Найти тему
Ещё один блог о кино

Изуродованная

Нет, эту боль невозможно было вытерпеть! Верочка схватилась руками за лицо и ощутила на пальцах нечто влажное, теплое. Это была ее кровь. "Боженька, нет", - охнула она, обливаясь слезами. Верочка рыдала, но не из-за физической боли, а потому, что ей больше никогда не бывать счастливой..

Художник Илья Галкин.
Художник Илья Галкин.

19 июня 1889 года в Риге Надежда Вильгельмовна Мухина, урожденная Мюде, родила своему супругу, Игнатию Кузьмичу Мухину, очаровательную дочурку. При крещении православном девочке дали имя Вера.

Родители малышки принадлежали к купеческому сословию, однако, Игнатий Кузьмич Мухин был купцом новой формации, одним из первых русских коммерсантов и меценатов. Игнатий щедро жертвовал деньги на благотворительные дела, занимался строительством церквей и богаделен. В мужской и женской гимназиях города Риги купец Мухин учредил именные стипендии, которые позволили выучиться многим неимущим талантам.

Семья проживала в большом одноэтажном доме на улице Тургенева (дом сохранился до нашего времени).

Дом Игнатия Мухина в Риге.
Дом Игнатия Мухина в Риге.

Жили Мухины богато, но это не уберегло семейство от тяжких трагедий. В 1891 году, когда Вере едва исполнилось два годика, от туберкулеза скончалась ее мать, Надежда Вильгельмовна. Отец, испугавшийся за жизнь и здоровье дочери, в 1892 году вывез Веру из холодной и дождливой Риги в солнечную Феодосию.

Игнатий Кузьмич и Надежда Вильгельмовна Мухины.
Игнатий Кузьмич и Надежда Вильгельмовна Мухины.

В Крыму Вера и провела детство. В 1904 году, когда девочке исполнилось двенадцать лет, всем стало понятно: в семье Мухиных растет настоящая красавица. Черноволосая, румяная, круглолицая, с темными пронзительными глазами и яркими губами, Вера напоминала купеческих дочек с полотен именитых художников.

Вера Мухина в детстве.
Вера Мухина в детстве.

Кроме того, Вера обладала явным талантом к живописи. Отец нанял девочке учителя, который дал ей первые уроки. Увы, Игнатию Кузьмичу не довелось увидеть дочь в расцвете ее красоты и таланта: в конце 1904 года купец внезапно скончался. Вера и ее старшая сестра Мария остались круглыми сиротами.

К счастью, дядя девочек, проживавший в Курске со своей семьей, не оставил племянниц в беде. Из Феодосии Вера и Мария переехали в Курск. Вера поступила в местную гимназию, которую с успехом окончила.

В 1911 году Вера и Мария отправились в Москву. Здесь их, богатых купеческих дочек, уже поджидал отличный дом на Пречистенском бульваре. Вера начала учиться живописи: посещала студии таких мастеров, как К.Ф. Юон, И.И. Машков, И.О. Дудин.

Вера Мухина в юности.
Вера Мухина в юности.

Вера вела активную светскую жизнь: балы, театры, поездки за границу на курорты. К богатой наследнице присматривались женихи, и мало у кого были сомнения, что купеческая дочка вполне может сделать выгодную партию.

Все рухнуло зимой 1912 года. На Рождество 23-летняя Вера отправилась в Смоленскую губернию, погостить в имении своего дяди. Как водится, не обошлось без веселых зимних забав. Спускаясь с горы на санках, Вера на большой скорости врезалась в дерево.

Зимние забавы.
Зимние забавы.

"Увидев в зеркале свое лицо, я лишилась чувств", - признавалась Вера впоследствии.

Картина, и правда, была страшной. Торчавший из ствола сучок в буквальном смысле лишил Веру носа. Были и иные тяжкие повреждения. Красота купеческой дочери ушла мгновенно и навсегда. Вопрос состоял лишь в том, как сохранить "приличный облик".

Барышню срочно доставили в Смоленскую больницу, где ей пришили нос - уникальная операция по тем временам, которая доказывает, что русская медицина была на высоте.

Справедливости ради, на высоте оказалась и французская медицина. Парижские хирурги провели Вере восемь пластических операций, которые более-менее восстановили внешность барышни. Конечно, вернуть былую красоту они не смогли: лицо Веры было покрыто шрамами, и приобрело грубоватые, мужские черты.

Мария и Вера Мухины после трагедии.
Мария и Вера Мухины после трагедии.

О балах, красивых романах и мечтах о скором замужестве пришлось забыть. После длительного пребывания в парижской клинике, Вера открыла в себе новый талант - талант к скульптуре - и решила остаться в столице Франции. Поступила в частную студию знаменитого скульптора-монументалиста Эмиля Антуана Бурделя.

Отучившись у Бурделя, Мухина отправилась в Италию, где изучала скульптуру эпохи Ренессанса.

В 1914 году, накануне мировой войны, возвратилась на Родину. Мухина не желала оставаться в стороне от страданий, которые переживала Россия. Молодая женщина окончила курсы медсестер и стала работать в военном госпитале.

Здесь "изуродованную", как она сама себя называла, Веру, ждала настоящая любовь - то, чего купеческая дочка уже и не чаяла встретить. Молодого военврача Алексея Андреевича Замкова привлекли в Вере ее талант, упорство и доброе сердце. Шрамов на лице барышни он, кажется, не замечал.

Алексей и Вера вместе трудились в медицине на протяжении нескольких лет, спасли за это время множество жизней.

В 1918 году Вера стала супругой Алексея Андреевича.

Алексей Андреевич Замков.
Алексей Андреевич Замков.

С 1918 года, после принятия "Ленинского плана монументальной пропаганды", согласно которому талантливые скульпторы могли получить госзаказы на создание памятников и монументов в разных городах страны, начался стремительный рост Веры Мухиной как скульптора-монументалиста.

С 1919 по 1923 годы Вера создала скульптуры "Освобожденный труд", "Революция", памятники Загорскому и Свердлову. Помимо прочего, Вера Игнатьевна оформляла павильоны и выставки, преподавала в классе лепки ВХУТЕИНа, создавала линии женской одежды вместе с модельером Надеждой Ламановой.

В 1937 году Вера Игнатьевна создала свою самую знаменитую скульптуру - 24-метровую статую "Рабочий и колхозница". Монумент был отправлен в Париж, где венчал советский павильон на Всемирной выставке. Во французской прессе "Рабочего и колхозницу" назвали "величайшим произведением скульптуры XX века". Произведением советского скульптора восхищались все, в том числе, художник Пабло Пикассо, писавший:

«Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».
"Рабочий и колхозница" в Париже.
"Рабочий и колхозница" в Париже.

В 1939 году после завершения выставки монумент был установлен в Москве у северного входа на Выставку достижений народного хозяйства. Статуя стала символом столицы, а затем - и одним из символов страны.

В октябре 1941 года Вера Мухина была эвакуирована в город Каменск-Уральский, где она продолжила работу над скульптурами.

Все бы хорошо, но вот муж, подвергшийся в 37-ом году репрессиям и перенесший инфаркт, тяжело болел.

В Каменске-Уральском Алексей Андреевич находился вместе с женой и сыном Всеволодом, и даже работал врачом-хирургом в местной больнице. Тем не менее, Вера прекрасно знала - Алеша живет через боль. Вера Игнатьевна всячески ухаживала за супругом, просила его не брать на себя большие нагрузки - но тщетно. Профессор Замков (который, кстати сказать, считался одним из прототипов булгаковского профессора Преображенского), работал наизнос.

В августе 1942 года семья вернулась в Москву, а уже в октябре у Алексея Андреевича случился второй инфаркт, который профессор не пережил. Замкова похоронили на Новодевичьем кладбище, Вера Игнатьевна сделала памятник с надписью "Я сделал для людей все, что мог".

Михаил Нестеров "Портрет скульптора В. И. Мухиной"
Михаил Нестеров "Портрет скульптора В. И. Мухиной"

Вера Игнатьевна продолжала трудиться на благо отечественного искусства. В 1952 году Мухина создала уникальный памятник Максиму Горькому, который был установлен на родине писателя. В 1953 году Вера Игнатьевна представила на суд общественности один из своих безусловных шедевров - памятник композитору Чайковскому, что ныне стоит во дворе Московской консерватории.

Мухина трудилась до последнего дня, оставив множество незавершенных скульптур, которые воплощали в жизнь уже ее ученики.

6 октября 1953 года великий скульптор Вера Игнатьевна Мухина скончалась от стенокардии в возрасте 64 лет. По ее просьбе, скульптора похоронили на Новодевичьем, рядом с мужем. Памятник для могилы Мухиной сделала ее ученица, Нина Германовна Зеленская. На надгробии Зеленская сделала надпись: "И я тоже".

-11

Таким образом, там, в пределах вечности, Вера и Алексей смотрят друг на друга и перекликаются:

"Для людей я сделал все, что мог", - говорит доктор Алексей Замков.

"И я тоже", - отвечает скульптор Вера Мухина.

--------

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться - это важно для развития канала.

Всем добра!

Моя книга:

"Цветы со шрамами" - трагические, трогательные, вдохновляющие истории о судьбах женщин в русской истории.