С 1989 по 2001 – Леонид Филатов был художественным руководителем театральной школы мюзикл-театра «Монотон». Сейчас это театральный колледж в Митине, в Волоцком переулке. Единственное в стране учебное заведение, где детей учат искусству музыкального театра с первого класса, носит имя народного артиста России Леонида Филатова.
Портрет в фойе
Большой портрет Филатова в вестибюле, прямо напротив входа: вполоборота, скрестив руки на груди, он смотрит в глаза каждому, кто открыл дверь. Стилизованная кинолента - кадры из фильмов, где играл Филатов, вдоль лестницы: «Экипаж», «Город Зеро», «Забытая мелодия для флейты», «Сукины дети»… Цитаты из его стихотворений по стенам. Афиша торжественного вечера, посвященного 75-летнему юбилею, в фойе второго этажа, рядом с темным сейчас зрительным залом.
- Когда Леонид Алексеевич к нам приезжал, встречи с детьми проводились тут же, он смотрел наши спектакли, разбирал их, разговаривал с детьми, - говорит основатель театрального колледжа и его директор в 1996-2018 годы Александр Грезнев.
Нянька в трех ипостасях
Они познакомились в ноябре 1989 года на спектакле «Про Федота-стрельца, удалого молодца», который поставил с ребятами главный режиссер детского театра мюзикла Александр Грезнев.
- Мы пригласили Леонида Алексеевича как автора текста, он посмотрел, как играют ребята, и пришел в восторге, - вспоминает режиссер.- Больше всего ему понравилось, что мы разделили образ няньки, которая пытается вразумить царя, предостеречь его от глупостей, на трех персонажей, каждый со своими репликами. Получилось, что носителей здравого смысла стало больше, так что вполне закономерно, что он, в конечном итоге и победил.
- Я никак не ожидал, что дети смогут сыграть «Федота-стрельца», эта сказка адресована взрослым,- говорил Филатов после спектакля. - Но то ли дети подросли, то ли взрослые не так далеко ушли от детства, но так или иначе мы говорим с ними на одном языке, и это замечательно.
Через несколько дней Филатов и Грезнев встретились. Артист был тогда в зените славы и очень занят: играл в театре на Таганке, снимал фильм - «Сукины дети». И все-таки стать художественным руководителем детского актерского центра - согласился.
- Я уже в том возрасте, когда пора посвятить себя детям, - говорил он на открытии нового здания в Митине. - Сколько у меня будет сил, и сколько мне бог даст жить, я все отдам вам.
На «шестерке» из загорода
Кстати, в колледже считают, что, если бы не Леонид Алексеевич, существование уникального учебного заведения – единственного в стране, где обучение театральному искусству начинается с начальной школы – было бы под вопросом.
Это сейчас школа полного дня, с блоком дополнительного образования, когда ребенок в школе до шести вечера – в порядке вещей. А тогда, в конце 1980-начале 1990-х это казалось нарушением всех норм и правил: как так, дети и без того перегружены, да и какое там театральное образование в 7-8 лет, это же совсем малыши.
- Как сейчас помню тот день 1996 года, когда к нам - приехала комиссия из вышестоящих органов, чтобы проверить и, скорее всего, закрыть, - говорит заместитель директора колледжа по воспитательной работе Олег Рудой. - Но утром того дня мы, по его собственной просьбе – он все время был на связи с колледжем - съездили за Леонидом Алексеевичем в загородную больницу, где он тогда лечился. Ехали на моей «шестерке» - при своей всенародной известности, он был очень демократичен, по дороге расспрашивал о колледже, читал свои стихи.
Приехали. Рудой пошел к себе, Филатов - к директору, где уже началось заседание.
Обаял комиссию
Между помещениями была громкая связь. И не успел Леонид Алексеевич войти - красивый, обаятельный, как всегда - в светлом костюме-тройке, со своей фирменной улыбкой, - стало ясно, что настроение комиссии изменилось.
После фильма «Экипаж» Филатова знала и любила вся страна, особенно, ее лучшая половина. А большую часть приехавшей комиссии составляли женщины.
- Он начал говорить о том, что все маленькие дети – артисты, ведь с каким удовольствием они поют, танцуют, что-то выдумывают. Значит, чем раньше начинается обучение музыке, пению, танцу – тем лучше. А уж закрывать учебное заведение, где все дети с первого класса на блок-флейте и гитаре играть учатся, занимаются хореографией, вокалом, художественным чтением - просто неразумно. Если что-то не соответствует по нормативам, давайте скорректируем нормативы…
К всенародно любимому артисту не могли не прислушаться. Театральный колледж удалось отстоять.
«Ромео и Джульетта» помогли
Преподавать в спасенном им учебном заведении Филатову не удалось.
- Он собирался, но не смог - здоровье не позволяло,- говорит Александр Грезнев. – Но он регулярно приезжал в колледж, принимал участие в заседаниях худсовета, разборе спектаклей, составлении репертуара.
Как-то Филатов посоветовал Грезневу замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира. И замахнулись. «Ромео и Джульетта» в постановке детского театра мюзикла шли не только на родной сцене, но и на гостевых, в том числе, в театре Наталии Сац.
- Леонид Алексеевич приехал смотреть спектакль совсем больной, с трудом поднялся по ступеням, вошел в зал. Но ребята играли так, что его отпустило. Выходил он из зала совсем другим человеком.
Свобода посметь
После одного из спектаклей, где играли ученики колледжа, Филатова спросили, что он может сказать детям, которые мечтают стать артистами, художниками, поэтами, но боятся, что не получится.
- Я понимаю, что говорю еще с не совсем еще взрослыми людьми, но должен сказать так, как думаю. Не нужно этого бояться. Нужно идти на это отважно. Счастье человеческое все равно не зиждется на материальном. Оно основывается на других вещах - на свободе творчества, на свободе посметь, на свободе что-то открывать, что-то заявить и увидеть отзыв своим словам. Так что: не бояться, ничего не бояться вообще и, в частности, не бояться, смогу ли. Сможете!