Найти тему
СТОИЦИЗМ

Маргарита Терехова. Как ей удалось покорить СССР и создать новый образ женщины в кино

Оглавление
Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Маргарита Терихова - это сильно пьянящее шампанское. Где Маргарита Борисовна присутствует, там она заполняет собой весь кадр. Таких актрис, честно говоря, мало.

В Москву, в Москву...

Могла ли представить себе студентка ташкентского университета Рита Терехова оставляя второй курс физмата университета, бросая любимый баскетбол и мчась покорять Москву, какой успех ждёт её, девчонку из провинции?

Шестьдесят первый год, пик Оттепели. Свобода мысли, нравов и грандиозные планы. Позже она сыграет это время в своём дебютном фильме, покорив всех , и в первую очередь, мужчин невероятной внутренней свободой, помноженной на красоту и обаяние. Пожалуй впервые наш зритель увидел такую женщину.

Её появление было как прививка к тому образу, входящей в горящую избу и тормозящей коня на скаку, образу заботливой домохозяйки, растящей грядущую смену. Именно её, такую стремительную, неуловимую ждали. Не могла она не явиться. Она пришла и обозначила новое время, сказав просто и смело: "Здравствуй, это я!" И так она была свободна, что казалось, вот-вот взлетит.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Поступая в студию к Завадскому, она так прочла отрывок, что разбудила сидевшую в комиссии Морецкую. Просили потише, шепотом читала поэта Кольцова. Выходя, услышала: "Ненормальная или гениальная..."

Завадский взял её в театр Моссовета, где служили великие Орлова, Раневская, Плятт, Мордвинов. Дебютом была главная роль в "Цезаре и Клеопатре". . Завадский отпускал её сниматься в кино, возражая завистникам: "Ей так нужно!" В ней был какой-то симбиоз невероятный когда чувства, разум и острота восприятия жизни всё спаяно в один мощный кулак.

Она сама поставит свою роль

Не всякому актёру дано исполнить главное своё предназначение. Ей случилось встретить мастера, у которого сыграла всё, о чём только может метать актриса. У Тарковского в кино - зеркальное отражение матери, любимой подруги. В театре – сошедшая с ума от любви Офелию в "Гамлете". После мастера были и другие. Она никогда не была пластилином, если она не верила в то, что она делает, если у неё были сомнения, то режиссёру не позавидуешь. Она сама поставит свою роль и будет играть то, что считает нужным.

Бегущая по волнам

Но вернёмся к началу. В шестьдесят седьмом году на студии имени Горького запускается картина "Бегущая по волнам" по повести Александра Грина. Сценарий пишет тогда ещё не опальный, но уже известный драматург и бард Александр Галич.

Советско-болгарская постановка, командировка за рубеж. Это – всего лишь вторая роль Маргариты Тереховой в кино. Ласковое море, прекрасные коллеги по профессии. Романтический сюжет. Она помнит ту атмосферу, в которой всем хотелось влюбляться и она пошла на встречу судьбе безоглядно отдаваясь вспыхнувшему чувству.

Любовь случилась как вспышка. Актёр болгарского кино был женат, но такой женщины он ещё не видел. Он бросил всё и уехал с ней в Москву, поселились у Ритиной мамы. Давать ему роли никто не спешил, жили бедно. Вскоре родилась дочь - Аня. Его грызла ностальгия, они ссорились по пустякам. Он не выдержал и уехал, она не простила. Обыкновенная в общем история.

Прощать то, что не простила в молодости

Необыкновенно то, как ей удавалось всё время оберегать личную жизнь от стороннего интереса. Дочь оставалась с мамой, женщиной очень непростого характера. Время лечит, что-то прощаешь из того, что не смог в молодости. Сегодня Анна Терехова - актриса. Играет в Антрепризе, видится с отцом, любит маму и брата.

Встреча с Тарковским - подарок судьбы. Вспоминает, что позволяла себе вмешиваться в творческий процесс. Как-то после трёх вечеров дискуссий с операторами Тарковский не выдержал и в шутку сказал: "Знаешь, Рита, больше не приходи, а то я начинаю думать о другом."

И как он разгадал её тайну, терпел её советы и, что совсем невероятно, доверялся её интуиции. В жизни Маргарита была очень похожа на его мать

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Настолько, что он даже изменил финал фильма. Наверное, она смогла ответить на мучавший его вопрос: "Что ты хочешь от матери, каких отношений?"

Три мушкетёра

Сценарий трёх мушкетёров писался в расчёте на звёздное трио. Король - Табаков, королева - Фрейндлих и Миледи - Елену Соловей, которая в последний момент отказалась. Режиссёр решил вводить Терехову. Его предупреждали: "Она непредсказуемая, неуправляемая..." Но ведь такая и нужна. И темперамент и стервозность, всё на месте.

Роль принесла ей сумасшедшую популярность. Зрители отождествляли миледи с самой Тереховой. Но это было не так. Сама Терехова - прямолинейна, не умеет финтить, не умеет заниматься политесом, чем так сильна миледи. Это просто абсолютно чистая и высоко профессиональная работа.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Сегодня этот фильм - классика жанра, а тогда этот фильм, не смотря на успех, критики разнесли в пух и прах. Режиссёр попал в чёрный список. И только миледи-Маргарита оказалась настоящим мушкетёром. Высокие покровители позволили ей выступить в газете "Правда". Она не стала оправдываться, утверждая, что так экранизировать Дюма - право режиссёра. Время показало, что она права.