Найти тему
Камилла

📚 Действительно ли дети 11-12 лет НЕ понимают прочитанное❓

Оглавление

_____________________________________

  • Данная проблема выбрана для того, чтобы узнать действительно ли младшие подростки (11-12 лет) НЕ понимают и НЕ принимают прочитанные произведения? С чем это может быть связано?

Разберемся, так ли это и с чем это может быть связано?

Для этого рассмотрим теорию возрастной психологии восприятия текста и примеры, взятые из произведений, телепрограмм и фильмов.

Возрастная психология восприятия текста👣

Каким образом возрастные психофизиологические особенности читателя влияют на восприятие текста?

Рассмотрим на примере детей 11–12 лет.

а) Дети 11–12 лет как читатели с точки зрения возраста и эмоций 👫😄

Младший подросток как читатель поднимается на новый уровень восприятия литературы. Это связано с тем, что внутренний мир подростка по сравнению с младшим школьным возрастом (6-9 лет) значительно усложняется, что ведёт к более сложным отношениям с окружающей средой.

1. Известно, дети 11–12 лет легко возбудимы, подвижны, их бывает трудно «собрать». Но именно в возбудимости подростков, в их способности сконцентрировать все свои внутреннее силы (пусть даже на короткий срок) заключаются огромные возможности для творчества. Причём, по наблюдениям Л. С. Выготского, творческие способности 11–12-летних детей наиболее полно проявляются именно в области литературы.

  • Несмотря на недостаточность жизненного опыта и неразвитость сознания подростка 11–12 лет, его эмоциональность, возбудимость, а также отсутствие повышенной критичности к результатам своего творчества приводит к тому, что большинство детей оказывается «художниками». Они легко заражаются авторским чувством, живо представляют себе созданные писателем картины, тонко чувствуют поэтическое слово. Интеллектуальный тип мышления в раннем подростковом возрасте встречается только как исключение.
Возбудимость детей 11-12 лет.

2. Кругозор младшего подростка значительно расширяется, что сказывается на его читательских интересах. Детям нравятся книги с динамичным сюжетом: путешествия, приключения, фантастика, исторические рассказы, привлекают смелые, находчивые, любознательные, с открытой душой и добрым сердцем герои.

3. Вместе с тем у младших подростков (11-12 лет) присутствует наивно-реалистическое отношение к литературе (как и у младших школьников).

4. Как ни привлекательны детская непосредственность, наивность и нравственный максимализм, имеют они и обратную сторону и иногда выливаются в безоговорочное утверждение или отрицание. Подросток не любит полутонов, ему всё нужно решить определенно и немедленно — отсюда и категоричность. По утверждению В. Сухомлинского, истоки категоричности подростка — в его стремлении убедиться в справедливости своих слов.

* пункты 5,6,7
* пункты 5,6,7

**Эти возрастные особенности учтены в школьной программе. Курс 4—7 классов носит пропедевтический (предварительный) характер, он готовит школьника к восприятию литературы как искусства в её специфике, в её своеобразной общественной роли.
В каждом из 4—6 классов программа строится в основном однотипно: произведения устного народного творчества; произведения русских классиков, советских, зарубежных писателей. Главная задача — углубление в содержание произведения. Этому должен помочь анализ его идейно-художественных особенностей. От класса к классу возрастают объём и сложность произведений.

б) Дети 11–12 лет с точки зрения психологии 🎓

  • Центральным и специфическим новообразованием в личности младшего подростка, психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребёнок.

И хотя в его поведении сохраняется много детского, он сам стремится быть взрослым и считает себя таковым.

***Немного юмора (57:32)

Чувство взрослости накладывает своеобразный отпечаток на отношение подростка ко всему окружающему, в том числе и к искусству. Не случайно подростковый возраст считается переходным, переломным и трудным: неустойчивость подростка, возбудимость, часто неусидчивость, резкость в отношениях с окружающими людьми.

  • По наблюдениям психологов, ученик в своём развитии проходит ряд стадий, которым соответствует уровень анализа литературного произведения.

Читателя младшего подросткового возраста (11–12 лет) обычно считают наивным реалистом, имея в виду, что он ещё не осознает литературное произведение как творение искусства. Однако это не значит, что ученик просто считает одинаковыми литературное произведение и описание жизненных фактов.

«Наивный реализм» — состояние сложное, меняющееся на протяжении детства. Не понимая ещё, что такое искусство, ребёнок постепенно осваивает особые художественные реакции, особое поведение в общении с искусством. К этому его готовят игра и речь, условность которых он без осознания, чисто практически осваивает в раннем детстве. Все эти виды условности — язык, игра, словесное искусство — воспринимаются ребёнком в единстве. Он превращает сказку в игру, а игру — в сказку, придумывает всякие истории, свободно пользуясь вымыслом, с помощью фантазии он убеждается в реальности мира и познаёт его законы.

Дополнительно, для бОльшего понимания, что происходит с ребёнком в возрасте 11-12(13) лет? ↓


Мы рассмотрели теоретические вопросы, связанные с восприятием текстов детьми 11–12 лет с разный точек зрения: возраста, эмоций, психологии.

Чтобы найти ответ на главный вопрос «Действительно ли дети 11–12 лет НЕ понимают прочитанное?», обратимся к практической части, рассмотрим примеры, с двух сторон:

1) Примеры, где дети понимают и принимают тексты;
2) Примеры, где дети НЕ понимают и НЕ принимают тексты.

3) ВЫВОДЫ


1) Принятие текста детьми

1) Николь Плиева «Лучше всех»

В популярном детском шоу «Лучше всех» в 2016 году выступила 6-летняя Николь Плиева, которая продемонстрировала зрителям в столь юном возрасте своё умение – чтение стихотворений абсолютно разных писателей.

-3

Как получилось, что девочка увлеклась поэзией и уже с раннего возраста могла пересказывать произведения?

Мама Залина начала читать дочери стихи, когда Николь исполнилось полтора месяца, а как только девочка начала говорить, почти сразу научилась пересказывать отрывки из произведений очень близко к тексту.

При этом в интервью мама призналась, что невропатолог ставила малышке задержку речевого развития. А Николь в то время уже цитировала великих.

Биография девочки очень насыщена: в 8 лет Николь могла похвастаться двумя опубликованными сборниками собственных стихов со своими же иллюстрациями; мама с ранних лет водила девочку по музеям. Николь настолько хорошо знала коллекции Третьяковки, что кто-то попросил провести экскурсию.

В 11 лет Николь Плиева стала победителем Кубка России по художественному творчеству.

Юная поэтесса заняла первое место в номинации «Семейная история» среди детей от 11 до 13 лет: девочка прочитала стихотворение собственного сочинения «Она», посвященное маме. В качестве награды ей вручили диплом и золотую медаль (это 15-я золотая медаль Николь на Кубке России по худ. творчеству. Девочка участвует в этом конкурсе с 4–5 лет.)

2) Рассказ В. Драгунского «Тиха украинская ночь»

-4

Для начала обратим внимание на то, что в этом рассказе для учительницы географии «глубина» стихотворения — это его понимание с точки зрения её предмета:

Пойми же ты, что в словах «Тиха украинская ночь» удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать...

Но мы чётко можем заметить, что герой рассказа всё же понимает прочитанное им стихотворение:

— ... Ну-ка, Кораблев, теперь скажи-ка мне, что ты понял из этих стихов?
Эх, зачем она меня перебила! Ведь стихи были еще здесь, во мне, а она остановила меня на полном ходу. Я еще не опомнился!...
— ... Ну-ка, что ты понял?
— Все, — сказал я. — Я понял все. Луна. Церковь. Тополя. Все спят.

Несмотря на замечание учительницы географии о том, что «надо глубже понимать. Не маленький. Ведь это Пушкин…», можно увидеть, что для своего возраста мальчик вполне понимает текст и принимает (особенно это видно, когда он проникся стихотворением «стихи были ещё здесь, во мне… я ещё не опомнился»).

3) Фильм "Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные" (2 часть).

**Фильм показывает увлечение детей к чтению.

Данный фильм транслирует КАК дети заинтересовано относятся к литературе, к чтению произведений в целом.

В самом начале фильма мы видим, что УЧИТЕЛЬ читает ученикам произведение Гоголя "Ревизор" (1 серия - "Творческое объединение"). Далее следуют комментарии детей, они высказывают своё мнение о том, насколько бы каждому было интересно/неинтересно сыграть роли героев известного произведения (кто-то из ребят "ЗА" чтение классики, кто-то "ПРОТИВ") (смотреть видео на 0:11-2:00)

Яркий пример, где «дети перевоспитывают ребёнка книгами». Зачем? И как так вышло? (время: 36:00 – 36:43)

Данный момент в фильме показывает отношение детей к книгам. Главного героя Васечкина хотят перевоспитать и видят в книгах источник пользы, не зря первыми для перевоспитания героя приносят именно книги, чтобы они помогли встать герою «на другой путь».

Но как так вышло, что перевоспитание Васечкина начинается с книг?

Заметим, что это благодаря УЧИТЕЛЮ, его подхода к ученикам. Литература стала для детей способом чему-то научится (как себя вести, например), давала возможность думать и размышлять, спорить и т.д.

Какой же в фильме итог чтения детьми произведения «Ревизор»? (время: 56:26 – 57:57)

И наконец, яркий пример в приключенческом фильме «Петров и Васечкин…» - чтение романа Сервантеса «Дон Кихот».

Главные герои всерьёз увлекаются чтением книги Сервантеса благодаря однокласснице Маши Старцевой (смотреть видео на 1:03:36)

Ребята погружаются в историю "Дон Кихота", потому что жажда приключений, тема рыцарства сильно привлекают их.


Вернёмся к теории, где младшим подросткам 11-12 лет очень нравятся книги с динамичным сюжетом:
путешествия, приключения, фантастика, исторические рассказы. Дети превращают сказку в игру, а игру — в сказку, придумывает всякие истории, свободно пользуясь вымыслом...

Посмотрим данные фрагменты:

Таким образом, можно приводить ещё множество примеров, где НА САМОМ деле дети (11–12 лет) и понимают текст, и принимают его.

По данным нашего исследования мы выявили такую закономерность, КОГДА же дети не только понимают и принимают произведения, но когда тексты буквально становятся частью жизни школьников:

Во-первых, это происходит благодаря родителям, их заинтересованности в развитии ребёнка благодаря книгам и в целом творчеству (театры, музеи и т.п.) (это можно увидеть на примере жизни Николь Плиевой)

Во-вторых, это влияние учителей, их отношения к детям, и также их заинтересованность в том, чтобы дети не «тупо» читали, но и умели РАЗМЫШЛЯТЬ, высказывать своё мнение, спорить, дискуссировать. А сделать это можно только тогда, когда дети чувствуют и поддержку учителя, и его помощь, и искреннюю неравнодушную работу в процессе обучения (Это можно увидеть на примере фильма «Петров и Васечкин...»)

В-третьих, в целом окружение детей (также на примере фильма «Петров и Васечкин...»). Когда ты один, может быть не интересно, непонятно, нудно и т.д., потому что нет того, кто поддержит, кто пойдёт с тобой читать и представлять себя героями книг. Но когда твой интерес становится не только твоим, когда хочется спорить, размышлять и т.п. – понимание текста, умение размышлять, высказывать своё мнение становится не просто хорошим времяпрепровождения, но и любимым делом.

Но всё же, есть и обратная сторона чтения – НЕпонимание текста детьми ↓

2) Непринятие текста детьми

1) Ералаш "Однажды летом"

Мы наблюдаем за отношениями учителя и ученика. Мальчик наверняка не любит предмет "литература" и что мы наблюдаем? Ребёнок не читает.

Во-первых, НЕ интерес к чтению может быть как раз из-за НЕпонимания текста. А непонимание текста зависит от того, каким образом не только родители, но и учителя преподносят материал. Что значит по словам учителя «После ТАКОГО ответа, что мне тебе ставить?...». Какой такой ответ и в чём ошибка ученика? В данной ситуации, конечно, можно только догадываться.
Но как минимум, всё желание учить литературу, читать книги (а значит потом и понимать их) отбивает отношение взрослого к ребёнку (тут, безусловно, учитывается любой возраст школьника).

Во-вторых, на ребёнка влияет и время года. Здесь лето. А кто хочет летом читать литературу? Да и какие книги читать, если нет мотивации, желания? Нет этого всего, потому что конкретно на примере Ералаша не было найдено подходящего подхода к ученику (а это бывает довольно часто).
Как было сказано на примерах «принятия» текста, учитель должен как минимум быть искренне заинтересован в чтении ребёнком книг.

2) Детский сериал "Классная школа"

(Время на видео: 16:18)

Порой, от объяснения учителя зависит восприятие ребёнком материала. Так, на примере детского сериала, учитель даёт определение пословицы. На наш взгляд, учитель должен останавливаться на объяснении сложных определений/примеров/ терминов и пр., особенно когда дети не любят читать и не воспринимают литературу, как что-то серьёзное.

От того, насколько сложным является язык в тексте зависит многое, это также может быть одной из причин непонимания и непринятия текста школьниками.

ВЫВОДЫ

При анализе данного материала, мы поняли, что на самом деле дети 11-12 лет вполне неплохо могут как понимать, так и принимать прочитанное.

Конечно, это будет зависеть от того, как к чтению литературы относится семья, вовлекает ли она ребёнка в чтение, как преподаётся предмет в школе, как учат детей работать с текстом, насколько они замотивированы чтением и т.д.

Когда детей смогут направить "навстречу к книгам", им не придёт в голову мысль "ничего не делать", как в фильме ↓

***(время на видео: 35:45)

Дети могут понимать прочитанное, они уже стараются это делать!

Источники:
1. Смирнова, О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-vospriyatiya-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-hudozhestvennyh-tekstov (дата обращения: 24.03.2024).
2. Рез, З.Я. Методика преподавания литературы. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности 2101 «Рус. яз. и литература» // Под ред. З. Я. Рез. М., 1977. С. 84-105.
3. https://sgpi.ru/user/-219/umk/лекция_Читатель-школьник%20и%20его%20литературное%20развитие.pdf

Автор статьи: Мухутдинова Камилла Маратовна (г.Самара)