Найти тему
Историк Саша

Королевский переворот: США и Китай вновь столкнулись в Тихом океане

Солдаты армии Королевства Тонга
Солдаты армии Королевства Тонга

На днях в небольшом тихоокеанском государстве Тонга произошли крайне интересные политические события. В СМИ о них фактически ничего не написали. А зря.

Король Тонги Тупоу VI де-факто принудил к отставке нескольких своих министров. Казалось бы: ну что в этом интересного? Обычные политические будни в маленьком островном государстве с населением 100 тысяч человек. Но это не так.

С поста министра вооруженных сил Тонги был убран один из самых влиятельных политиков королевства - действующий премьер-министр Сиаоси Совалени. До этого он совмещал сразу несколько высоких постов. В отставку отправили и министра иностранных дел страны, союзного Совалени.

После реформы 2010 года король Тонги потерял полномочия абсолютного монарха. Поэтому формально не имел права без разрешения других ветвей власти отправлять в отставку министров. Генеральная прокуратура Тонги и вовсе назвала действия короля неконституционными. Однако прямо противиться решению монарха никто не рискнул.

Некоторые посчитали, что Тупоу VI совершил так называемый "переворот сверху" (или авто-переворот), вновь направив страну в сторону абсолютной монархии.

А совпало всё это с приездом в Тонгу высокопоставленной делегации из министерства общественной безопасности Китая. Этот визит уже вызвал бурю возмущений в Австралии и США.

Позиции Сиаоси Совалени (с которым так часто встречались приезжавшие в Тонгу американские делегации) пошатнулись. Судя по всему, сын короля в ближайшее время заменит его на посту министра вооруженных сил (а может быть, и в кресле премьера).

Тонга превращается в новый центр противостояния между США и Китаем. Тупоу VI поддерживает хорошие отношения с Пекином, а 4 процента населения Тонги - выходцы из Китая. Они контролируют львиную долю бизнеса в королевстве, что часто не нравится местным.

Тупоу VI благосклонно относится к китайским бизнесменам и мигрантам, хотя раньше он придерживался прямо противоположных позиций. В 2001 году, будучи премьер-министром и наследным принцем Тонги, он приказал выслать с территории страны несколько сотен граждан КНР. Тогда он сделал это в рамках конкуренции с сестрой, которая тоже претендовала на власть и имела тесные связи с Китаем.

О чём всё это говорит?

1. Судя по всему, последние события в Тонге приведут к усилению там китайского влияния. Вполне вероятно размещение в королевстве полицейского или военного контингента из КНР.

2. Это вызовет резкое недовольство со стороны США и Австралии. Кроме того, негативно отнесётся к этому и Новая Зеландия (с Тонгой граничат воды Ниуэ - территории, ассоциированной с Новой Зеландией). Примечательно, что в южной части Тихого океана у Штатов, Новой Зеландии и Австралии порой разные и конкурирующие между собой интересы.

Вашингтон хочет использовать острова Тихого океана как плацдарм для противостояния влиянию Китая.

Австралия рассматривает себя как "регионального гегемона" над маленькими тихоокеанскими странами.

Новая Зеландия тоже хочет влиять на островные государства, предлагая им некую альтернативу австралийскому доминированию (хотя и крайне сдержанно, чтобы не вызвать претензий со стороны Австралии).

В общем, небольшие тихоокеанские страны вновь оказываются разменной монетой в противостоянии крупных держав (как и в колониальную эпоху).