У Колоннады Аполлона в Павловске интересная и необычная судьба. Сочетание гениальности архитектора, мощи природы и русской лени создали прекрасный памятник архитектуры.
В те годы была мода на античные сооружения и императорская чета - Павел 1 и Мария Федоровна заказали сооружение Колоннады Чарльзу Камерону, которого безмерно уважала императрица.
Изначально архитектор Камерон назвал это здание Храмом Аполлона, его проект предполагал установку статуи Аполлона Бельведерского в центре, окружённого рядом дорических колонн.
В античное время Храмы Аполлона часто располагались в рощах и в соответствии с этой традицией Камерон и подобрал место между молодых деревьев на ровной лужайке на берегу реки Славянки.
Работы по установке колоннады из светлого пудостского камня выполнили к 1783 году, в ее центре водрузили скульптуру Аполлона Бельведерского, отлитую по модели скульптора Ф.Г. Гордеева (также по его моделям отлиты статуи 12 дорожек здесь же, в Павловске).
Статуя простояла здесь недолго и через некоторое время была перенесена в район Старой Сильвии - в центр Двенадцати дорожек. Там она стоит и по сей день.
Вместо старой статуи сначала установили гипсовую копию, но в 1826 году здесь возвели новую чугунную.
Через несколько лет после постройки храма Аполлона , в 1800 году Мария Федоровна приказала перенести Колоннаду так, чтобы видеть ее прямо из окна своих покоев.
Она хотела перенести её на склон напротив дворца, а внизу устроить водопад. Таким образом, низвергающийся водопад символизировал бы Кастальский источник (однажды бог искусств Аполлон полюбил нимфу по имени Касталия, но она отвергла его чувства. Чтобы избежать его преследования, она бросилась в ручей и исчезла в его водах. В память о Касталии, бог искусства наделил этот источник волшебным свойством - каждый, кто пил из него, становился поэтом) и сам склон Парнаса.
Камерон долго сопротивлялся этой идее, но разве же посопротивляешься монаршей воле? И в 1799 году Храм Аполлона все-таки перенесли на нужное место и началось строительство каскада по проекту каменщика П. Висконти.
Первоначально каскад начинался в середине склона, с достаточным расстоянием между ним и колоннадой. Однако в 1801 году Камерон был вынужден увеличить длину и ширину каскада и начать его непосредственно от колоннады.
Как это выглядело, можно увидеть на картине С.Ф. Щедрина.
Камерон просил не пускать воду в каскад до тех пор, пока не будут установлены трубы, защищающие фундамент колоннады от подмывания. Однако к его мнению прислушались не сразу, процесс затянулся, и нужные трубы были проложены только к 1824 году.
Разумеется, вода стала размывать фундамент, а в 1817 году удар молнии попал в колоннаду и часть ее обрушилась.
Начиная с середины XIX века количество воды в нем постепенно уменьшалось, и каскад иссяк. Из-за этого исчезла пейзажная картина, которая стала причиной ссоры императрицы с Камероном. Разросшиеся деревья закрыли вид на колоннаду дворца.
Колоннада так и не была восстановлена, а ее обломки живописно разбросаны по склону.
Однако она только выиграла от этого стихийного бедствия. став еще более романтичной и похожей на поэтичную античность.
"Случайность создала более, нежели самый утонченный вкус; настал день - каждый восхищался этим романтичным видом, этим изящным разгромом, и даже говорят, что Аполлон одобрил это», - так писал современник описываемых событий французский поэт Эмиль Дюпре де Сен-Мор.
Интересно, что известный историк архитектуры В.Я. Курбатов даже считал, что такое разрушение было произведено намеренно по приказу самого Камерона ( но позже было доказано, что это неправда).