Музыку этого советского композитора часто исполняют в концертных залах различных стран, но в сравнении с Шостаковичем или Прокофьевым он как-то до сих пор остаётся в тени. Многие слышали фамилию Мясковский, но немногие слышали его музыку. И уж тем более немногие специально приходили на концерт, чтобы послушать его музыку. Казалось бы, парадокс. Но даже завсегдатаи консерваторий и филармоний не столь хорошо знакомы с произведениями такого классика, как Николай Мясковский.
Николай Яковлевич Мясковский — фигура большого масштаба, величайший симфонист, к сожалению, не получивший в мире такой же славы, как Шостакович и Прокофьев. Однако симфоний Мясковский написал больше чем Шостакович и Прокофьев вместе взятые. Так, например, у Шостаковича 15 симфоний, а у Прокофьего 7. Мясковский же написал 27 симфоний. Причём в каждую свою симфонию композитор вкладывался по полной. Это поистине глубокие, выверенные и сложные работы, в которых был заложен колоссальный труд человека-композитора. За это Мясковского причисляют к одному из крупнейших симфонистов первой половины XX века.
Характер у Николая Яковлевича Мясковского был непростой, как и его музыка. И были принципы. В биографии композитора упоминается случай, как во времена СССР на заседании Союза композиторов в ответ на обвинения композитора Хренникова его в "формализме", он охарактеризовал "Постановление по борьбе с формализмом" и поведение Хренникова как истерическое.
Это привело к его конфликту с Первым секретарём Правления Союза композиторов СССР Тихоном Николаевичем Хренниковым. После конфликта Мясковский не раз разражался критикой в адрес Хренникова, а Хренников продолжал критиковать Мясковского, пытаясь при этом к нему подлизаться. Но не получилось. Мясковский, по воспоминаниям очевидцев, "спустил его с лестницы". Уж слишком разные у них были взгляды на искусство.
Критиковал Николай Мясковский и композитора Сергея Прокофьева, а Прокофьева Мясковского. В одном из писем Прокофьеву Мясковский выражает недовольство симфониями Прокофьева и называет киномузыку Прокофьева "пропагандисткой", ставя ему в укор "прислуживание советской власти" и призывая Прокофьева "писать музыку контрапунктичней и больше развивать темы". Прокофьев же в своём ответе Мясковскому пишет: "А Ваше соединение тем в финале привело меня в ярость. Все в меру, - ведь Вы симфонию пишете!". В общем, к общему согласию, какой должна быть хорошая музыка, они так и не пришли.
При этом Мясковский по жизни был очень закрытым и скромным человеком, что называется, не высовывался. Это сыграло с ним "злую шутку". Написав такое огромное количество выдающихся произведений (симфонии, фантазии, сонаты, романсы и прочее), он так и не получил мировой славы уровня Шостаковича и Прокофьего. Именем Николая Мясковского названы Белый зал Московской государственной консерватории, московская детская музыкальная школа № 44 и Уральский струнный квартет.
С 1960 по 1993 годы именем Николая Мясковского также была названа улица в Москве. Но в 1993 году её переименовали в Большой Афанасьевский переулок. Так до сих пор ни одна улица в России и не была названа в честь великого русского и советского композитора. Ни одного памятника великому Мясковскому также поставлено до сих пор нигде не было.
Вашему вниманию предлагается последняя 27-я симфония Николая Яковлевича Мясковского, завершённая композитором в 1949 году. Премьера этой симфонии состоялась в 1950 году в Москве. За эту симфонию Мясковскому была (уже посмертно, Мясковский скончался в 1950 году) присуждена Сталинская премия (пятая по счёту). Исполняет Государственный академический симфонический оркестр России под управлением советского дирижёра Евгения Фёдоровича Светланова.