Подростковый возраст - это период перехода от детства к взрослой жизни, который сопровождается огромным количеством физиологических, психологических и социальных изменений. В этот период подростки ищут свое место в мире, определяют свою самооценку, сталкиваются с новыми ответственностями и ожиданиями.
Причины грусти у подростков могут быть разнообразными:
1. Изменения в организме: подростки переживают изменения в гормональном фоне, что может сказываться на их настроении.
2. Сложности в общении: подростки стремятся к самостоятельности, и им может быть тяжело найти баланс между своими желаниями и социальными ожиданиями.
3. Школьные проблемы: учеба, отношения с одноклассниками, проблемы с учителями могут вызывать стресс и грусть.
4. Семейные проблемы: конфликты в семье, разногласия с родителями могут негативно сказываться на эмоциональном состоянии подростка.
5. Поиск смысла: подростки начинают задаваться вопросами о своем месте в мире, своих целях и ценностях, что может вызывать грусть и недовольство.
Грусть в подростковом возрасте - это естественное состояние, которое может быть следствием всех этих факторов.
Важно поддерживать диалог с подростком, выслушивать его, помогать найти пути решения проблем и обеспечивать эмоциональную поддержку в этот непростой период жизни.
Что могут сделать родители:
Отреагирование
Одним из его вариантов может быть «дневник состояний», в котором подросток описывает свои телесные ощущения, эмоции, желания мысли. Важно выявить наиболее сильно выраженные негативные эмоции, так как именно они — основа разрушительных факторов.
«Другой вариант: если ребенку совсем плохо и ему структурированно работать тяжело, тогда пусть пишет хаотично — все, что приходит в голову. Но важно увидеть связь депрессивных мыслей и негативных эмоций», — считает психолог.
Страхи оказаться «у разбитого корыта»
Очень важно избавиться от страха нереализации своих мечтаний. Не следует бояться быть неуспешным в амбициозных мечтах. Гораздо важнее научиться строить реалистичные планы, что будет способствовать успеху.
Обесценивание
Это основной механизм управления интенсивностью негативных эмоций, то есть депрессией. Обесценивая тему, мы снижаем интенсивность состояний. Не нужно обесценивать до нуля, так как тогда мы «убиваем» мотивацию на активность по данной теме, а она может быть действительно важной. Достаточно вывести ее из зоны сверхценности, чтобы меньше переживать по ее поводу.
Отодвинуть в будущее цель «я хороший»
Это хорошая перспектива, и ее надо ценить, но в настоящее время ребенку необходимо смириться со своим несовершенством. «Советую отказаться от социальной гонки, прекратить соревноваться с другими людьми в чем-либо. Путь развития каждого человека очень индивидуален. Поэтому наша задача — не опередить других и не быть лучше других в чем-либо, а усваивать ежеминутные жизненные уроки, которые приносит нам наша жизнь. Анализ причин проблемной ситуации и вопрос „чему учит меня данная ситуация?“ — естественный путь развития», — говорит Недашковский.
Отношение к «плохому миру».
Важно помнить, что причина нашего страдания и счастья находится внутри нас. Имея свободу выбора, мы имеем возможность быть независимыми от внешнего мира в своих эмоциональных состояниях. Наши состояния определяются собственными ценностями и представлениями. А «плохой мир» нужно простить и посочувствовать ему. Необходимо объяснить ребенку, что позитивное отношение других людей к нему создается его позитивными представлениями об этих людях. Следует думать о других людях хорошо, игнорировать мысли об их «плохости».