Найти тему
Вечерняя Казань

В Казани бабушка спасает дом из «снежного плена», пока чиновники бездействуют

Оглавление

Около месяца жители дома-памятника по улице Дзержинского были заложниками огромных сугробов. Перед выборами часть снега вывезли, а про остальные сказали: «Ждите, когда растает».

Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»
Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»

Удивительные вещи творятся в центре Казани, да еще и с историческими памятниками архитектуры. Дом 27 по улице Дзержинского строили в 1949 году вместе с оперным театром. Со двора это жилой дом, а со стороны Ленинского садика — музей заслуженного художника РСФСР Амира Мазитова и картинная галерея.

Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»

Внутреннего двора у дома практически нет, скорее это узкий коридор между двумя улицами — Лобачевского и Театральной. Ширина на одном из участков всего около трех метров. В течение месяца жители дома были в «плену» у снежных завалов, которые в прошедшую зиму ни разу не убирали.

«Сын прорубал ступеньки в снегу, чтобы пройти»

За зиму в тесном дворе снега накопилось на целую гору, да такую, что понадобилось прорубать в ней ступени для прохода. Только вот большая часть жильцов в доме — пенсионеры, и карабкаться каждый раз по снежным горам не самое простое для них занятие. В доме есть и люди с инвалидностью — те вообще не могли выйти из дома.

Автор фото: Василий Чибрин
Автор фото: Василий Чибрин

- Я звонила в управляющую компанию, мне говорили: нам еще снег с крыши сбросить надо. Я говорю, если сбросите, люди из подъездов вообще не выйдут. В итоге все равно сбросили, и образовалась гора двухметровой высоты. Сын прорубал ступеньки, чтобы пройти. Такое продолжалось месяц. Мы писали в администрацию района — никакой реакции, в Минкультуры (так как дом — памятник архитектуры) — тоже ничего, — обратилась в редакцию «Вечерней Казани» Илюзя Бахтиярова.

Автор фото: Василий Чибрин
Автор фото: Василий Чибрин

Через неделю пожилой женщине исполнится 90 лет. Несмотря на преклонный возраст, ей приходится обивать пороги различных инстанций.

- Ситуацию чуть улучшили выборы. Месяц такого безобразия отбил даже желание идти голосовать. Я позвонила в ЦИК и все рассказала, они мне предложили обратиться в штаб Путина. Я туда 11 марта позвонила, а 12 марта с утра приехали «КамАЗы» и до семи вечера вывозили. В итоге вывезли только половину — но хоть из подъезда выйти можно! — говорит пенсионерка. — Но это же ужас: месяц люди карабкались по снегу в центре города.

Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»

Можно сказать, на этом все и остановилось. Оставшиеся горы вывозить никто не планирует. В управляющей компании Вахитовского района отвечают, что вывоз снега в их обязанности не входит — только за личные средства собственников, которых в доме, кстати, всего около 35. Да и большая часть — пенсионеры.

«Нам говорят, ждите, пока растает, но ведь затопит галерею»

Со слов жильцов, в прошлые годы вопрос со снегом как-то решался и было все спокойно. Обычно ближе к концу февраля снег вывозили буквально «под асфальт» и больше осадки не выпадали. В этом году сказали, вроде был приказ мэра города, чтобы уборку снега здесь в смету не закладывать.

- А за что тогда с нас каждый месяц на содержание дома берут по 1600 рублей? С каждой квартиры. Что они содержат? За электричество мы платим, за уборщицу платим, за газ, тепло платим, что они содержат — мы не видим, — задается вопросом еще одна жительница дома 27.

Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»

Организовать вывоз за счет жильцов — дело непростое и дорогое. Вначале надо провести собрание и в протоколе подтвердить согласие жильцов на оплату работ. А это, по подсчетам жителей, семь тысяч рублей за один «КамАЗ» и по четыре тысячи за каждый час работы автопогрузчика. Для вывоза всего снега понадобится не менее десяти «КамАЗов», сумма набегает внушительная.

Несколько жильцов дома написали письмо руководителю исполкома Казани Рустему Гафарову в надежде, что хоть администрация города проявит сочувствие к пожилым людям и вывезет снег не за счет тощих кошельков пенсионеров. Однако чиновники оказались бесчувственными, чуда пока не случилось, ответ из исполкома переправили во все ту же районную администрацию, которая, как и раньше, сказала: ждите недельки три, а может, месяц.

- Круг замкнулся, стена. Ничего не добьешься, получается? — задается вопросом Илюзя Бахтиярова. — Звонила в комитет по охране памятников, на них надежда. Они говорят, от Минкультуры нам никакой заявки не было. Звоню в Минкультуры — говорят, ваше обращение на подписи у замминистра. Но прошло почти две недели! За столько дней никто не может внутри города передать заявку кому надо и решить проблему? Как тяжело это безразличие и постоянные автоответчики на телефонах, аж сил нет.

Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»

Когда гора начнет таять, вода польется в цокольные этажи и музей-галерею. Дом представляет собой необычную постройку — он наклонный. Со двора три этажа, а со стороны Ленинского садика — пять. На первом этаже картинный зал. В доме есть и бывшее бомбоубежище, которое с одной стороны засыпали и сровняли с уровнем асфальта. Сейчас там что-то вроде склада картин. Есть еще квартиры, расположенные ниже уровня земли со стороны двора, — они сейчас завалены снегом.

- Надо понять, что во дворе нашего дома в этом году сложилась нестандартная чрезвычайная ситуация, которая может привести к катастрофическим последствиям. Если эти горы снега не вывезти до оттепели, талые воды заполнят цокольные этажи, подвалы и музейное помещение. Неизбежно размоет фундамент, он при капитальном ремонте в 2011 году не был укреплен, хотя это требовалось, — говорит житель дома Василий Чибрин.

Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»

Несмотря на возраст, сам дом-памятник выглядит добротно, а вот двор объективно тесноват. В центре города старые постройки так обычно и стоят. В соседнем доме еще кафе, а рядом гостиница. Бывает, во двор заезжает фургон с едой или мусоровоз, тогда и вовсе становится не протолкнуться. А потому, считают жильцы, необходимо вывести хотя бы снег и освободить пространство, так как узкие проходы в случае, например, пожара не дадут проехать пожарной машине.

На следующей неделе Илюзя Бахтиярова идет на личный прием в Комитет РТ по охране объектов культурного наследия. Пенсионерка надеется, что успеет до начала таяния снега решить проблему с его вывозом и тем самым защитить памятник советской архитектуры от разрушения, а жильцов — от непредвиденных опасных ситуаций.