Изначально я хотел написать статью про самых известных охотников на крупную дичь (так называемую "Большую африканскую пятёрку") и составить своеобразный "ТОП" в зависимости от степени выдающихся заслуг и приключений. Однако когда я вспомнил, что Эрнест Хемингуэй и Теодор Рузвельт в своё время поохотились на славу, то решил оставить только их! Жизни Хэма и Тедди были полны ярких событий во многих сферах жизни, но не все знают, что они оба отметились и в Африке - кто на сафари, кто на экспедициях.
Для начала - немного общих сведений о том, что такое охота на крупную дичь (или big-game hunting). Охотиться, конечно, можно и на медведей по всему миру (один только гризли чего стоит), но само понятия "big-game hunting" практически во всех случаях связано с наиболее крупными и опасными африканскими животными. "Большая африканская пятёрка" включает в себя слона, носорога, буйвола, льва и леопарда.
Охотники, заполучившие трофеи со всех пяти видов, зачастую пользуются немалым авторитетом среди коллег. Надо ли говорить, что африканская охота - занятие чрезвычайно дорогое и сложное в организации, причём даже если не брать во внимание стоимость, то остаются трудности с разрешением, которое организаторы должны получить аж на государственном уровне!
Чрезвычайно интересный факт - многие охотники на крупную дичь, в том числе и Хемингуэй с Рузвельтом, сделали многое для сохранения видов. Казалось бы, как охота и сохранение могут "дружить"? Оказывается, ещё как могут, ведь огромные суммы, которые платят участники охоты за каждого зверя, идут напрямую в департаменты, занимающиеся дикой природой. Учитывая, что сафари-охота (не путать с многочисленными "мирными" сафари) является занятием "штучным", так как допустимое количество животных для охоты строго ограничено, все остаются довольны. Контроль численности видов на каждой территории (чтобы, например, один сильный вид не привёл к полному исчезновению другого или более слабого) - вообще отдельная тема для разговора. Многочисленные примеры по всему миру подтверждают вышесказанное.
Перейдём к "пушкам", используемым на сафари-охоте. А они примечательны тем, что фактически обязаны иметь крупный или сверхкрупный калибр. Требования к мощности оружия обычно закреплены законодательством. По некоторым сведениям это сделано для того, чтобы африканские власти могли снять с себя лишнюю ответственность за возможные несчастные случаи, вызванные использованием недостаточно "убойных" моделей.
Нет смысла описывать все калибры и оружия, используемые для сафари-охоты - их невероятно много, но можно выделить два наиболее популярных "семейства". Эта классификация условна и неофициальна. Первое семейство - тяжёлые однозарядные или двуствольные винтовки под сверхкрупнокалиберный патрон Nitro Express, которые пользуются популярностью уже много десятилетий аж с 19-го века. Второе семейство - более современные многозарядные охотничьи карабины под различные мощные патроны, включая .375 Winchester, .300 Winchester Magnum, .375 H&H Magnum и др.
С общими "теоретическими основами" я наконец-то закончил. Теперь можно перейти непосредственно к героям статьи!
1. Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961).
Отец приучил Эрнеста к охоте и рыбалке, когда мальчику было всего 4 года. Любовь к обоим занятиям легендарный писатель пронёс через всю жизнь. Охотой на крупного зверя Хемингуэй занимался во многих штатах Америки, особенно в Айдахо, Вайоминге и Монтане, где охотился на чёрного и бурого медведей, оленя и многих других животных.
Также писатель совершил две сафари-поездки в Восточную Африку, где его проводником был Филип Персивал - ещё один знаменитый охотник. В Африке Эрнест выслеживал практически всех представителей "Большой пятёрки" (кроме слонов), а также антилоп, зебр и газелей. Его многочисленные приключения служили вдохновением для написания произведений.
У Эрнеста в коллекции было много крупнокалиберных винтовок. Он особенно любил оружие под калибры 6.5x54mm Mannlicher-Schonauer, .30-06 Springfield и 10.75x68mm Mauser. Также Хемингуэй нередко пользовался двустволками под Nitro Express, в том числе .577. Существует история, согласно которой писатель хотел потопить нацистскую подводную лодку с помощью одной из своих "нитро-винтовок", однако неизвестно, сумел ли он осуществить этот героический замысел. Было бы круто! Среди прочего оружия у Хемингуэя были всевозможные дробовики и малокалиберные винтовки для отстрела мелкой дичи.
Наиболее насыщенной была десятинедельная сафари-поездка 1933-го года. Эрнест и его жена Полин Пфейффер отправились в Кению. По впечатлениям о поездке были написаны произведения "Зелёные холмы Африки" (1935), "Снега Килиманджаро" (1936) и "Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера" (1936). В Кении пара посетила ряд городов, после чего они отправились на территорию Танганьики, где писатель активно охотился, выбирая самые живописные места, включая экорегион Серенгети и озеро Маньяра.
Что уж говорить, сафари-поездка - это действительно впечатления на всю жизнь!
2. Теодор Рузвельт-младший (1858-1919).
Двадцать шестой президент США прожил невероятно интересную и насыщенную жизнь! Если перечислять все его заслуги, можно написать диссертацию, поэтому я сосредоточусь на "охотничьих деньках" и африканской экспедиции (потом ещё была и южноамериканская).
Рузвельт начал серьёзно увлекаться охотой и изучением дикой природы ещё в детстве; задолго до поста президента Теодор был самым настоящим фермером-ковбоем, имевшим достаточно большое хозяйство в Северной Дакоте. Когда он приехал в те края в 1883-м году для охоты на бизонов, то сразу же влюбился в ковбойский стиль жизни. Уже в 1884-м году будущий президент построил ферму для разведения скота. Рузвельт активно участвовал в делах местных фермерских организаций и писал заметки о ковбойской жизни в множество журналов. В 1886-м году искатель приключений даже поработал в департаменте шерифа. К сожалению, аномальная зима 1886-1887, известная как "Большое вымирание" практически полностью уничтожила бизнес Рузвельта и большинства его конкурентов, поэтому с жизнью фермера пришлось завязать.
За время основной политической карьеры Теодор всячески способствовал защите окружающей среды и мест обитания дикой фауны, в несколько раз увеличил общую территорию американских лесов и национальных парков. Также он внушил общественности важность бережного отношения к природе. После окончания президентского срока Рузвельт принял участие в двух масштабных экспедициях - в Африку и Южную Америку.
Экспедиция в Восточную и Центральную Африку 1909-1910 годов была организована Рузвельтом вместе с представителями Смитсоновского института. Основной задачей было собрать как можно больше образцов фауны для множества американских музеев. Группа участников экспедиции, состоявшая как из учёных, так и охотников, побывала на территории современных Кении, Конго и Судана.
Было поймано и застрелено в общей сложности 11 400 "образцов", от самых мелких насекомых до гиппопотамов и слонов. Среди примерно тысячи крупных животных было 512 представителей "Большой пятёрки", включая шесть редких белых носорогов. Сложно представить, сколько времени и ресурсов было потрачено, чтобы перевести всё это в Америку и представить в музеях...
Все подробности экспедиции Рузвельт описал в объёмной книге "African Game Trails" (Звериные тропы Африки), где особенно много внимания было уделено впечатлениям от охоты и многочисленным представителям собранных флоры и фауны.
Южноамериканская экспедиция 1913-1914 годов (экспедиция Рузвельта-Рондона) была осуществлена при поддержке Американского музея естественной истории. Руководителями были Рузвельт и выдающийся бразильский исследователь и офицер Кандиду Рондон. Изначальной целью бразильского путешествия был, опять же, сбор образцов флоры и фауны, однако чуть позже участники решили исследовать плохо изученную местность вокруг Реки Сомнения, которую впоследствии переименуют в реку Рузвельт.
Экспедиция была осложнена многочисленными происшествиями в суровых джунглях Бразилии. Погибло несколько участников, сам Рузвельт в один из дней получил травму ноги, из-за которой начались сильная лихорадка и инфекция. Из-за того, что в груди у Теодора осталась пуля после попытки покушения в 1912 году (вытащить пулю было гораздо опаснее, чем оставить), здоровье исследователя в итоге было испорчено на всю оставшуюся жизнь. Рузвельт даже хотел, чтобы остальные участники оставили его, и уже приготовил смертельную дозу морфина, однако его сын Кермит, также участвовавший в экспедиции, к счастью, отговорил отца от этой затеи.
После возвращения Рузвельта в Нью-Йорк друзья и родственники были ошарашены состоянием бывшего президента, который до конца жизни так и страдал от приступов лихорадки. О злоключениях экспедиции Теодор написал книгу "Through the Brazilian Wilderness" (Сквозь джунгли Бразилии).
Если говорить об оружии, которым пользовался Рузвельт, можно сказать, что его арсенал был ещё солиднее, чем у Хемингуэя, учитывая, что за свою жизнь президент охотился на десятки видов животных на трёх континентах (Северная Америка, Африка и Южная Америка). Теодор пользовался винтовками Шарпса и двустволками под Nitro Express, но самым любимым оружием ковбоя, политика и исследователя были "Винчестеры" и "Спрингфилды".
Да, такие приключенческие истории действительно хочется изучать, ведь они ещё и не выдуманные!
Спасибо за внимание!
Если Вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста, лайк, напишите комментарий или кликните "Подписаться", чтобы и остальные читатели смогли всё увидеть!