"Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал волноваться и полюбил бомбу" - одна из самых величайших классических картин Америки и, вместе с этим, одна из самых известных комедий. В ней отражен не только напряженный момент между США И СССР, а целый патовый период, в котором людям было не то что не до смеха, им даже просто жить было страшно. Но Стэнли Кубрик своим мастерством и сатирой смог показать не только опасность всего происходящего, но и весь идиотизм и абсурдность политических действий двух сверхдержав.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Изначально Кубрик планировал снять политическую драму, основанную на романе Питера Джорджа "Красная тревога". В 1962 мир настиг Карибский кризис, одно из самых волнующих событий для США И СССР, а возможность реальной войны достигла апогея. Все из-за того, что США разместили свои ракеты в Турции, вследствие чего Советский союз незамедлительно установил свою военную мощь на Кубе, чтобы атаковать противника в ответ.
В этот момент Кубрик, работая над сценарием вместе с писателем книги и своим старым другом Джеймсом Харрисом, начал понимать, что чем больше он думает о серьезности картины, тем больше она становится комичной. Все чаще в диалогах начинают мелькать шутки, прорисовываться идиотизм героев, а режиссер и его друзья моделируют все более абсурдные сцены. Тогда Стэнли Кубрик понял, что сделать из фильма про неизбежность ядерной войны сатирическую комедию - гениальная идея, потому что драмы тогда не пользовались спросом, к тому же комедия давала режиссеру карт-бланш в виде идей, так как она не обязана быть реалистичной.
"В конце концов, что может быть нелепее, чем сама идея, что две сверхдержавы готовы случайно стереть с лица земли всё человечество только потому, что у них есть какие-то политические разногласия, которые через сто лет будут иметь для людей не большее значение, чем имеют для нас сегодня теологические конфликты Средневековья? Единственный способ поведать эту историю — чёрная комедия, вернее, комедия-кошмар, когда-то, над чем вы смеетесь громче всего, на самом деле является первопричиной такого положения дел, при котором существует постоянная угроза ядерной войны."
Стэнли Кубрик
Тогда уходит из проекта уходит Джеймс Харрисон, считающий, что делать фильм абсурдной комедией - глупая затея. К проекту присоединяется Терри Саузерн - техасский сатирик, который внес в сценарий некоторые коррективы, после чего начались съемки.
СИМВОЛИЗМ, ИРОНИЯ И СЕКС
Сюжет фильма я обойду стороной, вы можете сами с ним ознакомиться на Википедии или же посмотреть картину, к тому же в этом фильме гораздо более важны персонажи, сатира и абсурд, нежели сама сюжетная составляющая.
"Вы понимаете, что фторирование — это самый чудовищно задуманный и опасный коммунистический заговор, с которым нам когда-либо приходилось сталкиваться?"
Генерал Джек Д. Риппер
Пожалуй, это одна из самых смешных ироний (и в тоже время грустных) за весь фильм. Генерал Джек Д. Риппер (созвучно с Джеком-потрошителем) - безумец, который и направил ракеты на СССР, его паранойя отражает взгляды миллионов людей в тот момент. Несмотря на то, что этот персонаж представлен полным идиотом и параноиком, должно понимать, что так мыслили почти все в период Холодной войны. Кстати, когда Риппер говорит слова по поводу фторирования воды, он озабочен не только тем, что коммунисиы отравляют все население, а еще и тем, что это негативно сказывается на его сексуальных возможностях.
Капитан группы Лайонел Мандрейк: Джек, Джек, послушай... скажи мне, скажи мне, Джек. Когда вы впервые... стали... ну, разработали эту теорию?
Генерал Джек Д. Риппер: [несколько смущенно] Ну, я... я... Я... впервые осознал это, Мандрейк, во время физического акта любви.
Капитан группы Лайонел Мандрейк: Хм.
Генерал Джек Д. Риппер: Да, за этим
последовало глубокое чувство усталости... чувство пустоты. К счастью, я... Я смог правильно интерпретировать эти чувства. Потеря сущности.
Капитан группы Лайонел Мандрейк: Хм.
Генерал Джек Д. Риппер: Уверяю вас, это не повторилось, Мандрейк. Женщины... женщины чувствуют мою силу и ищут жизненную сущность. Я... я не избегаю женщин, Мандрейк.
Капитан группы Лайонел Мандрейк: Нет.
Генерал Джек Д. Риппер: Но я... Я отказываю им в своей сущности.
В этом вся ирония и сатира! Генерал создал безумную теорию о фторировании воды, потому что стал старым, неспособным доставить удовольствие женщине, но из-за своего самолюбия и эгоизма, он решил уничтожить миллионы людей, чтобы они больше не могли навредить его сексуальности.
Тему секса также можно увидеть в моменте, когда майор "Кинг" решает в буквальном смысле оседлать атомную бомбу. Махая ковбойской шляпой и крича как на родео, он падает с самолета. Мы видим как майор становится все меньше, а бомба все больше и больше, при этом уж очень сильно это напоминает один знакомый всем половой орган.
Стоит отметить и самого Доктора Стрейнджлава. Это бывший нацисткий ученый, который остался безнаказанным и был принят в политическую элиту Америки, потому что он мог бы приносить пользу своими знаниями. Случаи, что нацисткие ученые работали после Второй мировой войны на другие государства, в частности США, более чем реальные. Кубрик высмеивает не только этих "бывших нацистов", но и людей, которые приняли их, потому что все прекрасно понимали, что никакой помощи от них не будет, они лишь будут пытаться доносить идеи своего фюрера немного иным путем, нежели это происходило во время войны.
У Доктора Стрейнджлава парализована большая часть тела, но он часто непроизвольно вскидывает правую руку, этим Кубрик напоминает о его прошлых занятиях в военной сфере.
А в конце фильма доктор и вовсе встает со своего инвалидного кресла со словами
"Мой фюрер! Я могу ходить!"
Образ Стрейнджлава, пожалуй, один из самых ярких, понятных и запоминающихся во всем фильме. А его теории о машине судного дня еще более абсурдные и зловещие чем он сам.
Я рассказал о самых важных моментах в этом фильме, но поверьте мне в этой картине каждый момент является иронией, сарказмом или каким-либо символом, что и делает его уникальным. Переговоры с СССР, драка в военным зале, диалоги между Мандрейком и Гуано, все это заслуживает вашего внимания. Вам стоит самим ознакомиться с этой работой Стэнли Кубрика, а если вы ее уже видели, то обязательно пересмотрите снова.
ВЫВОД
"Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал волноваться и полюбил бомбу" - самый оригинальный фильм Стэнли Кубрика. Да, возможно, для нынешнего зрителя все происходящее в нем не очень понятно, но если вы знаете контекст, то не понравится вам этот фильм просто не может.
Вся тонкость диалогов позволяет посмотреть на ужаснейшую и страшную ситуацию с долей смеха, взглянуть на нее под другим углом, но при этом фильм не превращается в грязную комедию. Нет. Все очень утонченно и филигранно.
Фильм был удостоен многих наград, что неудивительно, хотя разговоры о нем были весьма спорными, и многие считали картину аморальной, говоря: "Как вы можете говорить об этом так пошло?! Как вам не стыдно?!", но никому стыдно не было, а режиссера стали воспринимать как гения кино