Енгибаров Леонид Георгиевич (15.03.1935 - 25.07.1972)
Енгибаров Леонид Георгиевич, российский артист цирка, клоун-мим. Образ-маска артиста - мечтательный шут, ребенок и поэт в душе. Выступал на эстраде с "Вечерами пантомимы", снимался в кино, разрабатывал идею "авторской клоунады". Сочинял для себя номера, писал киносценарии. Автор литературных произведений - коротких новелл, притч.
Моё знакомство с творчеством Леонида Енгибарова началось необычно. Это потом я узнала, что он клоун, названный "клоуном с осенью в сердце". А сначала были его миниатюры, по-настоящему красивые. Однажды прочитала их на каком-то глянцевом журнальном листе (времён тотального дефицита "Юности" и "Огонька", лимитированной подписки на журналы "Крестьянка" и "Работница" - исключительно по причине выкроек и кулинарных рецептов). Понравилось. Запомнилось. Несколько прекрасных миниатюр – это всё, что я знала о печальном клоуне. Но в этих маленьких шедеврах пульсировал его мир, билось его сердце, сердце «короля карманных воров».
Из новелл Енгибарова
Карманный вор.
Я карманный вор.
Я король карманных воров.
Я богат и счастлив.
Я почти что счастлив.
Вот только жаль, что никто не носит сердце в кармане!
Звёздный дождь
Я подарю тебе звёздный дождь. В жизни каждого человека бывают звёздные дожди: если не дни, то хоть редкие часы, полные звёздного света, или хотя бы минуты, пусть даже мгновения, бывают, обязательно бывают, стоит только вспомнить...
Помнишь, когда ты совершила самый гордый поступок... День и час, когогда ты увидела человека, ставшего самым любимым...
Миг восторга от встречи с искусством...
счастливые минуты смеха, развеявшие горе и боль... И многие, многие сверкнувшие своим прозрением мгновения нашей жизни люди называют звёздными.
Я дарю тебе звёздный дождь.
Взгляни, его капли я принёс тебе в ладонях.
Шар на ладони
В цирке люди делают сногсшибательные трюки.
Они летают под куполом, жонглируют десятком предметов и ещё стоят на руках, и этому, утверждаю, особенно трудно научиться.
И сложно это не только потому, что по ночам у вас будут болеть плечи от бесконечных тренировок, распухать кисти рук и наливаться кровью глаза...
Всё это, конечно, тяжело, и всё-таки это рано или поздно забывается. Вот только одно никогда не забывается: это когда ты стоишь на двух руках, медленно отрываешь одну руку от пола и понимаешь, что у тебя на ладони лежит земной шар.
Дорога
Я уезжаю.
Я завтра уеду.
Дорога длинная-предлинная.
И такой же длинный поезд.
Состав из десятков, а, может быть, сотен тысяч вагонов.
Сто окон в каждом вагоне, потому что каждый вагон - это столетие.
Я войду в последний вагон, чтобы быть хоть немного ближе к тебе.
Раньше
Раньше по вечерам на Земле целовались, а по утрам воевали со спокойной душой, потому что знали, что вчера целовались и будет кому воевать потом.
Ужас, какой был разумный мир!
Вначале
На закате, под деревом, у реки кто-то поцеловал девчонку.
Потом были племена, государства, войны, олимпиады, восстания, Освенцим, свобода, гении, миры, вселенная. Это все было потом.
Но вначале во вселенной, в одной из галактик, на планете около солнца, у реки, на закате, под деревом кто-то поцеловал девчонку.