Клиповое мышление — бич XXI века. Многие ошибочно уверены в том, что такая особенность мышления есть только у молодёжи: мол, смотрят свои тиктоки, больше трёх страниц текста за один раз прочесть не могут, дураками растут и такими же останутся, однако это не совсем правильно. Пройдёмся по основам.
Клиповое мышление — тип мышления, при котором человек не может воспринимать информацию иначе, чем короткими яркими фрагментами. При этом он постоянно отвлекается и не может сосредоточиться на чём-то одном. Чаще всего людям с клиповым мышлением физически сложно читать книги, особенно классическую или академическую литературу; гораздо проще смотреть фильмы или мультфильмы со спецэффектами и яркими сюжетными поворотами.
XXI век стал веком компьютерных технологий: человечество продвинулось в развитии таких технологий очень далеко; ещё полвека назад и представить было невозможно, что люди смогут связываться друг с другом с помощью бескнопочных и беспроводных телефонов, смотреть любые кинокартины и читать любую литературу, не посещая при этом библиотек и кинотеатров. В то же время такое упрощение негативно повлияло на мозг: мало кто тратит время в интернете не попусту; большинство людей сидят в развлекательных приложениях, играют в игры, смотрят мемы, а если и читают тексты, то в лучшем случае это короткие познавательные статьи.
Клиповое мышление вырабатывается у людей всех возрастов. У него есть четыре основных признака:
- Тяга к сокращению информации;
- Повторение однотипных сообщений, чтобы лучше запомнить;
- Ставка на эмоциональную составляющую контента, а не на интеллектуальную;
- Нежелание самостоятельно размышлять.
Большинство людей уверены в том, что они, в отличие от некоего другого большинства, уж точно умные, рассудительные и анализирующие. Однако очень часто выводы человека, которые он выдаёт за свои, являются набором чужих стереотипов: людям гораздо проще не думать самостоятельно, а поглощать уже готовые «продукты» знаний.
Именно поэтому количество людей читающих резко сократилось: если раньше большинство людей действительно интересовалось литературой, то сейчас редкий человек по своему желанию начнёт перечитывать Толстого или Достоевского. Здесь дело ещё и в выработке дофамина. При просмотре коротких видео, смешных картинок или чтении коротких эмоциональных постов у человека вырабатывается «быстрый» дофамин, который краткосрочно улучшает моральное состояние. Со временем человек привыкает именно к такому типу дофамина, поскольку его получить очень просто, а потому впадает в дофаминовую зависимость.
Именно она не позволяет человеку уделять много внимания тем процессам, которые помогают вырабатываться «медленному» дофамину: зависимый попросту не может справиться с состоянием «ломки» и нуждается в постоянной подпитке. Так вот классическая, качественная литература — это всегда дофамин медленный. В процессе чтения человек может не испытывать такого удовольствия, как, например, от просмотра тиктоков, однако после дочитывания книги ощущения такого потребителя будут в разы лучше, приятнее и эффективнее чем у того, кто посвятил аналогичное количество времени получению дофамина «быстрого».
Клиповое мышление в совокупности с дофаминовой зависимостью негативно влияют на мозг: человек становится трудно прочесть текст длиннее «вордовской» страницы; книги на полках покрываются пылью, а любая история, заставляющая рассуждать, а не бездумно поглощать информацию, кажется безумно скучной.
К чему приводит клиповое мышление? Сразу к нескольким минусам:
- снижению концентрации;
- снижению уровня эмпатии;
- ослабеванию критического мышления;
- трудностям с усвоением информации.
Есть и хорошая новость: исправить это можно. Исправить можно, но лишь путём длительной и осознанной работы. Важно ограничить время, проводимое в интернете; начать читать хорошие и качественные книги хотя бы по полчаса в день; участвовать в дискуссиях и отдыхать без телефона в руках.