Найти тему
Рок на БиС

Рок-кладовая Александра Галина. Британский тяжелый прогрессив и прото-метал от ATOMIC ROOSTER

Этот британский коллектив считается одним из основоположников стиля хэви-метал благодаря использованию тяжелых риффов в музыке и образов Смерти и Дьявола в текстах. Но в равной мере ATOMIC ROOSTER повлияли и на развитие прогрессивного рока. Группа была образована в конце июня 1969 года в Лондоне двумя музыкантами из THE CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN – барабанщиком Карлом Палмером (Carl Palmer) и клавишником Винсентом Крэйном (Vincent Crane, род. 21.05.43 г. в Рединге, графство Беркшир). Настоящее имя Крэйна - Винсент Родни Чизман (Vincent Rodney Cheesman).

Источник фото https://carlpalmer.com
Источник фото https://carlpalmer.com

Винсент рос в Баттерси, на южной окраине Лондона. Он посещал Westminster City Grammar School и в 15 лет самостоятельно научился играть буги-вуги на пианино. В 1961 году восемнадцатилетний Винсент поступил в лондонский Trinity College of Music по классу теории и музыкальной композиции, закончив его в 1964 году.

В 1960-х годах он играл на органе Farfisa (потом перешел на более престижный Hammond) в таких группах, как J.C. & THE MACHINE (вместе с Филом Киннора (Phil Kinnora), Рэем Дасселем (Ray Dussel), Джоном Макви (John McVee) и Бобом Даунсом (Bob Downes)) и в джазовом ансамбле THE WORD ENGINE (основанном Полем А. Грином (Paul A. Green), с привлечением Реда Риса (Red Reece), Фила Симана (Phil Seaman), Джона Сёрмана (John Surman), Боба Даунса и поэта Пита Брауна (Pete Brown).

В 1965 году Крэйн снимал квартирку в Фулхэме и играл со своей группой VINCENT CRANE BIG SOUND в студенческом клубе The Wetherby Arms, располагавшемся на улице Кингз-роуд в Челси. Реклама группы была довольно интересной: «Играем ритм-энд-блюз без гитар!» Действительно, в ее составе кроме Крэйна были саксофонист Питер Пинчинг (Peter Pinching), барабанщик Лью Шримптон (Lew Shrimpton) и контрабасист по имени Майк.

Первое профессиональное выступление Винсента Крэйна вместе с его собственным джазовым ансамблем VINCENT CRANE COMBO состоялось в конце 1965 года в лондонском Marquee Club. Они ориентировались на стиль группы Грэма Бонда (Graham Bond), то есть джаз и блюз в разных пропорциях, но не чурались и кавер-версий. В ансамбле, который выступал в небольших кафешках и на американских военных базах, играли саксофонист Джон Клэйден (John Clayden), барабанщик Гордон Хэдлер (Gordon Hadler) и басист Майкл Файнсилвер (Michael Finesilver).

В 1966 году, благодаря Файнсилверу и Питеру Керу (Peter Ker), Винсент познакомился с Артуром Брауном (Arthur Brown), студентом философии, обладавшим уникальным блюзовым вокалом. Произошло столь знаменательное событие в студии, во время записи песни «What’s Happening?». Оба были лидерами своих собственных коллективов и людьми с амбициями. Поэтому между ними сразу же начались творческие диспуты. В результате три месяца спустя Крэйн вошел в группу Брауна, в которой пробыл до июня 1969 года.

Выступая с THE CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN в таких психоделических клубах Лондона, как U.F.O. Club на Тоттенхэм-роуд и Middle Earth, Винсент выработал свой уникальный стиль игры на органе, лучшей иллюстрацией которого может служить их хит под названием «Fire», возглавивший летом 1968 года британский и американский хит-парады, и сочиненный, кстати, как и большинство остального материала, клавишником. «Мы исполняли психоделические вещи за 2-3 года до того, как они вошли в моду, – утверждал, и не без основания, Крэйн, который щеголял в ту пору в плаще и шляпе с перьями, прямо как д’Артаньян. – Тогда они удачно сочетались с движением flower power».

В этом же году THE CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN записали на Track Records одноименный лонгплей, занявший 5-е место в Англии, посетили с концертами США и выступили в качестве хедлайнеров на британском рок-фестивале в Рединге и на Montrose Festival. В 1969 году они вновь побывали в Америке, отыграли в престижных нью-йоркских залах Fillmore East и Madison Square Garden.

Но ко времени третьих гастролей по США, проходивших в конце года, между музыкантами начались трения, вызванные, в частности, весьма неординарным поведением лидера группы как на сцене (где он, к примеру, одевал необычные одежды и железный шлем, в верхнюю часть шлема наливался бензин, который потом поджигался), так и вне ее. До сих пор гадают были тому виной бензиновые пары или бензедриновые…

Из-за навалившихся проблем и тлетворного влияния «крэйзового» Брауна у Крэйна тоже начала «ехать крыша». После концерта он любил расхаживать по городу в макинтоше, надетом на голое тело. С ним приключилось несколько маниакальных припадков, из-за которых он попал в больницу Banstead Mental Hospital. Там его лечили от депрессии литием и электрошоком. Помогло. Затем Крэйн вновь сел за свой электроорган. Короче говоря, «электричество смотрит вам в лицо» и... лечит ваше тело.

После ухода из группы THE CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN барабанщика Дрэчена Тикера (Drachen Theaker) на его место был приглашен 16-летний Карл Палмер, до этого игравший в группе THUNDERBIRDS Криса Фэрлоу (Chris Farlowe). Но и его надолго не хватило. Вскоре Палмер разорвал свой договор и решил вернуться в Лондон. «Я оставил группу в Нью-Йорке, – вспоминает легендарный драммер, – и, войдя в самолет, летевший в Лондон, увидел там Винсента! Мы оба по горло были сыты этими гастролями». В Англию их самолет прилетел в пятницу, 13-го числа…

В 1969 году Крэйн участвовал в записи альбома своего приятеля, известного рок‑поэта Пита Брауна, а затем сколотил вместе с Палмером (идея эта у них возникла еще во время перелета на родину) свою группу под звучным названием ATOMIC ROOSTER («Атомный Петушок»). Такая же кличка была у одного из музыкантов американской рок-группы RHINOCEROS. Этот бедолага, с которым Винсент познакомился в Нью-Йорке, как-то раз объелся ЛСД и решил полностью перевоплотиться в петуха. Он соответственно одевался и издавал звуки, отдаленно напоминающие кукареканье. После сеанса психотерапии и электрошока у него это прошло.

Как только к нашим героям присоединился поющий басист Ник Грэм (Nick Graham, ex-TUCKY BUZZARD), новоявленное трио подписало контракт с фирмой грамзаписи B&C Records и отправилось в студию. Выпущенный в начале 1970 года сингл с песней «Friday The 13th»

Ютуб-канал Atomic Rooster – тема

и альбом под названием Atomic Rooster оказались довольно удачными, и группа приобрела статус культовой в среде британского андеграунда. За одну неделю лонгплей добрался до сорок девятого места в чартах Великобритании. Дебютное выступление ATOMIC ROOSTER состоялось в лондонском зале The Lyceum с DEEP PURPLE в качестве разогрева.

Vincent Crane – keyboards; Nick Graham – bass, vocals; Carl Palmer – drums.

Дебютный альбом группы. Его открывает динамичная «Friday The Thirteenth» с «демоническими» клавишными, за которой следует явно сексистская «And So To Bed». Эпическая «Broken Wings» (кавер песни Джона Мэйолла) сработана в манере BLOOD, SWEAT AND TEARS – эдакий джаз-рок с ярко выраженной блюзовой основой. После силового инструментала «Before Tomorrow», закрывающего первую сторону пластинки, идет полный напряжения утяжеленный блюз-рок «Banstead». «S.L.Y.» звучит несколько надуманно и монотонно. Зато следующая композиция – элегантная баллада «Winter» с флейтой а-ля JETHRO TULL и ненавязчивым звучанием струнных на заднем плане, оставляет сильное впечатление. Завершает этот мощный дебютный альбом великолепная пьеса «Decline And Fall» – чистый прогрессив-рок британского разлива. В американском релизе (с иным порядком песен), выпущенном позже британского, Джоном Дюкэнном были вновь переписаны гитарные и вокальные партии. Альбом занял 49-е место в Англии, что было весьма неплохо для дебюта.
Интересные факты: на более поздних изданиях авторство песни «Broken Wings» приписывается композиторскому тандему «Grun/Jarome»; на обложке альбома изображена какая-то непонятная птица (но не петух – однозначно), нечто вроде орлицы с женскими грудями, заточенной в стеклянный куб.

Стиль ПЕТУШКА можно охарактеризовать как прогрессивный хард‑рок с гипнотическим ритмом и уклоном в джаз, психоделию и авангард. На дебютной пластинке Крэйн записал некоторые партии гитары, а Ник Грэм кроме бас‑гитары иногда брался за флейту. В январе 1970 года началось их британского турне, которое вызвало интерес к группе, но отношения между музыкантами разладились. Незадолго до выпуска дебютного альбома Ник Грэм ушел в проговую команду SKIN ALLEY, с которой записал три лонгплея, а ближе к весне Карла Палмера переманил к себе другой техничный и высокопрофессиональный клавишник Кит Эмерсон (Keith Emerson, ex-THE NICE). Вместе с гитаристом-вокалистом Грегом Лэйком (Greg Lake, ex-KING CRIMSON) они основали арт-трио EMERSON, LAKE & PALMER, которому была уготована блестящая карьера и слава.

Но Крэйн не отчаивался и пригласил новых музыкантов – поющего гитариста Джона Дюкэнна (John DuCann (часто его фамилию печатали Du Cann, но нам удобнее слитно), ех-THE ATTACK, ANDROMEDA и The Five Day Week Straw People) и барабанщика по имени Рик Парнелл (Rick J. «Ric» Parnell, ex-HORSE и ENGELBERT HUMPERDINCK BAND). Этот состав оказался еще менее стабильным. Манера игры Парнелла Винсенту не понравилась и он нашел ему замену в лице Пола Хаммонда (Paul Hammond, родился в 1952 году в Мэрлоу, графство Бакингемшир), который стучал на барабанах с 12 лет.

В 1970 году Пол выиграл состязание драммеров, организованное газетой Melody Maker и получил ценный приз – ударную установку Ludwig. Но главным сюрпризом было для него то, что на этот конкурс забрел Крэйн, который был так пленен игрой Хаммонда, что сделал ему предложение вступить в ряды ATOMIC ROOSTER. Таким образом из чертежников Пол перешел в разряд профессиональных музыкантов, а у Винсента под рукой оказались два Хаммонда. Однако Дюкэнн утверждает, что всё это легенда, и Хаммонд просто играл в группе FARM, которая выступала на разогреве перед ATOMIC ROOSTER.

В этом составе, который иногда называют классическим, ATOMIC ROOSTER записали тяжелый, пропитанный мистико-оккультными влияниями альбом Death Walks Behind You, который вышел в конце года, занял двенадцатое место в Англии и оставался в таблицах восемь недель.

John Cann - acoustic & electric guitars, lead vocals; Vincent Crane - Hammond organ, piano, bass, backing vocals, arrangements; Paul Hammond - drums, percussion

На втором лонгплее группы заметен явный прогресс. Обновленное трио зазвучало более напористо и сыгранно. «Death Walks Behind You», с вкрадчивым вступлением, сразу же создает нужный настрой, немного мрачноватый, мистический и таинственный. «Tomorrow Night» – явно хитовая вещица, что и подтвердилось после ее выпуска на сингле. «7 Streets» (на некоторых сборниках ее название дано как «Seven Streets») исполнена с поистине баховским размахом – внушительно и в то же время подвижно. Вторая сторона пластинки открывается тяжелой «Sleeping For Years». «Nobody Else» начинается как медленная композиция, но затем перерастает в jazz-fusion, отдаленно напоминающий опусы немецкой PASSPORT. Многие критики назвали этот лонгплей самым сильным в дискографии группы, но мне всё же кажется, что первый альбом был немного интереснее и более соответствовал готическим настроениям. Альбом занял 12-е место в Англии в январе 1971 года.
Интересный факт: на обложке британской версии альбома изображена репродукция с картины «Nebuchadnezzar» английского поэта-романтика Уильяма Блэйка. На американской обложке пластинки изображена малопонятная картина – летящая боеголовка с петушиным клювом (Cover art by George Giusti).
Обложка американского издания взята на discogs.com
Обложка американского издания взята на discogs.com

Песня «Tomorrow Night», выпущенная в феврале 1971 года на сингле, заняла одиннадцатое место в британских чартах, оставаясь в них пять недель.

Ютуб-канал zenith100

Музыка ATOMIC ROOSTER значительно усложнилась. Джон Дюкэнн стал все активнее заявлять о себе как о композиторе, но в музыке всё-таки по‑прежнему довлел тяжелый, тягучий, весьма насыщенный саунд органа Крэйна. Вместо бас-гитары Винсент часто использовал басовую педаль своего органа. Барабанная установка Хаммонда была оборудована по последнему слову техники тех лет и не без гордости была провозглашена музыкантами как «самая большая в мире».

Тем временем была издана на сингле песня «Devil’s Answer» (никогда не выпускавшаяся почему‑то на номерных альбомах), которая заняла четвертое место в британском хит-параде, оставаясь в списках шесть недель. Постепенно группа приобрела большую популярность не только в Лондоне и его окрестностях, но и далеко за пределами Великобритании.

Ютуб-канал zenith100

На сцене Винсент, облаченный в черный вампирский плащ, исступленно терзал свой орган Hammond, Дюкэнн играл так вдохновенно, что после концерта его пальцы буквально кровоточили, а Хаммонд не успевал менять свои палочки, которые разлетались в щепы (два Хаммонда в группе – это вам не шуточки). Они с блеском отыграли летом 1971 года на ставшем традиционным рок-фестивале в Рединге, а Винсент еще умудрился поучаствовать в записи одноименного альбома ирландскогоо гитариста Рори Галлахера (Rory Gallagher).

Было решено пригласить более яркого, по мнению Крэйна, чем Джон Дюкэнн (который остался в группе и сосредоточил всё свое внимание на гитарных партиях), вокалиста. Им стал Пит Френч (Pete French, ex-BRUNNING HALL SUNFLOWER BLUES BAND). Был записан альбом In Hearing Of Atomic Rooster, с пульсирующим органом и порой мрачновато звучащими импровизациями. Этот лонгплей достиг 18-го места в Англии и оставался в таблицах четыре недели.

Pete French – lead vocals (1-3, 6, 8); John Cann – guitars (1, 2, 4-8); Vincent Crane – Hammondorgan (1-8), piano (1, 3, 4, 8), vocals (5); Paul Hammond – drums (1-8)

По этому альбому, третьему в дискографии, заметно, что группа несколько сбавила свой моторинг и лишилась толики былого драйва. И это при том, что с приходом полноценного вокалиста ATOMIC ROOSTER превратились из трио в квартет. Возможно причина кроется в том, что альбом был записан наспех. Однако отдельные композиции группы по-прежнему пленяют воображение своей хмурной изысканностью. Особенно следует отметить «Break The Ice», инструментал «A Spoonful Of Bromide Helps The Pulse Rate Go Down» и песни со второй стороны – вкрадчивую «Black Snake» и «Head In The Sky», сработанные в традиционной манере группы.
Альбом был издан на британской фирме Pegasus Records («прогрессивном» подразделении фирмы B&C Records) и занял 18-е место в Англии.
Интересные факты: на американском виниле пятым треком добавлена «Devil’s Answer» (3’28); на передней обложке изображена какая-то старая карга в красном платье и с огромной слуховой трубкой, которая, судя по задней обложке, вероятно всё же расслышала «громоподобную» музыку ATOMIC ROOSTER и обратилась в бегство;
Обложка взята из книги А. Галина
Обложка взята из книги А. Галина

Забегая вперед, скажу, что три первых альбома группы – это самое оригинальное, что она произвела на свет за всю долгую карьеру, а Винсента Крэйна без всякого сомнения можно поставить в один ряд с великими клавишниками в рок-музыке. Особенно близко к нему стоит Джон Лорд (Jon Lord) из DEEP PURPLE, чья исполнительская манера чем-то напоминает «сумасшедшую акробатику» Крэйна.

Продолжение следует.

Автор, редактор - Александр Галин. Дополнительное редактирование и вставка музыкальных фрагментов - БиС

Предыдущие материалы по теме:

Рок-кладовая Александра Галина | Рок на БиС | Дзен

Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Rock-ExPress.ru

Логотип издательства
Логотип издательства