Маргарита Терихова - это сильно пьянящее шампанское. Где Маргарита Борисовна присутствует, там она заполняет собой весь кадр. Таких актрис, честно говоря, мало.
В Москву, в Москву...
Могла ли представить себе студентка ташкентского университета Рита Терехова оставляя второй курс физмата университета, бросая любимый баскетбол и мчась покорять Москву, какой успех ждёт её, девчонку из провинции?
Шестьдесят первый год, пик Оттепели. Свобода мысли, нравов и грандиозные планы. Позже она сыграет это время в своём дебютном фильме, покорив всех , и в первую очередь, мужчин невероятной внутренней свободой, помноженной на красоту и обаяние. Пожалуй впервые наш зритель увидел такую женщину.
Её появление было как прививка к тому образу, входящей в горящую избу и тормозящей коня на скаку, образу заботливой домохозяйки, растящей грядущую смену. Именно её, такую стремительную, неуловимую ждали. Не могла она не явиться. Она пришла и обозначила новое время, сказав просто и смело: "Здравствуй, это я!" И так она была свободна, что казалось, вот-вот взлетит.
Поступая в студию к Завадскому, она так прочла отрывок, что разбудила сидевшую в комиссии Морецкую. Просили потише, шепотом читала поэта Кольцова. Выходя, услышала: "Ненормальная или гениальная..."
Завадский взял её в театр Моссовета, где служили великие Орлова, Раневская, Плятт, Мордвинов. Дебютом была главная роль в "Цезаре и Клеопатре". . Завадский отпускал её сниматься в кино, возражая завистникам: "Ей так нужно!" В ней был какой-то симбиоз невероятный когда чувства, разум и острота восприятия жизни всё спаяно в один мощный кулак.
Она сама поставит свою роль
Не всякому актёру дано исполнить главное своё предназначение. Ей случилось встретить мастера, у которого сыграла всё, о чём только может метать актриса. У Тарковского в кино - зеркальное отражение матери, любимой подруги. В театре – сошедшая с ума от любви Офелию в "Гамлете". После мастера были и другие. Она никогда не была пластилином, если она не верила в то, что она делает, если у неё были сомнения, то режиссёру не позавидуешь. Она сама поставит свою роль и будет играть то, что считает нужным.
Бегущая по волнам
Но вернёмся к началу. В шестьдесят седьмом году на студии имени Горького запускается картина "Бегущая по волнам" по повести Александра Грина. Сценарий пишет тогда ещё не опальный, но уже известный драматург и бард Александр Галич.
Советско-болгарская постановка, командировка за рубеж. Это – всего лишь вторая роль Маргариты Тереховой в кино. Ласковое море, прекрасные коллеги по профессии. Романтический сюжет. Она помнит ту атмосферу, в которой всем хотелось влюбляться и она пошла на встречу судьбе безоглядно отдаваясь вспыхнувшему чувству.
Любовь случилась как вспышка. Актёр болгарского кино был женат, но такой женщины он ещё не видел. Он бросил всё и уехал с ней в Москву, поселились у Ритиной мамы. Давать ему роли никто не спешил, жили бедно. Вскоре родилась дочь - Аня. Его грызла ностальгия, они ссорились по пустякам. Он не выдержал и уехал, она не простила. Обыкновенная в общем история.
Прощать то, что не простила в молодости
Необыкновенно то, как ей удавалось всё время оберегать личную жизнь от стороннего интереса. Дочь оставалась с мамой, женщиной очень непростого характера. Время лечит, что-то прощаешь из того, что не смог в молодости. Сегодня Анна Терехова - актриса. Играет в Антрепризе, видится с отцом, любит маму и брата.
Встреча с Тарковским - подарок судьбы. Вспоминает, что позволяла себе вмешиваться в творческий процесс. Как-то после трёх вечеров дискуссий с операторами Тарковский не выдержал и в шутку сказал: "Знаешь, Рита, больше не приходи, а то я начинаю думать о другом."
И как он разгадал её тайну, терпел её советы и, что совсем невероятно, доверялся её интуиции. В жизни Маргарита была очень похожа на его мать
Настолько, что он даже изменил финал фильма. Наверное, она смогла ответить на мучавший его вопрос: "Что ты хочешь от матери, каких отношений?"
Три мушкетёра
Сценарий трёх мушкетёров писался в расчёте на звёздное трио. Король - Табаков, королева - Фрейндлих и Миледи - Елену Соловей, которая в последний момент отказалась. Режиссёр решил вводить Терехову. Его предупреждали: "Она непредсказуемая, неуправляемая..." Но ведь такая и нужна. И темперамент и стервозность, всё на месте.
Роль принесла ей сумасшедшую популярность. Зрители отождествляли миледи с самой Тереховой. Но это было не так. Сама Терехова - прямолинейна, не умеет финтить, не умеет заниматься политесом, чем так сильна миледи. Это просто абсолютно чистая и высоко профессиональная работа.
Сегодня этот фильм - классика жанра, а тогда этот фильм, не смотря на успех, критики разнесли в пух и прах. Режиссёр попал в чёрный список. И только миледи-Маргарита оказалась настоящим мушкетёром. Высокие покровители позволили ей выступить в газете "Правда". Она не стала оправдываться, утверждая, что так экранизировать Дюма - право режиссёра. Время показало, что она права.