Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

КСТ-практика. Заблокированная скрипачка. Страх упасть в обморок во время выступления

Проблемы с дыханием часто провоцируют страхи - в частности, страх упасть в обморок, потерять сознание. Реальный случай из практики Джорджио Нардонэ поможет нам понять, как можно преодолеть такого рода опасность и справиться с затруднением.

Первая сессия

Т - терапевт, П - пациент

Т: Перед тем, как я начну, я должен выполнить обязательный ритуал. Видите... микрофон, камеры, всё, что происходит в моём кабинете, записывается на видео, так что я контролирую всё. Я могу потом всё пересматривать, изучать, понимать...

П: Хорошо

Т: Но сначала я должен сказать Вам, что секретарь потом после нашей встречи попросит Вас подписать соответствующую бумагу.

П: Да, конечно.

Т: Итак, Вы - скрипачка?

П: Да, да.

Т: Вау!! И зачем Вы здесь?

П: Я много о Вас знаю, потому что я прочитала много Ваших книг.

Т: Мммм!

П: Я приехала в Италию почти пятнадцать лет назад, а теперь уже четыре года я выигрываю конкурс в оркестре и занимаюсь тем, что мне очень нравится. Скажем, я здесь, потому что у меня очень большая проблема, в том смысле, что я боюсь упасть в обморок во время игры.

Т: Ооо!

П: Это парализует меня и немного затрагивает всю мою жизнь, но особенно мою профессию. В том смысле, что я действительно люблю свою работу, я не могу делать ничего другого. Это - всё для меня, вот так!

В: Подождите, я задам Вам несколько целевых вопросов, чтобы разобраться и помочь Вам, хорошо?

П: Да, конечно.

В: Во-первых, страх упасть в обморок во время игры, он у Вас всегда был или появился только недавно?

П: В основном недавно.

Т: Он появился, когда Вы получили такое важное место в оркестре Ла Скала, или у Вас он был ещё до этого назначения?

П: Нет, у меня это было и раньше. Потому что я, прежде чем выиграть конкурс четыре года назад, я работала по временным контрактам... я играла в Ла Скала в течение восьми или девяти лет. И моя первая настоящая паническая атака произошла в Удине, когда я проводила оркестровую репетицию в консерватории... Я почувствовала небольшое головокружение, и отсюда череда вещей, которые я даже не понимала, потому что я не знаю...

Т: Конечно.

П: Приступы паники, эти проблемы, по крайней мере, в семье я никогда не слышала о них. И это показалось мне таким странным. А затем они стали настолько расти, их было так много, пока однажды я не оказалась в скорой помощи... ладно... потом я пошла к семейному врачу, который через две минуты дал мне психотропные препараты. Очевидно, что эти психопрепараты помогали мне чувствовать себя хорошо около двадцати дней, но после года их приёма у меня больше не было желания ими пользоваться. При этом я конечно продолжала делать всю свою работу. Знаете, я ненавижу принимать лекарства, всю эту дрянь.

Т: Понимаю.

П: За десять лет своей карьеры, различных турне, других вещей... у меня не было больших проблем. Конечно, у меня всегда оставалась какое-то время эта тревога в фоне... но я должна сказать правду, с сентября до сегодняшнего момента у меня всё резко выросло, многое вернулось. Но я никогда не отказывалась от концертов. Последний был три дня назад, но прошёл с огромным трудом. Я не отрицаю, что начала пробовать различные психотерапии, потому что для меня, очевидно, не очень удобно приезжать в Ареццо. Но сейчас я прямо на краю. И я сказала себе, всё - достаточно, нужно ехать.

Т: Понимаю.

П: Я также хотела попробовать поработать с психологом, принимавшего у себя, в своём кабинете, и поехала в Виджевано. Я немного посидела...

Т: Не волнуйтесь. Я знаю всех наших специалистов и его тоже, он очень хорош в разных вещах, но мы тут не для того, чтобы представлять друг друга.

П: Ок. (хохочет)

Т: Послушайте, я скажу Вам прямо, хорошо? Одно дело работать над разными другими проблемами. Но чтобы работать с блокировкой выступления, обусловленной паникой, нужно уметь выступать, иначе пациент это чувствует. И если пациент поймёт, что ты не исполнитель, он не будет тебе доверять.

П: Ага, точно.

Т: Вот Вы какая ...? (смеётся)

П: Действительно, я согласна. (кивает и смеётся)

Т: Но это так. Если вы думаете об этом, это естественно. Я должен чувствовать, что у другого есть что-то, на что я могу положиться. Если у другого нет чего-то большего, чем есть у меня, и на что я могу положиться, почему я должен на это полагаться? Верно?! Так что я не критикую моего коллегу...

П: Да, да, я поняла очень хорошо.

Т: Я просто говорю, что он не подходит для этого.

П: Я очень хорошо поняла Вас. Я даже немного рада, потому что я также ожидала, что Вы скажете мне сегодня: «Слушайте, с Вами ничего не нужно делать, потому что... ммм...»

Т: А какие другие решения Вы пробовали?

П: В сентябре я пошла к психоаналитику, который, скажем так, считается очень хорошим в Милане... так что... и я не ожидала, что уже на первой сессии он дал мне психотропные препараты, это уже дало мне эффект...

Т: Ок, и что дальше?

Р: И тогда я начала читать в поисках что делать с этим. И я прочитала об этой технике EMDR.

Т: EMDR, ок, продолжайте.

П: Я немного этим позанималась, но это не сработало.

Т: Но это техника, которая работает. И я очень уважаю её, потому что Франсин Шапиро, которая её разработала, была моей коллегой. Мы были вместе в Mental Research Institute в восьмидесятых годах.

П: Ааа, я не знала этого.

Т: Это гипнотическая техника, которая хорошо работает при посттравматических расстройствах, потому что она была создана для этого.

П: Ага хорошо... вот... видите ли я...

Т: Она работает при ПТСР. Но когда Вы применяете её к чему-то другому, то это больше не работает.

П: Мммм.

Т: И какие попытки Вы ещё предпринимали?

П: (смеется смущенно) Никаких больше, только эти. Но я должна сказать, в конце концов, я всё оставила как есть.

Т: Ясно.

П: EMDR я делала до прошлой недели, но в результате я увидела, что на концерте два дня назад... Я имею в виду... это было то же самое, как по-моему не...

Т: Конечно, ок.

П: И по поводу доктора - психоаналитика - я пошла к нему и сказала: «Смотрите, я не хочу больше принимать их...», так что я абсолютно прекратила приём препаратов. Я в течение всей своей жизни стараюсь... держаться от них на расстоянии, давайте посмотрим правде в глаза. Я делаю всё, я совершаю поездки, я езжу на поездах, я в порядке сама по себе...

Т: Да, у Вас есть проблема, специфическая, связанная с выступлениями, которая касается того, что Вас волнует больше всего. Так бывает, что страх обкрадывает тебя в том, что тебя больше всего интересует.

П: Да, именно так.

Т: Ага, так оно и есть. Итак, я уже сказал Вам, что Ваша проблема - не форма панической атаки, а обсессивно-фобическая форма. Ок? Это не фобия, это обсессивно-фобическая проблема, понимаете?

П: (кивает) Обсессивно-фобическая проблема.

Т: Потому что это влияет на то, что Вам больше всего дорого, и о чём Вы заботитесь больше всего. И уже одно это должно заставить Вас дистанцироваться от определенных методов лечения, хорошо?

П: Совершенно согласна.

Т: Но я хотел бы еще раз исследовать ваши неудачные попытки решения, а затем более детально исследовать проблему.

П: Ок.

Т: Итак, мой коллега, должно быть, пытался использовать наши протоколы, но всё равно скажите - что он пытался сделать с Вами?

П: Он хотел, чтобы я начинала писать прямо в момент возникновения проблемной ситуации, когда это происходило со мной...

Т: И что?

П: Ну, это работало во время моей повседневной жизни. Но пока я играю, я не могу остановиться и начать писать.

Т: Понятно, это невозможно. И что дальше?

П: Тогда он предписывал мне говорить и думать во время концерта, в то время как эта проблема приходила ко мне: «Да, давай»... короче говоря, бросить ей вызов.

Т: То есть техника худшей фантазии - увеличивай страх, увеличивай его, это?

П: Да, делать "Фантазию страха", скажем полчаса в день.

Т: Сначала полчаса, затем по 5 минут, а затем во время выступления.

П: Да, точно.

Т: И Вам удалось воплотить эту технику на практике или нет?

П: Я попробовала её, я попробовала погрузиться во все самые худшие свои фантазии в течение получаса... но у меня не получалось понять себя.

Т: Ок, хорошо. Так что Вам не удавалось создать их у себя.

П: Создать их у себя, чтобы почувствовать себя плохо.

Т: Страх...

П: Точно!

Т: Хорошо, но разве он не объяснил Вам, что это именно тот эффект, который мы как раз и хотим вызвать?

П: Да, более или менее... когда на следующем сеансе я сказала ему, что мне не удалось, он сказал мне: "Ах, не волнуйтесь, это нормально, это означает, что у вас нет таких проблем". (ироничное выражение лица)

Т: Ага, простите меня, ок. Теперь я понимаю.

П: Он также сказал мне: "Давайте сейчас оставим это и попробуем другую терапию", но после того, как я уже сделала семь, восемь сеансов ...

Т: Что другое он Вам сказал делать?

П: Ну, хорошо. Ещё он сказал мне, в то время как я играю, а также во время концерта, поднять глаза и расслабиться...

Т: Ок, оставим это. Дайте мне понять, когда он заставил Вас сделать полчаса, когда Вы должны были думать о худшем, Вы думали о худшем, а худшего не было. Так?

П: Да, не было.

Т: И он сказал Вам, что это нормально и изменил стратегию?

П: Нет, он заставил меня сделать это в течение двух недель.

Т: И что потом?

П: А потом он сказал мне: "Нет, давайте оставим это в покое. И тогда, когда Вы играете, если Вы чувствуете, что страх приходит к Вам, Вы должны бросить ему вызов. Вы должны сказать внутри себя: "Да, давай, давай, да".

Т: И Вы попытались это сделать?

П: Я попыталась, однако оно не очень сработало.

Т: В том смысле, что страх увеличивался?

П: Увеличивался... точно!

Т: В таком случае Вы могли бы ещё увеличить его!

П: Да. ( хохочет)

Т: Вспомните выполнение задания в течение получаса, когда Вы должны были думать о худшем, а у Вас не получалось это худшее вызывать. На самом деле это вызывало у вас парадоксальный эффект - чем больше я ищу страх, тем меньше он приходит.

П: Точно.

Т: Но он заставил Вас сделать всего полчаса, а затем перешёл к тому, чтобы сказать через две недели сделать это во время концерта, или он заставил Вас пройти тренировку?

П: Он сказал так, что, если это случится со мной в течение дня или во время репетиции, которая была менее важной, я могла бы сказать «Нет, я подумаю об этом позже» и сделать это в течение следующих получаса.

Т: Хорошо, но разве он не научил Вас использовать "Фантазию страха" несколько раз в день в качестве умственной тренировки?

П: Нет, нет, только полчаса.

Т: Понятно, где он ошибся. Первое, что я замечаю, это то, что он не выполнил протокол буквально для тех, у кого есть страх, будь то фобический или навязчивый. То есть техника "Фантазии страха" была правильной, но после получаса, когда Вы вызываете худшие фантазии в течение нескольких недель и Вам не удаётся их вызвать, Вы должны тренировать свой ум, чтобы вызывать страхи в обычных ситуациях и осознавать тот факт, что "чем больше я ищу страхи, тем меньше они приходят". Пока Вы не окажетесь в ситуации "Если я ищу страхи, тем самым отменяю их". Таким образом, он не заставил Вас пройти этап обучения. Т.е. он заставил Вас испытать, что Вы можете играть на скрипке, но он не заставил Вас пройти тренировку, прежде чем отправить Вас на концерт. Понятно. Хорошо, это была формальная ошибка, но теперь я хочу хорошо проанализировать Вашу проблему, чтобы понять, подходит ли Вам эта техника или нет. Итак, Вы сказали, что Вы давно имеете эту проблему, и что она была еще до того, как Вы приступили к обязанностям в столь важном оркестре.

П: Да, точно.

Т: В тот момент, когда Вы чувствуете страх потерять сознание, каковы Ваши точные ощущения? Вы чувствуете, что у Вас меньше дыхания, что голова кружится, сердце колотится, как-будто распадается?

П: Правильно! Это чувство, как будто я в какой-то момент... Ладно, очевидно, что начинается тахикардия, вот прямо сейчас, хотя теперь, когда я с Вам разговариваю, я знаю, что эта тахикардия маловероятна, что ко мне придёт... что угодно.

Т: Хорошо, оставим это в покое. Т.е. это зависит от того, что у Вас есть, от того, во что верите, что на самом деле существует, так?

П: Правильно. Но это создает во мне чувство... я чувствую дискомфорт, поднимающийся из живота. Он забирает у меня всё, как будто я слышу и вижу немного приглушенно. И это, очевидно, беспокоит меня, потому что уши начинают немного свистеть, немного меня берет страх потерять сознание. И даже свет на пюпитре, на нотах, становится более ослепляющим. Я связываю их все как симптомы обморока. Потом меня охватывает дрожь, я краснею... тепло, прошибает пот...

Т: Прекрасно, и в этот момент Вы говорите "Теперь я падаю в обморок".

П: Я говорю: "Я сейчас упаду в обморок, я сейчас упаду в обморок".

Т: Отлично, а за пределами игры на скрипке нет ли других ситуаций, когда с Вами происходит нечто подобное, или есть?

П: В последнее время такое бывает со мной.

Т: Где? В каких ситуациях?

П: Определённо, когда есть люди..

Т: Ммм, люди, которые Вас видят, наблюдают за Вами?

П: Которые наблюдают за мной. Или когда я в продуктовом магазине, когда я в ресторане, всегда, когда есть немного людей, я склонна изолироваться. Даже если я стараюсь не изолировать себя, потому что я знаю, что это делать ошибочно... я получаю, я получаю немного этого дискомфорта. Но никогда так не бывает, как в театре или на сцене!

Т: Ок, Вы сказали: "Я стойко держусь и избегаю избеганий", поэтому Вы всегда играете концерты, делаете все свои дела... отлично, отлично!

П: Я делаю это также и потому, что мне это нужно...

Т: Ну это кажется очевидным для меня! Вы чувствуете, что боитесь упасть в обморок, но Вы когда-нибудь падали в обморок?

П: Нет, я ни разу в жизни не падала в обморок. (смеётся) Я могу рассказать Вам один эпизод.

Т: Конечно, даже два.

П: Я никогда не падала в обморок, но два или три года назад во время игры мой коллега потерял сознание. (хохочет)

Т: Аааа, значит Вы видели, как он упал в обморок?

П: Я почувствовала "Буум"

Т: "Буум" ... и Вы тогда подумали "такое может случится и со мной", верно?

П: Абсолютно верно. Концерт остановили, вызвали в зал врача, и тут коллега поднялся, вышел и пришёл в себя окончательно.

Т: Но когда у Вас возникает это чувство "О, Боже, я падаю в обморок", что Вы делаете в тот момент, как Вы реагируете? Что Вы делаете? Боретесь с этим или позволяете ему прийти?

П: Я пытаюсь бороться с этим.

Т: Каким способом?

П: Ну что ж... Я начинаю немного разминаться, потому что, говорю себе, может быть, размявшись, поступивший кислород сделает лучше для моего мозга; или я начинаю глубоко дышать, хотя, очевидно, иногда я не могу этого делать, потому что, пока я играю, я должна смотреть на режиссера, я должна смотреть на партию, двигать своими руками, затем... И потом что еще? Я начинаю сглатывать немного, даже если мое горло и рот очень сухие. Так что я начинаю двигаться понемногу, двигать слегка ногами, потому что это начинается как физическое раздражение для меня...

Т: Мы выяснили, как Вы создаёте проблемы! Тогда я должен объяснить Вам одну мелочь, которая настолько банальна, что только сложные человеческие существа могут сделать это сложным. Если я боюсь упасть в обморок, то боюсь, что мне не хватает воздуха, и я вдыхаю то, что я вырабатываю. Это вызывает затруднение при дыхании, одышку, потому что для того, чтобы вдохнуть, мне сначала нужно выдохнуть. Вы это знаете?

П: Да.

Т: Но если я боюсь, я глотаю воздух, я глотаю воздух, я создаю эффект, из-за которого возникает тахикардия. Дыхание становится затрудненным, у меня кружится голова. (эта фраза произносится очень медленно, с выделением) Ок? Но это то, что обычно те, кто боится потерять сознание, делают компульсивно. Они не думают об этом и теряют сознание: так что нам нужно изменить сценарий Вашего поведения, хорошо?

П: Значит, если я не упала в обморок, то это была удача?

Т: Браво! Это означает, что с точки зрения сердечно-сосудистой системы Вы функционируете очень хорошо. Это означает, что Ваш организм нормально работает! Хорошо, но теперь давайте изменим игру. Это не будет легко, потому что механизм прост, но структура "противоестественной игры" сложна. Потому что, когда кто-то делает это слишком долго, он делает это бездумно, словно по щелчку.

П: Происходит на автомате.

Т: Точно. И тогда Вам придётся сделать сугестивное, очень своеобразное упражнение. Так как Вы музыкант, то для многих из вашей среды музыкантов, если я даю вам упражнения, то это привычно. Вы хорошо их делаете, просто учитесь, не так ли?

П: Всё так.

Т: Сколько Вам лет?

П: Тридцать три.

Т: Мммм! Это просто ужасный возраст!!

П: Да?

Т: Многие важные люди умерли в таком возрасте, не так ли? (хохочет)

П: Моцарт, например.

Т: Так что давайте, это правильный возраст для изменений. А теперь представьте перед собой торт к своему следующему Дню рождения. На нём будет тридцать четыре свечи, красивый торт. А теперь представьте, что Вам нужно потушить их... потушите их... дуйте.

П: (дует)

Т: Сколько из них Вы потушили?

П: Половину, может быть...

Т: Сделайте это снова!

П: (дует ещё сильнее)

Т: Вы видите, из всех погасли только десять, и почему? Потому что Вы снова фокусируетесь на получении воздуха, и останавливаетесь здесь (я указываю на середину желудка). Когда Вы дуете у Вас очень короткий выдох. Теперь вдохните немного и дуйте изо всех сил.

П: (дует более длинно)

Т: Ооо! Выдох длится вдвое дольше. Теперь попробуйте подуть без вдоха.

П: (дует снова более длинно)

Т: Видите? Выдох длится еще дольше, потому что мы должны сначала опустошить наши легкие, а затем заполнить их. Вы умеете плавать?

П: Да.

Т: А когда Вы плывёте, что Вы делаете? Выдыхаете вниз, чтобы иметь возможность получить воздух.

П: Да, даже если я не иду слишком глубоко. (хихикает)

Т: Если Вы держите голову под водой, Вы должны выдыхать, чтобы не захлебнуться водой. То же самое, если Вы используете баллоны с воздухом для подводного погружения, Вы должны знать - первое, чему Вас учат, так это то, что как только Вы берёте в рот загубник, Вы должны выдохнуть, а не вдохнуть. В противном случае Вы не открываете взаимодействие между баллонами и лёгкими. Поэтому я хочу, чтобы Вы пять раз в день, каждые три часа, и, конечно, когда Вы не играете, пытались задуть свечи.

П: Каждые три часа по пять раз.

T: В 9, 12, 15, 18, 21 часов или каждые три, четыре часа, Вы представляете себе торт, не вдыхаете воздух, не вдыхая (показывает как это делается), затем выдыхаете. Подождите минуту, а затем (он снова дует) как можно дольше. Вы должны именно почувствовать, что нижняя часть опустошается. Хорошо? Это задание, которое Вы должны делать в течение двух недель.

П: И всё? Это сложно?

Т: (смотрит на неё с укором) Кто спешит, тот замедляется, точно? Прекрасно! Когда Вы занимаетесь дома, проэкспериментируйте со скрипкой и время от времени, пока Вы играете, выдыхайте. Вы увидите, что звучание скрипки станет даже лучше. Хорошо? Увидимся через две недели. У Вас есть склонность к тому, чтобы делать слишком много. Вам нужно делать всё, что нужно. Ничего лишнего, самое старое правило из всех - делать только то, что достаточно. Ок? Хорошо.

П: До свидания, это было приятно.

Вторая сессия

Т: Итак, как всё прошло?

П: Я должна сказать... намного лучше! (хохочет)

Т: Вау... что это значит?

П: Это означает, что уже на следующий день я вышла на обед, думая, что я обычно ненавижу людей, испытываю растерянность и смущение. Вместо этого я была так спокойна, как будто эти упражнения давали мне душевный покой и уверенность. (смеется) Я должна сказать, что повседневная жизнь значительно улучшилась.

Т: Вы хотите, чтобы мы почувствовали себя волшебниками?

П: (смеется) Я также должна сказать, что у меня не было больших концертов, у меня было только много репетиций и два концерта. В любом случае, испытания прошли отлично, потому что в последнее время у меня тоже были проблемы. Первый концерт прошел гладко. Знаете, мне было очень любопытно, как будто я ждала, что в любой момент со мной что-то случится...

Т: Это нормально, это проверка. Это - "давайте посмотрим, давайте проверим эту вещь, которую они мне сказали"!

П: Правильно. Я ждала, ждала, и хотя внутри меня был страх, он никогда не достигал такой вершины, как это происходило со мной в прошлом. Это на первом концерте. На втором концерте я была немного... что ж, за несколько дней до этого со мной случилось кое-что. Из-за различных встреч с коллегами и раздражения я ушла из Совета оркестра, и поэтому на втором концерте мне было не так хорошо. Тогда было две или три ночи, когда я не спала... я была очень взволнована. Я сделала только первую часть задания, затем вторую и пошла домой, потому что я не чувствовала себя очень хорошо. Я немного нервничала, но должна сказать в целом... не то, чтобы я пропала, а то, что я замечаю, что я заметила во время концертов, это то, что страх всё равно никогда не достигал этого максимального пика. Поэтому я хотела бы сказать - «сейчас я выхожу из затруднения», хотя я была красной, хотя я потела, но как будто бы у меня было душевное спокойствие. Да, я думаю, что это, спокойствие, хотя я была...

В: И происходит ли это только в музыке или также в обычной жизни?

П: Также и в жизни.

В: И было что-то в жизни, что загнало Вас в угол на этой неделе?

П: Ну, и вчера ещё нечто случилось. У моего коллеги была операция, рак горла. Я пошла к нему в больницу проведать его и должна сказать Вам, что у меня далеко не хорошие отношения с больницами. И я чувствовала себя не очень, но я думаю, что это было из-за моего страха. Потом мой партнёр говорит: «Давай, пойдем пообедаем». Я была расстроенной, не хотела, чтобы вокруг были люди! В конце концов я пошла. Нет, ... я всё-таки должна сказать правду, что на одной встрече, которая была три или четыре дня назад в правлении, я сказала те вещи, которые я не думала, что могла бы сказать, потому что я человек стеснительный. А тут, наоборот, я сказала их, не думая о последствиях... Я была достаточно... (смеётся)

Т: Вау, это была особая встреча?

П: Да. Я являюсь членом совета оркестра филармонии, в том смысле, что в совете нас 10 коллег. Мы бесплатно даём рекомендации, и каждый месяц мы решаем возникающие вопросы и обсуждаем художественные тенденции. Очевидно, я не чувствовала себя хорошо, так как это были уже несколько встреч, где я видела, что происходили неправильные вещи, не соблюдались определённые правила. И поскольку я человек, для которого либо черное, либо белое, то для меня нет таких малопонятных вещей. И тогда я высказалась и сразу подписала заявление об отставке.

Т: Вы сказали: «Я музыкант, а не политик!».

П: Именно, всё, достаточно, это не для меня.

Т: А вчера Вы сказали то, что Вам было бы трудно сказать такое раньше. Что именно?

П: Я сказала, что я не доверяю этому совету, что многое делается исходя из личных интересов, что это позор, что мы всё-таки управляем филармонией. И что мы - те первые, кто должен быть чистым и незапятнанным, кто должен управлять ясно и понятно.

Т: Таким образом, Вы были рыцарем без пороков и греха в королевстве, полном рыцарей с пороками и грехами!

П: Но это были вещи, о которых я знала. (смеется)

Т: Отличная работа, мои комплименты, мне нравится!

П: Спасибо!

Т: Итак, выполняя наше задание по разблокированию известного короткого замыкания, каковы были Ваши ощущения?

П: Ну, в первый раз, когда Вы заставили меня сделать это здесь, я сказала Вам: «У меня кружится голова», в том смысле, что я сделала это. И я сказала себе: «О, мадонна! Мне надо сделать некоторые упражнения, которые заставят мою голову закрутиться». А затем я сказала: «Нет, я должна сделать это и никаких разговоров». Я вышла из дома и через три часа мне нужно было это сделать, а я была в дороге. Я остановилась на мгновение и начала дуть, как если бы у меня было много напряжения в животе. Я буквально сдулась...

Т: Вы буквально выкачали сжатый воздух из нижней части легких. Это нормально, это не иллюзорное чувство, это правда.

П: Действительно?

Т: Конечно, из-за того, что Вы постоянно вдыхали воздух, Вы не давали всему воздуху выйти, и он сжимался внизу. Теперь, когда Вы сделали упражнение, Вы позволили этому воздуху выйти. После этого Вы используете свои легкие полностью.

П: Могу я сказать Вам кое-что еще? Как только я начала делать упражнения, когда я многократно выдыхала и вдыхала, я сказала себе: «Приступ не случится?» Потому что я уже не была уверена.

Т: Вы больше не были уверены... конечно.

П: Я больше не знала, как дышать.

Т: Вы были настолько погружены в негатив, как и большинство людей, которые идут правильным путем при встрече с чем-то неправильным.

П: На самом деле, я также наблюдала за собой, когда я была в машине и дышала. И я сказала: "Нет, это странное ощущение, я никогда не чувствовала такого. И я действительно уделила много внимания во время репетиций концертов не делать (не вдыхать), чтобы не стало плохо... Я делала задание две недели. И каждый раз, когда я, почувствовав себя плохо, старалась вдохнуть, и немедленно блокировалась, я тут же делала вот так (выдыхает).

Т: Молодец, молодец! Сначала Вы выдыхаете, затем вдыхаете, так что упражнение нужно повторять. Кто как не Вы знает, что если Вы не тренируетесь, у Вас не получается.

П: Абсолютно верно. И сейчас я испытываю странное чувство в моем животе, как будто я чувствую все свои органы, полное безумие.

Т: Конечно, Вы не могли услышать их раньше, особенно те, что в самом низу, потому что там был сжатый воздух, который действовал как буфер.

П: Действительно? Я очень довольна.

Т: И я также думаю! Мы нашли так называемый заклинивший механизм, и, как два механика, мы открутили эту штуку.

П: Абсолютно точно.

Т: Итак, теперь Вы просто должны немного продолжить тренировку. Но вместо того, чтобы делать это каждые три часа, Вы теперь делаете это каждые шесть часов - три раза днём, один раз утром, раз в полдень, один раз вечером. И Вы должны обращать внимание на все те случаи, когда Вам приходится часто вдыхать, а Вам нужно выдыхать. Так что мой совет, каждый раз, когда Вам нужно сделать что-то важное, нужно сначала сильно выдохнуть. Ок?

П: Ок, отлично.

Т: Вы знаете, это очень старая техника. Мастера военного искусства Востока, а также и западные мастера, учили нас, что перед боем нужно убрать весь воздух, а значит сильно выдохнуть, расслабить всё тело и войти в то, что когда-то называлось трансом воина, ок? Транс художника, транс спортсмена - это одно и то же, ок? Хорошо, увидимся через три недели, и Вы расскажете нам, что было с Вами.

П: (кивает). Отлично! Ещё раз спасибо, до свидания.

Третья сессия

Т: Итак, как Ваши дела?

П: Я возвращаюсь сегодня вечером в Милан после очень долгого тура.

Т: Где Вы были?

П: Я была в Польше, в Литве, в Амстердаме, в Риме, сделала отличный круг... Каждый день самолет, для меня всегда самолет был кошмаром. Я справилась со всем очень и очень хорошо. Проблема случалась со мной очень мало раз, во время очень немногих концертов, которые все еще возвращали мне эти моменты. Например, я дала концерт прошлой ночью в Арчимбольди в Милане, я была очень взволнована... я, однако, довела его до конца, но с большим трудом.

Т: Ок, и что это было... чувство, что было то же самое, или оно отличалось от обычного?

П: Немного по-другому, потому что на этот раз я не почувствовала своих ног. Я почувствовала покалывание в ногах и, конечно, что я сделала? Первое, что пришло мне в голову, это связать этот симптом с обмороком. Хотя от середины туловища и выше я чувствовал себя довольно устойчиво, но эта проблема с ногами...

T: Вы играете сидя или стоя?

П: Нет, только сидя.

Т: И тогда о ногах мы можем забыть на время.

П: Да, да, но тогда, возможно, я потеряю равновесие и "бум"...

Т: Забудьте про ноги, оставьте их. Это своего рода бунт патологии, она восстаёт против того, что мы загнали её в угол. Здесь она больше не может, и тогда она идет вниз. Но если Вы хорошо подумаете об этом, есть также объяснение - потому что дыхательные упражнения заставляют вас много работать над верхней частью, поэтому нижняя часть полностью расслабляется. То, что вы приняли за покалывание в ногах, на самом деле является гипнотическим эффектом того, что Вы совершенно отключаетесь: Ваши ноги полностью расслабляются, и Вы думаете, что больше не чувствуете их, что у Вас их нет. Реальность такова, что они очень расслаблены, так что это положительный, а не отрицательный эффект.

П: Действительно?

Т: Да, также потому что Вы к этому не привыкли.

П: Я абсолютно не привыкла... потому что я должна иметь всё под контролем, любое движение.

Т: Вы должны представить себе, что в тот момент, когда Вам нужна максимальная концентрация на верхней части Вашего тела, ноги должны быть брошены, если вы сидите... Если бы вы стояли, то это было бы по-другому. Но если Вы сидите, Ваши ноги должны быть полностью освобождены. Чем больше Вы расслаблены в ногах, тем больше Вы сосредоточены на верхней части, которая Вам нужна, верно?

П: Я должна сказать, что с тех пор, как я пришла сюда, есть действительное улучшение на 80%.

Т: Это приятно слышать!

П: Мне тоже, это много, но эта штука всё же есть. Например, на днях я давала концерт в одном из самых важных залов в мире, в Амстердаме, который на самом деле является одним из самых красивых и который имеет приподнятую сцену... Вы знаете, для меня, чтобы увидеть всех впереди сидящих зрителей, была большая проблема. И вместо этого я дала красивый концерт. Я позволила себе увлечься, отпустить контроль. Такого не случалось долгое время, и я была так счастлива после того концерта... Но на следующий день я концерт получился ужасным. И я сказала «О, Мадонна!», потому что я думала, что я решила проблемы, а вместо этого ...

Т: О горе, горе!!! Как только Вы ослабите бдительность, сразу же получите удар.

П: Точно.

Т: Никогда не доверяйте нашему разуму, особенно женскому. Просто потому, что вы, женщины, сложнее. Мы, мужчины, проще. Я всегда говорю: "бескорковые". Поскольку вы более тонкие и сложные, вы должны быть осторожны, всегда есть ловушка. Хорошо хорошо, так что Вы чувствуете себя на 80% лучше. Тогда вопрос о ногах... не беспокойтесь об этом. Это означает, что Вы очень расслаблены внизу и более сосредоточены наверху, примите это. Примите это, и я дал Вам уже объяснение, что важно, чтобы нижняя часть тела была больше расслаблена, чтобы верхняя часть была более сосредоточенной. Так что мы хотим, чтобы Вы пару раз в день тренировались в задувании свечей, и использовали эту технику, когда это необходимо, хорошо? Так что один раз утром, один раз днём и всё. Хорошо?

П: Ок.

Т: Великолепно! Увидимся через месяц, ок?

П: Неужели?

Т: Да, у Вас хорошо двигаются дела!

П: Спасибо ещё раз!

Четвёртая сессия

Т: Как дела?

П: Очень хорошо и очень плохо.

Т: Очень плохо - что означает?

П: Я почти забываю делать упражнения, и это не хорошо.

Т: Наоборот, это очень хорошо, потому что это означает, что Вы усваиваете задание. Это означает, что упражнение стало естественным, спонтанным. Фундаментальный шаг заключается в том, что как только Вы добиваетесь изменений, тогда, посредством упражнения, оно должно стать приобретением. Так что изменение, обучение и повторяющееся приобретение. Это как когда Вы спонтанно разучиваете то, что играете, не так ли? Так и есть, так должно быть. Браво! Расскажите нам о своей жизни.

П: Что мне рассказать? Я чувствую себя почти другой... в позитиве. Мне всегда нравилась жизнь, я всегда была очень позитивной, но последний год был катастрофой! Так что теперь я снова обретаю ритм, когда я была "маленькой", когда у меня был этот энтузиазм, это желание делать что-то, выходить на улицу, делать. Это немного ошеломляет моё существование.

Т: Юношеский энтузиазм, который казался потерянным.

П: Да, я стала немного миланской лыжницей! А теперь я чувствую себя очень маленькой девочкой!

Т: Ну, нам это очень нравится. Если нам удалось вызвать это, мы очень счастливы.

П: Да, я тоже счастлива! Я все еще не верю, потому что, может быть, этого слишком много, это произошло за месяц, как будто всё это было открытием каждый день, не так ли? Теперь я даже думаю поехать к морю... когда раньше...

Т: Очень, очень хорошо. Отлично!

П: Я могла бы привыкнуть! Надо, надо привыкнуть к новому, как говорится, жизненному духу! Был французский философ Бергсон, который сказал l'élan vital, этот жизненный импульс, жизненный порыв, который делает нас счастливыми, потому что без этого мы мертвы. Могу я рассказать небольшой эпизод?

Т: Даже два.

П: На днях я брала свой велосипед, опаздывала на работу. И пока я ехала как сумасшедшая, потому что оставалось только десять минут... в какой-то момент я не думала ни о чём. Я была в полном порядке, даже когда бежала. Я думала, как это возможно, что я боялась упасть в обморок в прошлом? Если бы я могла сейчас упасть в обморок, я была бы счастлива! В какой-то момент я сказала себе: «Невозможно, чтобы я могла так думать!»

Т: И Вы подумали: «Что со мной происходит?».

П: Да, это заставило меня глубоко задуматься, возможно ли, что простое упражнение заставило меня радикально изменить образ мышления?

Т: Это очень важная вещь. Ответ в том, что Вы знаете, что самые сложные вещи решаются с помощью, казалось бы, простых методов. Потому что за стращаемой (уловкой) "Потушить костёр, забросав его дровами" кроется столько сложности, столько исследований, чтобы выяснить то, как каждый из нас пытается управлять своими страхами. В тот момент, когда Вы научились полностью менять свою реакцию и Ваше восприятие, стало ясно, что это меняет мир, потому что меняет Ваше восприятие того, как Вы смотрите на вещи. Вы знаете, это как бросить снежок вдоль снежного склона, он катится, катится, катится, пока не превратится в лавину. Это эффект бабочки из теории катастроф: требуется взмах крыльев бабочки, чтобы запустить цепь, которая вызовет ураганы. Настоящее искусство терапии должно быть именно таким, быть в состоянии сделать нечто маленькое, что вызывает реакцию, которая вызывает максимум. Мы преуспели с Вами, и мы счастливы. Вы были очень хороши.

П: Но я ничего не сделала!

Т: Именно Вы и сделали. Вы были, как и все музыканты, очень аккуратными, строгими. Поэтому мне нравится работать с музыкантами. Нужно видеть пациентов, как они не очень наблюдательны и не всегда придерживаются указаний!

П: Действительно?

Т: У многих нет чувства дисциплины. А упражнения - это именно дисциплина.

П: На самом деле, я немного испугалась, когда пришла сюда. И когда мне нужно было сказать, что я забыла делать упражнения!

Т: Видите? Нет, наоборот.

П: Потому что для меня это - нонсенс.

Т: У Вас высший уровень обучаемости. Когда обучение становится приобретенной способностью, возникает un saltus (пер. с лат. - скачок), и он становится спонтанным, это - приобретение. Поэтому я очень рад. Вы - молодец! На этот раз мы увиделись через сколько времени?

П: Через месяц и десять дней.

Т: А теперь мы встретимся через два месяца.

П: Правда?

Т: Я каждый раз добавляю месяц. Я проверю Вас через это время, пока все действительно не будет закреплено. Хорошо? Через два месяца!

Теперь уже с бывшей пациенткой мы встречались еще три раза для обычных контрольных встреч follow up, во время которых она показала итоговое восстановление естественности и полное исчезновение патологического страха. К сожалению для меня, я никогда не слышал, как она играет!

Случай взят из книги Дж. Нардонэ "Без воздуха"

Автор: Манухин Михаил Михайлович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru