- Часть 5
Ваш лунный гид снова с вами — временно не на Луне, а на Земле, в тёплой конспирологической компании канала Тепло Твердого Топлива. Сегодня мы дочитаем оставшиеся две части четвёртой части еськовского opus magnum.
5. Я сошла с ума, я сошла с ума
...мне нужна она, мне нужна она. — Пожалуй, к этому сводится содержание пятой (и шестой) части четвёртой части еськовского опуса. Она — это «вонючка», точнее, самовоспламеняющееся высококипящее топливо. Но при чём здесь оно?
А вот при чём. Вашего лунного гида уже трудно чем-то удивить, и Еськову это тоже не удалось. Он решил пойти по пути, которому следуют, кажется, все рунетовские конспирологи, пытающиеся разобраться в устройстве «Сатурна-5». В какой-то момент времени люди, не способные самостоятельно спроектировать даже скворечник, придумывают свою ракету. Дескать, «как бы это сделал абсолютный невежда я». Так поступил патриарх рунетовской конспирологии дфмн Попов, потом даже постеснялся выложить в открытый доступ соответствующую часть своей книги (см. пропуск главы «Главная декорация» на его сайте; но доброхоты не постеснялись). Другой патриарх, Велюров, разоблачал топливо даже на «Дельте-4», которая тогда лишь начинала полёты, а сейчас, 20 лет спустя, уже заканчивает свою службу.
Еськов решил, что он ничем не хуже и что он тоже может невозбранно придумать свою ракету, а именно свою версию двигателя J-2, а с ней — и верхних ступеней «Сатурна-5». Пускай они летают на «вонючке»! К этой бесподобной ахинее идее его сподвиг древний американский LR87, который сначала летал на керосине, потом был переделан под высококипящие, и, наконец, после новых переделок был испытан (но не летал) с водородом. «А чем J-2 хуже?» — спросил себя Еськов и сам себе ответил:
Конечно, «ТНА не менять, достаточно ограничить обороты» — это по-настоящему затейливо. Обороты-то мы ограничим, но и производительность тем самым ограничим тоже, и не будет двигатель развивать нужной тяги. Редуктор нам ничем не поможет: редуктора нет, турбина и насос находятся на одной оси! Придётся всё-таки переделывать и турбину, и насос горючего. Что придётся переделывать ещё? Все уплотнения, все клапаны, часть магистралей: то, что работает при сверхнизких температурах и малых плотностях, не будет работать при комнатных температурах и высоких плотностях. Инжектор: форсунки, работающие с одной жидкостью, не будут эффективно работать с другой. Систему наддува: в настоящем «Сатурне-5» компоненты топлива для наддува было достаточно подогревать в теплообменнике, в еськовском же их пришлось бы сжигать в газогенераторе, который для этого придётся ещё сделать. Систему управления двигателями. Программы управления ракетой: еськовская ракета имела бы совершенно иные массовые и инерционные характеристики, и команды системы управления должны им соответствовать. Таким образом, идея «замедлим ТНА, поменяем регуляторы, и можно заливать «вонючку» нипадецки наивна.
Лирическое отступление: здесь возникает вопрос: а кто, собственно, будет это делать? С переделкой LR87 вопроса не стояло: это были открытые работы, никто и не думал держать их в секрете. Здесь же фундаментальную переделку двигателя и систем ракеты придётся держать в тайне. И это не та тайна, которую сохраняют при разработке военных систем: «Аполлон» был открытой гражданской программой (причём государственной важности). Если бы кто-то сказал разработчикам: а вот сейчас мы будем тайно переделывать верхние ступени под «вонючку» — они бы решили, что их пытаются склонить к преступлению против государства. Потому что никакой военной задачи, кроме обмана собственного государства и народа, такая переделка не выполняет.
Но допустим на минуту, что мы смогли каким-то образом уговорить целые коллективы людей в тайне переделать и двигатель, и часть систем ракеты. Что дальше? Дальше нам нужно будет всё это испытать! Но как мы сможем испытать двигатель на высококипящих так, чтобы все подумали, будто он водородный? Высококипящие компоненты требуют совершенно особого обращения из-за их исключтельной токсичности, а также особых материалов из-за чрезвычайно высокой коррозионной активности окислителя. Криогенное топливо тоже требует особого обращения, но иного, и оно перевозится совершенно другим траспортом. Спутать одно с другим невозможно: если вокруг криогенная техника и всюду пар — значит, испытывают двигатель на водороде. Если вокруг пустота и мёртвые с косами стоят ёмкости с жидкостью и шлангами для смыва загрязнений; и одиночные фигуры в спецкостюмах с ног до головы — значит, испытывают двигатель на «вонючке».
И, кстати, для испытаний нужен стенд! Например, вторая ступень испытывалась в сборе в центре Стенниса на стенде A-2: она устанавливалась на стенд, и запускались все её двигатели. (Кстати, видео испытаний можно посмотреть в сети; по облаку конденсата, поднимающемуся перед запуском, безошибочно видно, что испытываются криогенные двигатели.)
Можно ли на этом стенде было испытать ступень с двигателями на высококипящих? Разумеется, нет: этот стенд предназначался исключительно для испытания водородных двигателей, там никогда не было (и нет до сих пор) никакого оборудования для высококипящих. И в первую очередь там нет соответствующего топливного депо. Ступень неоткуда было бы заправлять! Или Еськов готов рассказать историю про то, как у стенда было тайно выстроено хранилище для высококипящих, а потом оно куда-то также тайно исчезло? Или про то, как к стенду секретно подвозили десятки автоцистерн «вонючки» и заправляли ступень сотнями тонн топлива с колёс? Ведь ступень прожигалась полное номинальное время работы, это более шести минут. За это время сжигалось более 400 тонн компонентов! Но невозможно тайно привезти столь большое количество крайне опасного вещества туда, где его вообще не может и не должно быть. Привезти-то оно можно, но тайно — нет. А ведь нужно ещё перестраивать всё заправочное оборудование, насосы, магистрали, почти всю измерительную часть...
Но ещё до испытания всей ступени двигатели J-2 испытывались на полигоне в Санта Сусане (Santa Susana Field Laboratory, SSFL) в Калифорнии, площадкой заведовал изготовитель двигателей фирма Rocketdyne. В процессе разработки J-2 и его отдельные компоненты испытывались на стенде Coca I, несколько позже к нему присоединился похожий на него, но усовершенствованный Coca IV. На этих же стендах испытывались и целые кластеры из 5 двигателей J-2 (но без самой ступени). Позже на этих же стендах испытывались компоненты двигателей «Шаттла» и целые двигатели в сборе. Почему именно двигатели «Шаттла», а не что-то другое? Ну конечно же потому, что Coca I, перестроенный в 1962 году специально для испытаний J-2, и построенный по его образцу Coca IV были приспособлены именно под водородное топливо! Бак с водородом находился на третьем уровне стенда. Как можно догадаться, никаких баков для «вонючки» на стеднах Coca I и Coca IV никогда не было. Можно ли было в секрете переделать под «вонючку» два огромных стенда и проводить там сотни испытаний, подвозя каждый раз топливо, о котором все знали, что его там быть не должно? Смешно.
Впрочем, мы готовы пойти дальше и предположить ещё более невероятное: и двигатель, и ступень удалось в секрете переделать под высококипящие и испытать. И вот, время запускать ракету, время лететь на Азоры Луну. Ракета стоит на стартовой площадке, и теперь её верхние ступени нужно заправить. Но не криогенными компонентами, а высококипящими. Как мы будем это делать? Еськов вспоминает про то, что корабли заправлялись высококипящими, и пытается убедить нас в том, что
организовать заправку РН и КК теми же компонентами, но в ином количестве - никакой непреодолимой сложности, на мой субъективный взгляд. И все участники процесса, даже под присягой или на библии могли подтвердить - да, во второй и третьей ступени - водород. Только заправляли его соседнее подразделение.
Ваш лунный гид не знает, что Еськов предлагает говорить тому самому подразделению, которое должно заправить ракету водородом и кислородом. Как его убедить, что именно сегодня — шаббат внеочередной выходной день? И так тринадцать раз. Однако «соседнее подразделение», вознамерившись заправить вторую и третью ступени «вонючкой», в первую очередь обнаружит, что на стартовых площадках комплекса LC-39 ... нет хранилищ этой самой «вонючки»! Керосиновое депо есть, хранищиле кислорода есть, водорода есть, а «вонючки» нет, и ступени неоткуда будет заправлять!
Хуже того: подразделению предстоит убедиться, что никаких заправочных линий «вонючки» на башне обслуживания тоже нет! К ступеням ведут лишь магистрали керосина, кислорода и водорода. Houston, we have a problem!
Но погодите, спросит кто-нибудь, а как же заправляли «вонючку» в корабли? А их заправляли через Mobile Service Structure — передвижную конструкцию, которая придвигалась к ракете со стороны, противоположной башне обслуживания.
Топливные магистрали в её верхней части шли к кораблю, лунному модулю и к нижней части третьей ступени для заправки её вспомогательных двигателей. Но откуда шли магистрали топлива и окислителя, если на площадке не было депо высококипящих? Их привозили в специальных автоцистернах в два разных дня, заправка производилась за неделю или несколько недель до старта. Чтобы уменьшить риски (компоненты самовоспламеняющиеся!), оба компонента никогда не находились на стартовой площадке одновременно. В первый день приезжала цистерна с окислителем, во второй — с горючим. При заправке площадка полностью эвакуировалась, её покидали все, кроме заправочной команды. Чрезвычайно ядовитые самовоспламеняющиеся компоненты — по-настоящему опасная вещь, которая требует крайней осторожности и минимизации рисков.
Но могла ли эта самая заправочная команда «под шумок» заправить и вторую, и третью ступени? Разумеется, нет. Во-первых, для этого потребовалось бы в несколько раз больше топлива, а привезти на площадку несколько цистерн вместо одной, не вызвав подозрений, совершенно невозможно. Во-вторых, на MSS не было магистралей, ведущих ко второй ступени, а к третьей вела лишь магистраль, пригодная для заправки нескольких десятков килограммов топлива в баки вспомогательных двигателей. Диаметр у неё был совсем маленький, а насос — маломощный. В-третьих, со стороны MSS у ступеней не было топливных разъёмов к основным бакам (и да, расположение топливных разъёмов на ракете видно всем и ото всюду). Заправить ракету «вонючкой» через основные кислородно-водородные магистрали тоже невозможно: нельзя врезаться в эти магистрали через заранее подготовленный тайный патрубок (так как в будущем отравятся все, кто будут с этими магистралями работать), а сами топливные разъёмы не присоединены к ракете. Также невозможно несанкционированно проникнуть на башню обслуживания, чтобы подключить их малыми силами и запустить насосы. Так что желающие тайно заправить ракету «вонючкой» столкнулись бы с неразрешимыми проблемами.
Но давайте-ка шутки ради допустим, что каким-то неведомым способом ракету всё-таки удалось заправить «по-еськовски» и посмотрим, что ещё придумал бедняга неуёмный конспиролог. И запомним.
Запомнили? Первая ступень летит штатно, вторая летит недалеко и падает в 2500 — 3000 км от старта, третья ступень с кораблём выходит на орбиту.
Правда, на видеозаписи стартов хорошо виден и иней, осыпающийся с верхних ступеней при движении ракеты, и облака пара из топливных магистралей, размыкающихся при рассоединении интерфейсов в начальные моменты подъёма. Всё это однозначно указывает на то, что верхние ступени заправлены криогенным компонентами. Ну и что? Давайте придумаем, будто эти видео поддельные. Или что для отвода глаз высококипящие компоненты охлаждали... Конечно, аэрозин-50 замерзает при -7 °C, но, быть может, вместо него заправляли монометилгидразин, тот замерзает при -52 °C? Правда, амил замерзает при -11 °C, его охлаждать нельзя. Придётся теплоизолировать. Для съёмки облаков пара можно поставить специальные парогенераторы... Придумаем что-нибудь!
6. Туман в голове сочинителя
Сочинители с туманом в голове, о которых писал ещё Кюхельбекер, не перевелись до сих пор. Всем приготовиться, Еськов, вслед за прочими конспирологами, решил придумать свою «теорию всего»! Его теория увяжет в одно целое и ракету, и историю с найденной советскими рыбаками тренировочной капсулой, и подарки Брежневу... В общем, всё на свете.
Итак, по мысли Еськова, захотел СССР
"украсть" двигатель с ракеты. С ракеты, которая летит в космос. На космодроме это невозможно. Значит нужно попытаться сделать это после падения.
И не какие-то там
посредственные по удельным параметрам F-1,
а вовсе даже
J-2, мощные "водородники" с вакуумным запуском на второй и третьей ступени.
И нацелились советские специалисты именно на вторую ступень, потому как
Несмотря на приличную скорость второй ступени (у трехступенчатой ракеты) эта отработанная ступень падает в сравнительно неплохой сохранности. Играет роль не только скорость, но и малый угол входа. есть масса фотографий упавших ступней "Протонов" и "Союзов"
Поэтому они отправляют суда ловить вторую ступень в океане в
Район падения второй ступени - где то у Азорских островов
Те, кто хоть немного ориентируются в ракетах, наверное, захотят поправить Еськова. «Союз» и «Протон» — трёхступенчатые ракеты, выводящие груз на низкую орбиту; для полёта к Луне им нужна четвёртая ступень. Три ступени «Сатурна-5», благодаря водороду на верхних ступенях, выводят груз прямо к Луне. Поэтому вторые ступени «Союза» и «Протона» разгоняются меньше, чем до 4 км/с, и падают на расстоянии немного более 1500 км от старта. Но Азорские острова, в район которых Еськов отправляет советские корабли на поиски второй ступени, находятся дальше 5000 км от мыса Канаверал, для их достижения ракета должна разогнаться примерно до 7 км/с! Это значит, что её удельная кинетическая энергия будет в несколько раз больше, чем у ступеней «Союза» и «Протона», и при вхождении в атмосферу она полностью разрушится! Ни о какой «сравнительно неплохой сохранности» не может быть и речи: изучать советским специалистам будет нечего, даже если им чудом и удалось бы найти на морском дне какие-то обломки. Но в воображении Еськова
погружение <ступени> будет весьма медленным - из за сопротивления воды такой большой "пустой бочке".
Пустая бочка после входа в атмосферу почти на первой космической скорости?! Конспиролог в очередной раз не понимает, насколько безумны его бpeдни идеи. Но, конечно, советские специалисты понимали бессмысленность такого мероприятия и даже при большом желании не стали бы пытаться искать двигатели второй ступени в районе Азорских островов.
Но в фантазиях Еськова СССР всё-таки отправляется на поиски:
в район предполагаемого падения ступени "нагнать" много рыболовецких судов, больших и малых, оснащенных пелагическими и донными тралами. Немного доработанные - и рыболовецкие суда, и их орудия лова.
И в результате всех этих фантастических действий СССР якобы нашёл в районе Азорских островов и остатки ступени, и даже признаки использования «вонючки» на ней, а заодно и макет «Аполлона»! А потом Брежнев шантажирует этой находкой Никсона.
Те, кто помнит старт «ракеты по-еськовски» из предыдущей части, здесь, очевидно, будут шокированы. Как СССР смог найти остатки ступени на высококпиящих в районе Азорских островов, если в теории самого Еськова в этом районе ничего не падало?! Давайте прочтём ещё раз:
Прочитали? Вторая ступень падает в 2500 — 3000 км от Канаверала, третья ступень с кораблём выходит на орбиту, а в районе Азор... не падает ничего! Еськов, как это постоянно случается с конспирологами, запутался в собственных теориях и успел забыть, что успел насочинять раньше.
...Мы хотели бы помочь бедняге свести концы с концами в его сочинительствах, но на этот раз вынуждены расписаться в бессилии: придумать что-нибудь мало-мальски правдоподобное здесь решительно невозможно. Допустим, CCCР заранее выяснил, что вторая ступень летит недалеко, и «нагнал много рыболовецких судов» не к Азорским островам, а туда, где она должна упасть по теории Еськова. (Конечно, для этого пришлось очень подробно узнать детали конструкции и развесовки всей ракеты, чтобы очень точно предсказать место падения; иначе дно Атлантики пришлось бы тралить на площади в тысячи квадратных километров. Но если ты знаешь о фальшивой ракете так много, что можешь точно предсказать место падения её частей, то зачем тебе вообще что-то тралить и искать? Просто поделись этим знанием с миром. В качестве материальных доказательств можешь снять падение ступени на камеру.) Почему американцы стали пускать ракету, видя, что «много рыболовецких судов» СССР направляются к месту падения второй ступени, туда, где она она официально падать не должна? Или, чтобы не вызывать подозрений, суда стали двигаться туда издалека уже после пуска ракеты? Но откуда в этом месте взялся макет «Аполлона», ведь он же улетел на орбиту с третьей ступенью? Или, быть может, всё-таки третья ступень тоже была незаправленной и упала там же? Но глубины в этом районе в основном больше 3 километров! Достать что-то со дна тралом будет, мягко говоря, проблематично, и заниматься этим в здравом уме никто, кроме Еськова, не стал бы (но в его случае о здравом уме речь не идёт).
Или, возможно, третья ступень не улетела в космос, а упала возле Азор, где её остатки вместе с макетом «Аполлона» и нашли советские корабли? Но как макет «Аполлона» пережил вход в атмосферу на скорости 7 км/с, ведь у него не было теплозащиты? Он должен был быть разорван на части, а его остатки утонуть! Да и зачем вообще фальсификаторам отправлять ракету аж до самых Азор, в официальный район падения второй ступени? В этом нет никакого смысла. Если ракета всё равно не может выйти на орбиту, гораздо разумнее утопить её в необъявленном месте на больших глубинах, то есть в тех самых 3000 км от Канаверала.
А если макет «Аполлона» упал вместе со второй ступенью «в 2500 - 3000 км от старта», то всё же как он пережил невредимым падение с высоты больше сотни километров и остался на плаву? Это возможно только в случае, если его преднамеренно снабдили парашютной системой. Но зачем снабжать парашютной системой макет, который ни в коем случае не должен быть найден посторонними лицами? Более того: поскольку командный модуль «Аполлона» при старте ракеты закрыт обтекателем, он никому не виден, так что нет никакой нужды ставить макет на ракету!
И если, согласно Еськову,
Лунного Модуля под адаптером нет,
то что там делает макет командного модуля? Похоже, его поставили туда, да ещё снабдили для спасения парашютной системой, с единственной целью: чтобы посторонние лица его нашли и раскрыли лунную аферу.
Подытоживая теорию Еськова: в ней советские рыбаки совершают совершенно необъяснимые находки в совершенно необъяснимых местах, и вся эта конструкция не несёт никакого смысла. К сожалению, конспиролог не даёт нам ответа на эти загадки, а без ответов на них его теория не только противоречит самой себе, но абсурдна на все 146 %.
В оправдание Еськова можно сказать, что теорию о найденном Советами макете, прилетевшем на ракете с мыса Канаверал, придумал не он, а Велюров, популярность же в рунете она получила благодаря Попову. Но ни Велюров, ни Попов так и не смогли свести в этой теории концы с концами. Попов многие годы переписывал и перекраивал её и, будучи припёртым к стенке, даже пытался придумать, отчего американцам могло прийти в голову спасать макет вместо того, чтобы спокойно дать ему утонуть. Додуматься Попов сумел лишь до двух вещей: 1) американцы боялись, что макет найдут на дне океана недруги, и поэтому решили спасать его сами; 2) американцы устанавливали в макете какую-то сверхценную аппаратуру, а потом ловили макет в океане и извлекали её. Но если американцы действительно боялись, что макет найдут недруги, зачем они ставили его на ракету? Непонятно также, зачем заботиться о спасении макета командного модуля, но не заботиться о спасении падающего вместе с ним макета служебного модуля и третьей ступени. Идея же с тем, что в макете якобы размещалось какое-то ценное оборудование, сама по себе необъяснима: какое такое оборудование вдруг могло бы понадобиться размещать в фальшивом корабле на фальшивой ракете? Настолько ценное, что ради него приходилось даже рисковать разоблачением? Этого Попов придумать так и не смог.
Вместо итога
На этом бесконечный опус Еськова всё-таки закончился наконец. Будет ли продолжение, мы не знаем. Но читая его, ваш покорный слуга нет-нет да и задумывался: что объединяет разных лунных опровергателей? В одном из прошлых разборов мы уже натолкнулись на оксюморон «честный компетентный конспиролог», сейчас же ваш лунный гид готов предложить невозможную тройку. Мы полагаем, что человеке одновременно могут присутствовать лишь два признака из следующих трёх.
Конечно, выбирать два признака одновременно совершенно необязательно. Человек может обладать лишь одним из них и не обладать другими двумя. Мы точно знаем, каким признаком Еськов обладает, но насчёт хотя бы одного из двух других уверенности нет.
С вами новые конспирологические теории о старой ракете разбирал El Selenita.
- Часть 5