в четырёх десятках фильмов-спектаклей. Так, он сыграл Никифора Ляписа-Трубецкого в первой советской экранизации тех самых "12 стульев" Ильфа и Петрова, шута в "Песне про купца Калашникова", директора Конского парка культуры и отдыха Персюкова в "Домике, Володю в "Верю в тебя" и множестве других произведений для сцены, перенесённых на плёнку..
Ещё одна запомнившаяся зрителям, хотя и тоже весьма невеликая роль - корреспондент "Вечернего Ленинграда" в комедии "Сегодня - новый аттракцион" (1966 г.) Надежды Кошеверовой и Апполинария Дудко.
Стоит отметить и небольшой эпизод в "Старой, старой сказке" (1968 г.), снятой всё той же Кошеверовой по мотивам произведений Андерсена. К слову, цитата, вынесенная в заголовок статьи, именно из этого фильма.
И ещё одна роль Лемке - Соломон Беркович в военной драме Григория Липшица "Обратной дороги нет" (1970 г.). И хотя и здесь у его героя не очень много экранного времени, эта роль также стала творческой удачей актёра. Парикмахера, по воле судьбы ставшего партизаном, наверное, помнят все видевшие эту картину.
А вот практически главная роль в фильме "Карнавал" (1972 г.) - гениального сыщика, расследующего преступления в цирке - прошла практически мимо зрителей и в памяти мало отложилась. А ведь эта картина была поставлена знаменитыми Александром Аловым и Владимиром Наумовым - в хронологический промежуток между "Бегом" и "Легендой о Тиле".
Зато появление актёра чуть ли ни на несколько секунд в сказке "Двенадцать месяцев" (1972 г.) (режиссёр Анатолий Граник) заставило улыбаться всех - уж очень колоритен его Восточный посол.
Вообще, в разных комедиях Лемке снимался довольно много. Я думаю, всем памятны "Новые приключения Дони и Микки" (1973 г.), в одной из частей которых актёр сыграл бандита по кличке "Профессор". Их контрастный дуэт с Алексеем Смирновым - "Лопухом" - был просто уморителен.
Были у него и довольно трагичные роли. Правда, тоже совсем небольшие. Например, фискал Номер Девять в "Сломанной подкове" (1973 г.) Семёна Арановича.
А ещё Лемке часто играл разнообразных руководителей. Таких, как директор Кировского завода Исаак Зальцман в киноэпопее Михаила Ершова "Блокада" (1974 г.).
Забавный факт - в детективе "Золотая мина" (1977 г.), снятом режиссёром Евгением Татарским, персонажа Льва Лемке, архитектора, звали Илья Аркадьевич Дроздовский.
О том, что маленьких ролей не бывает, как говорил знаменитый Михаил Щепкин, можно убедиться, посмотрев фильм "Трое в лодке, не считая собаки" (1979 г.). Здесь Лемке появляется в кадре буквально на несколько секунд, но вряд ли есть хоть один зритель, не запомнивший его персонажа.
То же самое можно сказать и про министра Кисельвроде, сыгранного Львом Исааковичем в кинофарсе Сергея Овчарова "Левша" (1986 г.). Крохотный, в общем, эпизод крепко врезается в память зрителей.
Играл Лемке и разных политиков. На театральной сцене ему довелось перевоплощаться в Ленина, что считалось очень большим достижением в те времена. А в кино он два раза сыграл своего тёзку - Льва Давидовича Троцкого: в совместном советско-мексиканском историческом фильме "Эсперанса" (1988 г.) и в политической драме Леонида Марягина "Враг народа - Бухарин" (1990 г.). Кстати, "Эсперанса", ко всему прочему - это биографический фильм о судьбе Владимира Ольховича - русского инженера, покинувшего Советскую Россию в 1925 году. А снял его латиноамериканский режиссёр Серхио Ольхович - сын этого самого инженера.
К слову, в коллекции персонажей, сыгранных Лемке, есть и антипод Троцкого - Сталин. Правда, в данном случае, наверное, надо писать эту фамилию в кавычках, так как Лемке играет пациента психбольницы, представляющего себя "другом всех детей". Ну, о качестве советского кино, снятого в начале девяностых, я умолчу. Просто скажу, что был такой фильм - "Анекдоты" (1990 г.). Хотя снял его вполне хороший режиссёр Виктор Титов.
Тогда же, в 1990-м, на экраны вышла драма Аркадия Красильщикова "Рогоносец", в которой Лемке сыграл довольно большую и яркую роль врача-психиатра.
Но, хотя я и говорю, что советский кинематограф в начале девяностых находился в упадке, тогда были сняты фильмы, которые хочется и сегодня пересматривать. Одной из таких картин я считаю комедийно-детективную драму Виктора Сергеева "Гений" (1991 г.). Здесь роль, сыгранная Лемке, тоже эпизодическая, но как и многие его такие "маленькие роли" придаёт всему фильму определённый шарм. Думаю, большинство моих читателей согласится со мной.
Кстати, помимо собственно игры в кино, Лев Лемке довольно много персонажей дублировал и озвучивал. И, наверное, не многие знают, что Луи де Фюнес в комедии "Жандарм женится" в русском переводе говорит голосом Лемке.
Лев Исаакович Лемке скончался 4 августа 1996 года. Актёр трёх недель не дожил до своего 65-летия. Он был похоронен на Серафимовском кладбище Петербурга - практически напротив храма Серафима Саровского. Через два года ушла из жизни и его жена. Она была упокоена рядом с ним. А в декабре 2020-го здесь же, в могиле Валентины Дроздовской, похоронили и их сына Сергея. К сожалению, близкие Сергея Львовича не располагали (во всяком случае, на осень прошлого года) достаточным количеством средств, поэтому место захоронения Льва Лемке, Валентины и Сергея Дроздовских выглядело так.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Константин Скоробогатов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, Игорь Горбачёв, Анатолий Королькевич, Леонид Неведомский, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, театральные режиссёры Рубен Агамирзян, Владислав Пази, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Лидия Штыкан, Аркадий Шалолашвили, Нина Ургант, Владимир Гайдаров, Виктор Михайлов, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, Вера Кетлинская, Виктор Курочкин, Юрий Рытхэу, Глеб Горышин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, Аян Шахмалиева, Виктор Трегубович, Илья Авербах, Виктор Титов, Надежда Кошеверова, Владимир Венгеров, художник-постановщик Семён Мандель, знаменитый диктор Ленинградского телевидения Михаил Быков, писатель, журналист и "Рок-дилетант" Александр Житинский, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерины Инна Зубковская, Татьяна Вечеслова, театральные режиссёры Арсений Сагальчик, Давид Карасик, Зиновий Корогодский, художник Натан Альтман.
На Смоленском православном кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёры Станислав Ландграф, Алексей Федотов, Виктор Костецкий, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков, художник Владислав Мамышев-Монро, кинодокументалист Александр Якубовский, участник программы "Контрольная для взрослых" Илья Кочоров, самый известный фанат рок-группы "Алиса" Дмитрий Козырев ("Окорок"), барабанщик культовой группы "Кино" Георгий Гурьянов, загадочный Дедушка Петербургский, родители когда-то второго человека в СССР Алексея Косыгина. На этом кладбище установлен кенотаф в память о бас-гитаристе группы "Аквариум" Михаиле Файнштейне (Васильеве), прах которого, согласно его завещания, был развеян над Невой. И конечно же нельзя не сказать, что именно на этом кладбище упокоилась Ксения Петербургская - святая покровительница нашего города.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Антонины Шурановой, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак, Валентины Кибардиной, выдающегося конферансье Григория Баскина, знаменитого артиста балета Юрия Соловьёва. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, педагог Виктор Сорока-Росинский (тот самый Викниксор из Республики ШКИД), создатель самолётов "МиГ" авиаконструктор Михаил Гуревич, музыкант Юрий Морозов, кинорежиссёр Сергей Микаэлян.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров, актёры Константин Григорьев, Рудольф Фурманов, Сергей Поначевный, актриса Зинаида Шарко.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены актёры Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта, писательница Антонина Голубева, кинорежиссёр Игорь Масленников, исполнитель романсов Валерий Агафонов.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, поэт и писатель Анатолий Мариенгоф и его жена - актриса Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), Сергей Богаев ("Облачный край"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронены актёры Галина Короткевич, умершая за две недели до своего столетия, Виктор Перевалов, Владимир Границын.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёры Борис Понизовский, Сандро Товстоногов, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов, Тамара Алёшина, Всеволод Кузнецов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёров Илью Олейникова, Михаила Волкова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Ковалёвском кладбище нашёл свой покой рок-музыкант и поэт Александр Башлачёв.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного. Здесь захоронен прах Андрея Панова (Свина) - основателя панк-рока в нашей стране.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов, великий волейбольный тренер Вячеслав Платонов.
В Некрополе мастеров искусств похоронены режиссёр Георгий Товстоногов, актёр Николай Черкасов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.