Найти в Дзене
Изида без покрывала

Социальные страхи японцев в монстрах Сайлент Хилла

Оглавление

Загадочный и притягательный мир японской культуры полон уникальных особенностей и явлений, которые порой кажутся непостижимыми для западного восприятия. Одним из таких феноменов являются социальные страхи японцев, отражённые в монстрах в культовой серии игр «Silent Hill» в жанре survival horror. Этот феномен вызывает много вопросов и на мой взгляд требует тщательного изучения, ведь он отражает глубинные аспекты психологии и культуры японского народа. В данной статье мы погрузимся в таинственный мир серии игр «Silent Hill» и попытаемся разобраться, что же за страхи скрывают от нас Konami за масками монстров.

Туманный город Сайлент Хилл

Привычный для фанатов и героев городок имеет три вариации: реальный город, город туманный (часто похожий на глубокую фазу сна или разгул бессознательного) и город проклятый (вероятно олицетворяющий подсознание и «конец винтовой лестницы» из известной медитации). Главные персонажи вынуждены по воле обстоятельств или под влиянием какого-то инфернального существа исследовать все три лица города. По одному из предположений исследователей и фанатов перемещение в «слоистой реальности» связанно с употреблением героями местного создаваемого из несуществующего эндемического растения – Белой Клаудии – наркотика PTV. По другой версии герои просто случайно вдыхают пары, которые источаются растениями и как раз вызывают тот самый загадочный окутывающий героев густой туман. Однако если мы посмотрим с точки зрения психологии на городок Сайлент Хилл, то на деле всё окажется куда глубже и оттого гораздо понятнее.

Винсент Смит из игры «Silent Hill 3»
Винсент Смит из игры «Silent Hill 3»
«Монстры? Они для тебя выглядят как монстры?» – со смесью неподдельного удивления и искреннего сожаления спрашивает главную героиню третьей части игры трикстер Винсент Смит.

Несмотря на то, что Винсент переводит свои слова в шутку, чтобы не пугать нежную героиню (а может наоборот), это является правдой. Сайлент Хилл все главные персонажи линейки видят по-разному: они бывают в разных локациях, почти не пересекаются между собой и видят совершенно разных монстров (кроме пары исключительных случаев, но даже там они выглядят по-разному у двух разных персонажей). Кроме того, глубинные цели героев сильно различаются.

Туманная улица из игры «Silent Hill: Downpour»
Туманная улица из игры «Silent Hill: Downpour»

Окружающий их город – всего лишь зеркало, отражающее их внутренний мир, переживания, глубину, которую они привыкли скрывать даже от самих себя. Быть собой страшно. Страшно признавать свои ошибки и реальные негативные чувства. Страшно мириться с собой и трудно принимать ту часть себя, которую окружающие бы порицали. Именно об этом туманный город Сайлент Хилл.

Страхи под маской монстра

Обычно западный зритель пугается того, что так или иначе угрожает жизни как таковой (инсектофобия, кинофобия, пирофобия, страх неизвестности), а уж после того, что эту самую жизнь можно хорошенько испортить. Мы рассмотрим вторую категорию соотнося их с культурой страны Восходящего Солнца.

Первый наш гость – Пирамидоголовый. Монстр внушительных размеров с мужским мускулистым телом и железным шлемом-пирамидой вместо головы является олицетворением преследующей Джеймса Сандерленда и Алекса Шеперда (главных героев SH2 и Homecoming) вины, физического и сексуального насилия. Виноватые японцы – достаточно частое культурное явление: стать виноватым очень просто, а для извинений придуманы разные по уровню вежливости и самоуничижения слова. Позор для японца – это не просто неприятно, это равносильно смерти, поэтому японские политики до сих пор извиняются стоя перед публикой на коленях и кланяясь в пол. Физическое и сексуальное насилие же является больше страхом молодых японок, у которых даже длительный взгляд мужчины может быть расценен как домогательство. Впрочем, их можно понять, поскольку извращенцев всегда хватает в любой стране.

Японская пословица гласит: «Кто чувствует стыд, тот чувствует и долг».

Стыд появляется и при ощущении, что человек не соответствует общественным нормам и представлениям. Искажённые проклятые Воспоминания Алессы олицетворяют реальную отверженную часть главной героини SH3 Хизер. Эта часть безнадёжно больна, агрессивна и некрасива, то есть она обладает всем тем набором качеств, которое порицает общество. Показывать себя настоящего среднестатистический японец станет только кругу «ути» (досл. «внутри») – самым близким своим товарищам и семье – хотя иногда бывает и такое, что даже с «ути» японец не может поделиться тем, что у него внутри.

Почитание родителей и покорность воле старших – самая важная добродетель для японца. Опозорить семью для японца тоже страшное дело, поэтому в любых ситуациях приходится вести себя в соответствии с общественными моральными нормами. Абстрактный папочка из SH2 как раз является примером страшного родителя, который вероятно помимо морального насилия применяет ещё и сексуальное. Не удивительно, что Анжела видя в монстре отца не делает против него ничего (так бы среднестатистический японец и поступил), но после того как главный герой Джеймс почти убивает его, она имея некоторое доверие к Джеймсу открывает истинные чувства на мгновение и добивает монстра самостоятельно.

Страх серьёзных отношений с противоположным полом и сексуальное желание олицетворяет такой монстр, как медсестра. Несмотря на разные типы, встречающиеся в линейке игр, есть некие общие черты: медсёстры всегда девушки достаточно откровенно одетые, на каблуках и хромающие за жертвой. Если биологическое желание вполне естественно и объяснимо, то боязнь отношений с противоположным полом западному игроку понять уже сложнее. Многие японцы чувствуют себя неуверенно при общении с девушками, не хотят опозорить девушку или свою/её семью или же просто не могут общаться не то что с девушками, но даже с курьерами из-за психологических и психических проблем. Последние имеют даже специальное название – хикикомори – и являются вообще отдельной темой для другой статьи.

Чавкающий напал на Кауфмана, Silent Hill
Чавкающий напал на Кауфмана, Silent Hill

Чавкающий из SH отражает страх перед сверстниками и ненависть к ним. Буллинг в японских школах поистине суров: из-за невозможности это преодолеть, многие дети превращаются в футоко (систематических прогульщиков), а позже и становятся вышеупомянутыми затворниками хикикомори.

Похожий на мумию Усмирённый в «Origins» символизирует чувство беспомощности и безысходности. Связанные руки мешают ему двигаться по жизни, ограничивают его как физически, так и давят ментально. Возможно это также можно приравнять и к страху телесных увечий, понятному любому игроку.

Это лишь некоторые примеры монстров, на самом деле в серии игр вероятно можно найти ещё интересные примеры. Монстры Сайлент Хилла многогранны, как и сам городок.

А какого монстра и почему вы боитесь больше всего в этой серии игр?Обязательно пишите свои ответы в комментарии :)