Депрессивные 30-е оказались золотым дном для киноиндустрии. Посещение народом кинотеатров походило на паломничество. Доступное счастье, гарантированный happy end. Были востребованы два типа героинь: первая – воплощенная добродетель (она идет на панель, чтобы спасти разорившегося или больного мужа, потом покаянно валяется у супруга в ногах, он великодушно прощает, герои и публика умиленно плачут), вторая – вульгарная хохочущая красотка, ей сам черт не брат, и не лезьте к ней со своей сопливой романтикой.
Актриса Мэй Уэст являла собой второй тип героини – сексуальной клоунессы. Основатель кинокомпании Paramount Адольф Цукор писал о ней:
«Она воплощала мечты публики кризисных лет, ибо была женщиной энергичной, уверенной в себе и всегда являлась хозяйкой положения».
В свое время фильмы Мэй Уэст «Она причинила ему зло» и «Я – не ангел» были номинированы на премию «Оскар» и спасли Paramount от банкротства. А скольких людей эта дама бальзаковского возраста спасла своим черным юмором от личных депрессий... Стоит сказать, Мэй была не только пышной актрисой-блондинкой с бюстом невероятного размера, но также сценаристом и драматургом.
Будущая секс-бомба родилась в Бруклине 17 августа 1893 года. Отец – бывший боксер, переквалифицировавшийся в детектива, мать в прошлом работала моделью. Средняя школа, протестантское воспитание – вот все университеты Мэй. В пять лет она щебетала детские роли в домашних спектаклях, в 12 для нее нашлась работа в водевилях, в 18 публика впервые увидела ее на Бродвее. Ничего особенного – шли смотреть на ее танцы, слишком раскованные по тем временам.
Она скандально заявила о себе, когда ей исполнилось 30. Мэй написала и поставила пьесу «Секс», сыграв в ней свою первую главную роль. Критика разнесла постановку по кочкам – за непристойность, зато билеты разошлись как горячие пирожки. Недолго Мэй царила на сцене: однажды после спектакля всю труппу с «зачинщицей» арестовали и увезли в тюрьму. Суд приговорил актеров к 10 дням заключения, их выпустили на свободу через восемь – за хорошее поведение. Трагикомичность ситуации сыграла на руку популярности Мэй. На следующий год она поставила спектакль с более скромным названием «Обуза», но затронула еще более вызывающую тему – гомосексуализм. Спектакль тут же запретили.
Предложение студии Paramount Pictures сняться в кино совпало с желанием Мэй выйти за рамки театральной сцены. Это случилось в 1932 году.
В возрасте «за сорок» она стала миллионершей, уступив первое место по доходам медиамагнату Уильяму Хёрсту.
Немолоденькая и не молодилась – ее героини были упитанными и энергичными дамами в самом соку. Кричаще-яркими – белые локоны, широкополые шляпы, многоярусные платья, высокие каблуки; критики чаще всего обращали внимание на ее неприлично туго обтянутые тканью пышные бедра. Но публика любила Мэй за острый язык. Ее реплики растаскивались на цитаты. Полицейского, встречавшего кинодиву на железнодорожном вокзале в Лос-Анджелесе, она вогнала в краску словами:
«Это пистолет в вашем кармане или вы просто рады меня видеть?»
Понравившемуся мужчине говорила:
«Моя левая нога – Рождество, моя правая нога – Пасха, почему бы вам не зайти ко мне между этими праздниками?»
Журналистов радовала афоризмами:
«Когда я хорошая – я очень-очень хорошая, но когда я плохая – я еще лучше».
Во время Второй мировой войны, когда США присоединились к военным действиям, Мэй отправилась на фронт поднимать боевой дух солдат.
«Из двух зол я всегда выбираю то, которое раньше не пробовала», – сообщила она публике на дорожку.
Военным пришлись по душе соленые шуточки Мэй, и они ответили ей взаимностью. Ее именем называли снаряды и военную технику, надувные спасательные лодки и даже особый вид отказа парашюта, при котором купол напоминает огромный раздувшийся бюстгальтер.
В 1943 году вышел очередной фильм с участием актрисы, но кассовый сбор не порадовал продюсеров. Мэй покинула кино почти на 30 лет. Спад популярности частично был связан с ее личной жизнью. Имидж «женщины для всех» разрушил некто Фрэнк Уоллес. Он объявился в Голливуде и заявил претензии на часть совместного имущества с Мэй Уэст. На правах мужа. Актриса долго отпиралась, однако свидетельство о браке было предъявлено в суд, и Мэй пришлось сознаться: она действительно вышла замуж 17-летней девчонкой за актера водевильной труппы, но супруги вскоре разбежались и не виделись почти 30 лет. Брак не расторгли. Тяжба о разделе имущества длилась семь лет. К счастью для Мэй, адвокату удалось выяснить, что истец успел повторно жениться. Мэй выиграла дело и получила свидетельство о разводе.
После войны она продолжала смеяться над ханжеской моралью на театральной сцене, в телешоу и на радио. В пору битломании Мэй Уэст изобразили в коллаже на обложке одного из альбомов «Битлз» рядом с черным магом Алистером Кроули.
(Кстати, читайте о его жене⤵️)
В 70-е Мэй стала кумиром борцов за права секс-меньшинств. Она вдохновила Сальвадора Дали на портрет и знаменитый красный диванчик «Губы Мэй Уэст», модельера Марселя Роше – на белье из черного гипюра и флакона для духов Femme.
Ей посвятил строки в своем дневнике гений кино Феллини:
«Мне нужна была женщина, представляющая чуть ли не шарж на Венеру, – женщина, которая внесла бы юмор в отношения полов, что в свое время великолепно сделала Мэй Уэст. Она прекрасно понимала комическую основу отношений между мужчиной и женщиной».
Мастер мечтал с ней познакомиться, готов был написать для нее сценарий и снять фильм, но – не осмелился. Написал письмо, много раз его правил и не решился отослать.
При жизни актрисы были опубликованы две ее автобиографические книги – «Приличия здесь ни при чем» и «Очисть мне виноградинку». За два года до смерти Мэй снялась в картине «Секстет». В ту пору ей было уже за 80...
Летом 1980 года она упала, вставая с постели. Два инсульта подряд, паралич и пневмония – болезни подкосили ее за три месяца. Актриса умерла в возрасте 87 лет и была похоронена на семейном кладбище в Бруклине. А на Голливудской аллее славы зажглась звезда Мэй Уэст.
Лариса Щебренко (с) "Лилит"