1K подписчиков

Строгановская школа керамики XX-XXI: к 200-летию старейшего университета им.С.Г. Строганова

411 прочитали

Заметки о выставке «Изучать. Творить. Создавать» в усадьбе Измайлово

Текст: Галина Мумрикова

Официальное

Практически целый год в старинной некогда подмосковной усадьбе Измайлово будет идти выставка, посвященная знаменитой керамической школе Российского государственного художественно-промышленного университета им.С.Г.Строганова. Пройдя за долгие годы различные переименования (от Государственных свободных художественных мастерских до ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН), Строгановка не отходила от одного из основных принципов образования – научить студентов не только технологии, но умению анализировать. Здесь с самых первых дней работали прекрасные педагоги-художники, которые не боялись новшеств. Например дисциплину «Стилизация цветов» почти три года преподавал Михаил Врубель. Владимир Татлин преподавал «Проектирование предметов быта». Один из известнейших выпускников ВХУТЕИНа, скульптор-анималист Павел Кожин, который сам учился у Владимира Татлина, Ивана Ефимова, Владимира Фаворского, Льва Бруни и других, умел и своим студентам передавать «стремление к поиску новаторских функциональных решений, технологических и конструктивных приемов формообразования».

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Выпускники Строгановки всегда были востребованы на керамических производствах. Так, известный промышленник Михаил Кузнецов, владелец «Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» охотно направлял своих мастеров в училище и принимал на работу выпускников. Когда Товарищество Кузнецова после революции распалось на отдельные предприятия, и на самых известных и крупных из них в Дулево и Вербилках также работали выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. После практики на производствах многие молодые специалисты оставались там работать, имея возможность разрабатывать свой стиль для функциональных предметов.

Выставка «Изучать. Творить. Создавать» – не совсем обычная в том плане, что история здесь перемешалась с современностью самым неожиданным образом. Марина Люльчук, директор Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово» сказала, что в экспозиции «представлена пестрая мозаика форм: пласты, рельефы, скульптуры, утилитарные предметы. Произведения признанных мастеров будут находиться в соседстве со студенческими работами. Когда стирается грань — где учитель, где ученик, — становится ясно, что строгановская керамика актуальна и созвучна настоящему времени. Неизменным остается одно — высокий уровень профессионализма и творческая индивидуальность. А соседство с постоянной экспозицией «Открытое хранение. Печи и изразцы» позволит провести параллели между русским искусством изразцовой керамики XVII — начала XX в. и работами строгановцев».

А работ ни много ни мало – более трехсот из собраний научно-методического фонда кафедры «Художественная керамика» РГХПУ им. С.Г. Строганова, музея-заповедника «Коломенское», Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», Государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева и частных коллекций.

Личное

Соблюсти историческую хронологию для музейных работников несложно, но вот как-то внести в нее некий компонент из сегодняшнего дня – дело, несомненно, тонкое, но кураторам это удалось. Удалось и разместить информационные тексты, касающиеся истории развития художественной керамики в университете. Понятно, что участникам выставки и так все известно, но ведь выставка рассчитана на широкую публику, которую, наверное, не стоило перегружать множеством деталей. И это тоже удалось. Перегруза не получилось. Собственно, деление экспозиции на разделы, посвященные плоскости, рельефу, пластам, скульптуре, утилитарным предметам тоже вполне логично.

Изразцы печные расписные. Россия, середина XVIII в. Глина, эмали цветные, формовка, роспись, обжиг Музей-заповедник "Коломенское"
Изразцы печные расписные. Россия, середина XVIII в. Глина, эмали цветные, формовка, роспись, обжиг Музей-заповедник "Коломенское"
Д.М. Ципирович. Плитка гладкая расписная. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Д.М. Ципирович. Плитка гладкая расписная. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
А.Г.Сотников. Изразец. Московская область, Государственная Дулевская фарфоровая фабрика им.газеты "Правда" 1936-1937 Фарфор/ роспись подглазурная, лепка ГМЗ"Останкино и Кусково" (Коллекция Кусково)
А.Г.Сотников. Изразец. Московская область, Государственная Дулевская фарфоровая фабрика им.газеты "Правда" 1936-1937 Фарфор/ роспись подглазурная, лепка ГМЗ"Останкино и Кусково" (Коллекция Кусково)

Вообще у многих плоская керамика четко ассоциируется с печными изразцами, лучшие из которых мы можем лицезреть только лишь в музеях. Незатейливый и порой назидательный юмор в текстах, который мастера оставляли на своих изразцах, отражали, в первую очередь, уважение к такому атрибуту русского быта как печь, без которой не обходилось ни одно жилище. Изразец фактически служил украшением печи.

Рельефное панно с изображением белого и красного всадников. Институт силикатов. Москва, 1920-е. Из собрания музея-заповедника «Коломенское"
Рельефное панно с изображением белого и красного всадников. Институт силикатов. Москва, 1920-е. Из собрания музея-заповедника «Коломенское"
Рельефное панно-вставка. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Рельефное панно-вставка. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Модель надписи «Таганская». Керамико-плиточный завод им. Булганина. Москва, конец 1940-х. Из собрания музея-заповедника «Коломенское
Модель надписи «Таганская». Керамико-плиточный завод им. Булганина. Москва, конец 1940-х. Из собрания музея-заповедника «Коломенское
Л. Удальцова. Декоративное панно «Отражение». Москва, 2001. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Л. Удальцова. Декоративное панно «Отражение». Москва, 2001. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Л. Удальцова. Декоративное панно «Парус». Москва, 2005. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Л. Удальцова. Декоративное панно «Парус». Москва, 2005. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
В.А.Малолетков.  Рельеф "Натюрморт с цветком" Москва. 1978 Фарфор, шамот, пигменты; формовка, лепка, роспись. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО"
В.А.Малолетков. Рельеф "Натюрморт с цветком" Москва. 1978 Фарфор, шамот, пигменты; формовка, лепка, роспись. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО"

Потом появились плитки, панно, в которых художники-керамисты так или иначе отражали свои мысли, касающиеся истории, архитектуры. И, почти как в живописи, на керамических панно мы видим и реализм, и импрессионизм, и абстракционизм, только вылепленный. И, конечно же, в рельефах и панно отражалась конъюнктура времени. В 1920-х муссировалась тема победы революции, труда, единения рабочих и крестьян, а когда началось строительство московского метро, то потребовалось столько мастеров, что бывший гончарно-изразцовый завод братьев Василия и Ивана Власовых превратился в керамико-плиточный завод им.Булганина, где всё работало на престиж сталинского метро, где рождалось все его керамическое оформление.

Кумган. Москва, Строгановское училище технического рисования. 1881–1900. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Кумган. Москва, Строгановское училище технического рисования. 1881–1900. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
А.М.Белашов Скульптура "Мамонт" Москва, 1989 Фарфор/ лепка Государственный биологический музей им.К.А.Тимирязева
А.М.Белашов Скульптура "Мамонт" Москва, 1989 Фарфор/ лепка Государственный биологический музей им.К.А.Тимирязева
А.М.Белашов Скульптура "Сова" Москва, 2000-е Терракота/ ангобы, глазури РГХПУ им.С.Г.Строганова
А.М.Белашов Скульптура "Сова" Москва, 2000-е Терракота/ ангобы, глазури РГХПУ им.С.Г.Строганова
Балашов А.М. Скульптура "Морж" из композиции "Два моржа".1989J Фарфор, роспись подглазурная Государственный биологический музей им.К.А.Тимирязева
Балашов А.М. Скульптура "Морж" из композиции "Два моржа".1989J Фарфор, роспись подглазурная Государственный биологический музей им.К.А.Тимирязева
Алексей Сотников. Скульптура "Ягненок". Московская область. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". 1937, фарфор, роспись подглазурная МЗ "Останкино и Кусково"
Алексей Сотников. Скульптура "Ягненок". Московская область. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". 1937, фарфор, роспись подглазурная МЗ "Останкино и Кусково"
И.Шавыкин Скульптуры "Два зубра", "Зубриха с теленком", "Теленок" Приокско-террассный заповедник. Дипломная работа Руководитель - Г.Н.Антипова Москва, 2009 Фаянс, литье, цветные глазури РГХПУ им.С.Г.Строганова
И.Шавыкин Скульптуры "Два зубра", "Зубриха с теленком", "Теленок" Приокско-террассный заповедник. Дипломная работа Руководитель - Г.Н.Антипова Москва, 2009 Фаянс, литье, цветные глазури РГХПУ им.С.Г.Строганова

Конечно же, керамические скульптуры, вазы, сервизы – классика жанра – понятны всем. Неважно, что – кумган, сделанный в конце XIX века, или милые зверюшки Александра Белашова, многие из которых находятся в коллекции Государственного биологического музея им.К.А.Тимирязева. «Ягнёнок» – работа одного из лучших скульпторов-анималистов Алексея Сотникова. Сотников, кстати, автор эмблемы Дулевского фарфорового завода. И тут же рядом дипломная работа 2009 года Ивана Шавыкина, который сейчас вместе с Анной Кожуховой делает невероятные вещи и который однажды написал: «Мы относимся к керамике как к счастливой возможности выразить своё восхищение живым и полным чудес миром. Как к способу создать свою - особенную - реальность, выраженную в материале и образах. Даже наша функциональная керамика скульптурна, многоцветна и насыщена пластическими отсылками к любимым периодам истории искусства. Мы не ограничиваем себя выбором одной техники или одного подхода, широко применяя данные в Строгановке профессиональные знания».

П.М.Кожин, М.М.Шепелева-Кожина Из сервиза "Тихая сосна". Московская обл. Дуоевский фарфоровый завод им.газеты "Правда" 1962 Фарфор/ роспись надглазурная ГМЗ "Останкино и Кусково" (коллекция Кусково)
П.М.Кожин, М.М.Шепелева-Кожина Из сервиза "Тихая сосна". Московская обл. Дуоевский фарфоровый завод им.газеты "Правда" 1962 Фарфор/ роспись надглазурная ГМЗ "Останкино и Кусково" (коллекция Кусково)

Павел Кожин в 1937 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, а с 1938 года он – ведущий художник Дулевского фарфорового завода. В Строгановке стал преподавать с 1962 года. Вот несколько предметов из чайного сервиза «Тихая сосна». Сам Кожин – автор формы, а расписывала сервиз его жена Маргарита Шепелева-Кожина. Так появились словно на детском рисунке незатейливые белые домики с красными крышами, голубая полоска речки, деревья – идиллия, одним словом. И антиквариат. Ведь сервизу больше больше 60 лет.

А.Ивлева "Первый эскиз комом" Студенческая работа, руководитель - Е.А.Юдина Москва, 2022 Фарфор; ручная роспись ГГХПУ им.С.Г.Строганова
А.Ивлева "Первый эскиз комом" Студенческая работа, руководитель - Е.А.Юдина Москва, 2022 Фарфор; ручная роспись ГГХПУ им.С.Г.Строганова
Во время пресс-показа
Во время пресс-показа

И очень мне понравилась тарелочка (студенческая работа А.Ивлевой) «Первый эскиз комом» по аналогии с фразеологизмом «Первый блин комом». Поговорочка, конечно, всем известная, и происхождение ее понятно, и сдается мне, что скрыт в этом названии тернистый путь художника от замысла, эскиза к реальному воплощению. На выставке – всегда результат. Труд остается за кадром. За кадром осталась и большая подготовительная работа кураторов выставки. Каждый раздел, каждый стенд оформлен профессионально и с большой любовью. Не мешало бы некоторым галеристам и кураторам поучиться этому мастерству у работников государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское — Измайлово» и преподавателей Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова.

Кураторы выставки «Изучать. Творить. Создавать»:

Екатерина Чернецкая, от Измайлово

Елена Юдина, зав кафедрой художественной керамики, от Строгановки

Елизавета Семенова, преподаватель кафедры художественной керамики, от Строгановки

28 марта 2024 — 30 марта 2025 г.

вт — вс: 10:00–18:00,

понедельник — выходной

Усадьба Измайлово,

Городок им. Баумана, д. 2, стр. 4, 14

#искусство#декоративно-прикладное искусство#керамика#государственный объединенный музей-заповедник Измайлово#Российский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова#выставки#Изучать.Творить.Создавать