Найти тему

Мастер и маргарита это как голые женщины

Вроде бы вероятность увидеть их в кино есть, но как-то не рассчитываешь, а потом видишь и думаешь: "ну круто же!"

Взято с Российской газеты: https://rg.ru/2024/01/23/voland-pomolodel.html
Взято с Российской газеты: https://rg.ru/2024/01/23/voland-pomolodel.html

Я ничего не ожидал от этого фильма и долгое время вообще не знал о его существовании (благо, как Чебурашку и Вызов, его держат в кинотеатрах до последнего). Моя мама сходила на него быстрее меня и поделилось своим мнением, которое в памяти немного изменилось, но звучало примерно так:

Фильм красивый, конечно. Маргарита вся голая, красивая ходит, думаешь, "блин надо худеть"; всё качественно так сделано. Но смысл фильма как-то не очень понятен. Там есть советская власть, авторитарная, всё запрещает, постановки отменяет, книгу написать не даёт; а есть дьявол, который гадости этой власти учиняет. Он ещё и немец к тому же. И что? Типа советская власть, ну то есть Россия, противостоит сейчас дьяволу, сатанистам в Европе? Или как это интерпретировать? Я не понимаю...

Не смотревши фильм, я не смог оценить правильность интерпретации. Не говоря уже о том, что я в принципе очень плох в усмотрении скрытых подтекстов. Три недели спустя я уже почти отказался от намерения увидеть Мастера и Маргариту в кинотеатре, но наткнулся на сеанс в VIP-зале, в котором я готов смотреть что угодно.

Первые слова маминого ревью оказались правдой: фильм отлично выглядит. Особенно мне понравилось то, как выглядела Москва: позже я узнал, что художники-постановщики вдохновлялись грандиозными советскими проектами по типу непостроенного Дворца Советов. Обилие памятников, постоянное строительство и триумфальность архитектуры создают ощущение альтернативной истории, в которой может произойти даже то, что писал Булгаков. Мне такая стилистика напомнила арт дизайн Atomic Heart, а мои собеседники отметили, что мрачная ночная Москва передаёт атмосферу Готема.

Проект Дворца Советов. Взято с Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дворец_Советов
Проект Дворца Советов. Взято с Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дворец_Советов

Меня также очень порадовало, что авторы фильма отказались от идеи обычной экранизации. Вместо этого они объединяют автора произведения с Мастером, и исхитряются с изложением так, что я с нового угла посмотрел на известный сюжет. Конечно, этот угол не меняет сути, просто тут свет падает иначе, там цветовая палитра другая - всё это ощущается свежо. Также очень круто было увидеть в российском продакшене иностранных актёров.

Что же касается сути и второй части маминого ревью - ничего такого я не увидел. Советская власть здесь явно высмеивается, так же как у Булгакова, но противостоянии России с бесами я не усмотрел. Знаю только, что политическая позиция режиссёра какое-то время ставила прокат фильма под вопрос. Вот что по-настоящему хотелось бы поругать, так это звуковой монтаж. Музыка порой очень резко заканчивается или начинается, как будто финальную версию фильма пришлось дополнительно "резать", а времени на работу со звуком не хватило. Это звучало крайне неумело и непрофессионально.

В целом, Мастер и Маргарита меня порадовал. Это не тот фильм, о котором я буду размышлять следующую неделю, и не тот, который я бы захотел пересмотреть. Но я готов рекомендовать его друзьям, пока он в кинотеатрах. В рамках системы оценивания Добролюбова Мастеру и Маргарите присуждается звание Интересный, 5/8.