Найти в Дзене
Правосудие для всех

Как снимает судебные драмы режиссёр, который уже получил признание

«Благодетель» (The Rainmaker, 1997) стал для меня удивительным зрелищем или кинолакомством, обёрнутым в кучу фантиков. Три четверти фильма кажется, что перед нами заурядная мелодрама, которую почему-то играет ансамбль больших актёров. Однако, сразу настораживает закадровый рассказ героя ( Мэт Деймон) о себе. Чувствуется не только стиль и высокая афористичность (признак того, что фильм разлетится на цитаты в адвокатском сообществе), но и рука писателя адаптирующего свою книгу под сценарий. Есть сценарии оригинальные, пишущиеся «из ничего» и есть сценарии адаптированные, создаваемые на базе повести или романа. Здесь речь о втором. Героя зовут Руди Бэйлор. Он выпускается из юридического колледжа «в никуда» и находит пристанище в юридической конторе дельца по кличке Боксёр ( Микки Рурк). В конторе Руди знакомится с Деком Шиффлетом (Дени де Вито) экс-страховым агентом, который 6 раз проваливал экзамен на адвоката. Руди вскоре предстоит экзамен. Контора Боксёра арестована, но в последний мо

«Благодетель» (The Rainmaker, 1997) стал для меня удивительным зрелищем или кинолакомством, обёрнутым в кучу фантиков.

Три четверти фильма кажется, что перед нами заурядная мелодрама, которую почему-то играет ансамбль больших актёров.

Однако, сразу настораживает закадровый рассказ героя ( Мэт Деймон) о себе. Чувствуется не только стиль и высокая афористичность (признак того, что фильм разлетится на цитаты в адвокатском сообществе), но и рука писателя адаптирующего свою книгу под сценарий.

Есть сценарии оригинальные, пишущиеся «из ничего» и есть сценарии адаптированные, создаваемые на базе повести или романа. Здесь речь о втором.

Героя зовут Руди Бэйлор. Он выпускается из юридического колледжа «в никуда» и находит пристанище в юридической конторе дельца по кличке Боксёр ( Микки Рурк). В конторе Руди знакомится с Деком Шиффлетом (Дени де Вито) экс-страховым агентом, который 6 раз проваливал экзамен на адвоката. Руди вскоре предстоит экзамен.

-2

Контора Боксёра арестована, но в последний момент товарищи избегают неприятностей и на свой страх организовывают самостоятельную контору.

Все клиенты новой фирмы — это три клиента Руди. И уже почти понятно, что сюжет будет виться вокруг трёх дел, но какое станет сюжетообразующим, непонятно.

При том, что Руди — юный идеалист без опыта намеревающийся победить крутых оппонентов сюжет тянет на мелодраму.

Но Дек Шиффлет — поживший циник и в паре, он будто заземляет юридическую деятельность и делает её реальной.

Второй странный момент — блеклая игра Мэта Деймона. Будто он, как его герой только начинает карьеру. Но в этом же году выходит «Умница Уилл Хантинг», а в следующем «Спасти рядового Райана».

При просмотре я не выдерживаю и интересуюсь, кто же режиссёр странного фильма.

И тут — бах! Фрэнсис Форд Коппола! Кудесник, список наград которого занимает отдельную от биографии страницу в сети. Причём все эти награды он получил до «Благодетеля».

-3

Значит «блеклость» Руди — это приём. Такой приём мы разбирали в «Переломе», когда самоуверенному юнцу приходится поблекнуть. В «Молчании ягнят» Клариса Старлинг (Оскар) не блекнет, но несомненно уходит в тень Ганнибала. И Хопкинс выигрывает Джоди Фостер по количеству наград.

Что касается «Благодетеля» тема с оценкой срабатывает и противостоящий Дэймону Джон Войт получает «Золотой глобус».

Я обычно не обсасываю сюжет и здесь не буду этого делать, не буду касаться интересной судебной баталии, что необычно.

Важно понять, какой эксперимент ставил Коппола фильмом? Мне показалось, что он решил сделать экранизацию, которая, с одной стороны затронет эмоции зрителей, но так, чтобы это достигалось новаторскими приёмами. Скорее и Руди «блеклый», чтобы не вышибить слезу.

-4

Остаётся вернуться к оригинальному названию — The Rainmaker. Это будет переводиться как «создающий дождь» или «вызывающий дождь». Кому нужен дождь? Скажем, тем кто возделывает землю. Если у тебя земли много, то при засухе можно расчитывать на засухоустойчивые культуры. Что то погибнет, но в среднем урожай может быть неплохим.

А если у тебя мало земли и все культуры на ней хилые стоит начать заклинать дождь.

А если у тебя всего три клиента и что-то внутри не даёт искать новых, а заставляет работать с первыми как с последними.

Поэтому фильм «Благодетель» редкий в своём роде. Он про совесть.

-5