Знаете, о чем я думаю, когда смотрю на свою годовалую дочь? О том, что однажды она вырастет, и мы будем вместе кататься на велосипеде по смоленским окрестностям.
Когда дети разделяют увлечения родителей, это здорово. Когда же увлечения детей разделяют родители, это становится немного странным.
Мы воспитываем детей так, как считаем правильным. Мы прививаем им собственную систему ценностей, которую нам когда-то привили наши родители и которая претерпела некоторые изменения в процессе жизненного опыта. В общем и целом ценности у среднестатистического семейства разнятся незначительно. У семейства, которое не прогуливало уроки нравственности, разумеется.
Конфликт отцов и детей зарождается, когда родители начинают прививать детям собственные увлечения. Почему собственные? Потому что человеку свойственно наделять излишней значимостью то, чем он занимается. Поэтому люди с интересами в разных сферах друг друга и не понимают. Зачем целый день куда-то ехать, чтобы вечером вернуться домой, - разводят руками незнакомые с кайфом, которую дарит дорога ради дороги, а не ради перемещения в конечный пункт.
Когда непонимание возникает между людьми, которые друг другу не приходятся ни друзьями, ни близкими родственниками, ничего страшного не происходит. Необязательно с каждым прохожим здороваться за руку и необязательно искать одобрения в каждом взгляде, брошенном случайно в твою сторону. Одобрения обычно мы ищем во взглядах родных людей. А ещё бывает, что одобрения мы не ищем, а требуем, потому что считаем, что имеем на это право.
Мы дарим ребёнку жизнь, и на этом всё. Ребёнок волен распоряжаться подарком, то есть жизнью, по собственному усмотрению. Это же его жизнь, а не наша, хоть нами и подаренная. Наша задача - помочь ребёнку освоиться в его собственной жизни, научить его обходиться без нас. И это как раз про уроки нравственности и ценности, а не про то, как прожить жизнь ребёнка за него.
Так уж повелось, что родителям очень хочется дать своим детям то, чего у самих не было. И они дают, не замечая, как заставляют ребёнка проживать жизнь, которую хотели бы прожить сами. Ребёнок играет на музыкальных инструментах, говорит по-английски и рисует акварелью на холсте, потому что по мнению родителей идеальный ребёнок должен быть именно таким. Всесторонне развитым и принимающим заботу с покорной благодарностью. Если вспомнить себя и своих родителей, то забота принималась с покорной благодарностью далеко не всегда. На двадцать кружков для всестороннего развития нас не водили (времени и денег не хватало), но о том, что гранит науки нужно грызть, как сладкие сухари, говорили часто, а развлечения заменяла дача. И мы противились, кричали на каждом углу о том, что мы - личности и имеем право слушать рок, а не кушать клубнику с грядки. Ладно, каждая личность кричала про собственную боль, и эта боль необязательно была связана с роком и клубникой, но суть от этого не меняется. Родители хотели для нас лучшего, а мы хотели для себя другого.
Логично, что велолюбителям хочется, чтобы их дети ехали по их следам, восхищались закатами и берёзами на речном берегу. И велик соблазн заставить ребёнка полюбить то, что любишь ты, но так нельзя. Нельзя забывать о том, что ребенок - личность. Нельзя превращать любимое занятие в чужую боль.
Да, мне хотелось бы, чтобы моя дочь разделяла моё увлечение, но я готова принимать её выбор и не требовать от неё жить так, как хочется мне. Не должны дети велосипедистов ехать по следам своим родителей. Да и любые дети не должны любить то, что любят их родители. Что же они должны?! Ничего, наверное, не должны. Это же их жизнь. Их, а не родительская.
А вы катаетесь на велосипедах со своими детьми? Напишите об этого в комментариях.