Да кто б знал, кто б знал... О воспитании детей написаны сотни книг, сняты сотни видео, над этим размышляют психологи и простые родители. Сейчас у большинства молодых людей есть время на то, чтобы построить жизнь и карьеру и родить ребёнка осознанно, а не случайно. В «случайно получившихся» детях, конечно, ничего плохого нет — я и сама такая, — но моя мама, как она и сама рассказывала, была нисколько не готова к тому, чтобы стать ответственной за жизнь маленького человека. И всё же я ей за это благодарна: она сделала всё, что могла, и даже больше, смогла воспитать меня почти в одиночку и сделала это не худшим образом.
Однако у детей запланированных есть большое преимущество — к их появлению готовятся. Именно тогда многие родители и задаются вопросом: а как воспитывать? Если с бытовыми трудностями справиться можно легко и особых знаний для этого не нужно, то воспитание ребёнка — это тяжёлая и важная работа. Психика любого малыша очень хрупкая, дети — чистый лист, на который родители наносят те эскизы, которые лягут в основу «картины личности» будущего взрослого человека.
У меня детей нет, а потому рассуждать об этом я могу сколько угодно. Главный принцип в воспитании ребёнка, я думаю, — это воспитание в любви. Любимых детей видно сразу: они уверены в себе, не стесняются себя и своих проявлений, умеют общаться с другими людьми, не сомневаются в себе и достигают высот легче, чем те, кого в детстве не любили.
Воспитание в любви — это отсутствие физических наказаний. Люди постарше совершенно (и беспочвенно, кстати) уверены в том, что от физических наказаний дети «воспитываются» лучше, однако научного подтверждения этому нет — это доказывает исследование The Lancet. В большинстве случаев физическое наказание, наоборот, вредит ребёнку и ухудшает его поведение. Это легко понять даже без научных исследований: стоит только порассуждать над тем, как выглядит причинение физического вреда в глазах ребёнка.
Если ребёнок с детства подвергается всяким «профилактическим» избиениям ремнём, он подсознательно привыкает к мысли о том, что единственным противодействием тому поведению, которое ему не нравится, становится сила. В дальнейшем именно так он и будет поступать с теми, кто слабее него, всё потому что сами родители — главные люди в его жизни — убедили ребёнка в правильности таких действий.
Физическое наказание не помогает ребёнку «стать лучше»: его поведение, согласно исследованиям учёных, наоборот стремится к асоциальному и деструктивному; ребёнок становится более агрессивным и менее успевающим в учёбе. К тому же, физическое наказание не имеет ничего общего с любовью.
Лично мне наиболее близки теории воспитания Василия Сухомлинского — советского учёного и педагога. Любопытно, что его теории основываются не на том, каким нужно делать ребёнка, а на том, каким быть нужно родителем. И с этим сложно не согласиться: именно с родителей дети берут пример. Если мама постоянно матерится и ни разу на глазах ребёнка не взяла в руки книгу, с большой уверенностью можно утверждать, что повзрослевший ребёнок будет вести себя так же. Поэтому к принципу воспитания в любви добавляется ещё и самовоспитание родителей. Важно и нужно быть достойным примером, придерживаться гуманистических и правильных идей, быть людьми добрыми и честными, тогда и ребёнок таким вырастет. А вот если его бить в надежде на то, что малыш исправится, то честным он не станет — разве что озлобленным.