231 человек от эвакуации отказался
Днём 4 апреля уровень воды в Тихвинке поднялся до 536 миллиметров. Это почти полметра в парке в центре города — около метра под окнами дома на окраине.
— Подтоплены 90 домовладений в городе, — говорит начальник поискового спасательного отряда города Новая Ладога Андрей Скороход. — Жалоб нет. 231 человек живёт в этих домах, в том числе пятеро детей. Но от эвакуации все отказались.
Только в воскресенье — было всего четыре «пострадавших» участка. Вода приходит в город из рек, ручьёв и озёр. Начавшиеся 3 апреля заморозки замедлили этот процесс, но уже в субботу ждут потепление.
— Это не самое страшное наводнение тут. В Тихвине весной почти каждый год поднимается вода, но в последнее время не так сильно. А вот в 2013-м вода была гораздо выше, — вспоминает Андрей Скороход.
Дрова и собаку в дом
Тихвин — это частные дома вперемешку с панельками. Сейчас пострадали в основном деревянные избушки и дачи. Впрочем, местные как будто не удивлены. Паники уж точно нет.
— В том году только до столба дошла, а теперь вон уж до помойки, — кивает жительница самого ближнего к пруду Таборы женщина. Пруд к ней в дом пока не поднялся, плещется в подвале.
— Как начала подходить вода, так и готовимся: вещи из подвала перенесли, дрова заготовили да собаку в дом забрали, — добавляет хозяйка и скрывается в избушке, к которой от ближайшего участка суши ведут мостки в три доски шириной и метров 50 длиной.
Такие дорожки для людей строит местная администрация, как начинается наводнение. Лишь бы вода не поднялась ещё выше. Буквально 15-20 сантиметров — и дорожки тоже утонут.
Пруд вместо монастырского сада
За четыре дня, что продолжается паводок, вода зашла и в монастыри. В Тихвинском Богородичном Успенском теперь на месте монастырского сада — пруд с утками и чайками, которые хозяйничают на клумбах и в парнике. Но основные храмы и кельи монахов пока на суше. Только местами прихожанам и духовенству приходится ходить по воде, но снова спасают деревянные мосты.
Хуже в соседнем женском Введенском монастыре. Там не только лужайка под водой, но и Надвратный храм 1645 года. Там вода залила не только подвалы, но и первый этаж, плещется под дверями и окнами.
А на улице Римского-Корсакова (где сохранилась усадьба семьи композитора) рабочие строят дамбу из мешков с песком. Они не столько спасают от воды, сколько обозначают, где край дороги — чтобы машины не съехали в Тихвинку.
Почти Венеция
На окраине города буйствует Введенский ручей. Сейчас он превратился в настоящую реку, вылез на дорогу, забрался в огороды, подвалы. На Советской улице «взял в заложники» несколько десятков домов.
— Вот утром в комнате вода разлилась, — показывает Галина.
Двухэтажный дом из бруса 1950-х годов постройки уже давно признан аварийным, но люди в нём живут. Сейчас с дороги к нему ведут мостки на сваях. Дровяные сараи во дворе залиты водой. Её уровень тут уже почти метр. Когда ручей отступит, дрова придётся доставать и сушить.
В подъезде тоже вода. В прихожей и на кухне пока сухо. Там пол когда-то поднимали, а в спальне не получилось — пришлось бы печку перекладывать. Вот вода и забралась туда в первую очередь. Хозяева успели поднять мебель — что на скамейки, что на автомобильные покрышки поставили, ковры свернули — и на комод. На столе стоит рассада — за окном плещется вода. Почти Венеция.
— В 2013-м тоже вода приходила в квартиру, — говорит Галина. — Заходил спасатель, говорит, что и в этом году может ещё подняться — ну что ж, надо будет холодильники поднимать. А сами, наверное, к сыну переедем — он тут рядом живёт, но у него дом повыше стоит, там не затопило.
***
Сотрудники аварийно-спасательной службы регулярно обходят дома, оказавшиеся в воде — и в Тихвине, и в соседних деревнях. Сегодня двум бабушкам принесли продукты, другой — дрова. Ещё одной помогли перебраться через разлившуюся речку — ей нужно было попасть ко врачу, а потом вернуться домой.
Сегодня губернатор Ленобласти Александр Дрозденко сообщил, что «прогноз по снижению уровня воды на ближайшие дни благоприятный».