Найти тему

Беседы с батюшкой. Взаимоотношения в семье Великим постом

Протоиерей Игорь Лысенко (1961), настоятель храма Августовской иконы Пресвятой Богородицы п. Бугры Выборгской епархии.
Протоиерей Игорь Лысенко (1961), настоятель храма Августовской иконы Пресвятой Богородицы п. Бугры Выборгской епархии.

Великим постом, конечно, очень много всяких испытаний, искушений. И внутри семьи возникают, наверное, самые большие проблемы. Потому что взаимоотношения в семье можно назвать лакмусовой бумажкой вообще духовного состояния человека. Или я не прав?

– Без сомнения, правы. Недаром сказано, что семья – малая церковь. И в семье градус духовного общения, градус душевного напряжения очень велик. Потому очень важно, как и в Церкви, чтобы каждый член семьи понимал, что в семье самое главное – научиться слышать другого, научиться жить для другого. Вот тогда все будет хорошо.

Может быть, семья для этого и дана – чтобы человек научился видеть себя в другом. Тогда он будет меняться. Тогда он услышит и Господа. И поймет, что и как ему делать. Если же человек слышит только себя и считает, что ему все должны, то, к сожалению, это не семья.

И пост в этом смысле – очень важный период жизни, во время которого мы должны уметь себя в чем-то ограничить для того, чтобы высвободившееся время, энергию, силы, до сих пор спящие, либо нереализованные возможности отдать тому, кто рядом; и в первую очередь семье.

-2

И уж если мы говорим про семью, надо, чтобы она не ограничивалась только мужем, женой и детьми, но чтобы мы обязательно уделили свое внимание бабушкам и дедушкам, посетили их или хотя бы им позвонили. Чтобы мы давали больше возможностей нашим детям общаться с бабушками и дедушками, потому что союз малого и старого всегда благотворен. У пожилых гораздо больше спокойствия, мудрости, подлинного терпения, в котором так нуждаются наши дети.

И, конечно, пост – это всегда молитва; это возможность вспомнить о том, что Господь слышит нас в молитве и всегда нам что-то дает, но только мы должны быть к этому готовы. Поэтому когда мы постимся по-настоящему (недаром мы говорим в церкви: «с постом приятным»), нам важно осознать, что пост – это не соревнование в ложно понимаемом благочестии. Если мы будем ставить на первое место букву, закон, обидим ближнего, потому что не услышим его, не будем нежны с ним, не будем тщательно подбирать слова.

Мы очень часто хотим дать хорошее, но, поторопившись, привыкнув к спешке, можем так изменить свои слова, так исказить свое отношение к человеку в этих словах, что в результате можем его очень сильно оскорбить. И тогда, конечно, это не пост. Пост – это всегда радость. Пост – это всегда возможность быть с Господом.

Ведь помните, сказано: «Сей род изгоняется молитвою и постом». Где этот род есть, там нет радости, там есть либо скука, либо страхи, либо суета и суеверия. А вот когда пост настоящий, тогда враг отходит – и приходит благодать. И в этом смысле для семьи это очень важный, очень нужный и очень благодатный период жизни.

– Столько вопросов сразу возникло! Во-первых, Вы сказали, что если мы в семье будем слышать друг друга, то, соответственно, услышим и Бога. Конечно, идеально было бы говорить только о семье верующих христиан. Но в большинстве случаев несколько другая ситуация.

Приходя в храм, я часто вижу много женщин в возрасте 30-40 лет, которые приводят с собой детей. И я вижу, что они без мужей пришли. Муж, может быть, на работе. Но даже в воскресенье женщины с детьми в храме – это норма. А чтобы в храме были мама, папа и ребенок – это чрезвычайно редкая ситуация. Почему? И каким образом это можно было бы исправить?

– Сегодня после Божественной литургии на проповеди перед причастием я сказал, что покаяние очень легко замерить...

– Как это?

– Потому что покаяние – это изменение.

– «Метанойя», то есть изменение сознания.

– Изменение сознания влечет за собой изменение поведения. То есть если мы не меняемся, значит – не каемся.

Настоящее покаяние можно измерить как раз по количеству людей, приходящих в храм... В этом смысле у женщины одна из наиболее хороших возможностей покаяться, то есть так поменяться в своем поведении, чтобы муж обязательно захотел прийти в храм. То есть если женщина относится к Господу доверчиво, если она с молоком мамы научилась чувствовать Его любовь, то она понимает, что Он настолько Любящий Отец, что точно поможет ей в самых сложных и самых важных моментах.

Женщина, конечно, гораздо больше нас с вами знает, как много нюансов в воспитании детей, насколько там много опасностей. И одной, опираясь только лишь на интеллект или только на книги, невозможно правильно воспитать ребенка. Здесь нужен опыт бабушек, нужно и самой постоянно учиться воспринимать новую информацию. Но самым важным элементом является, как говорят в быту, интуиция – слышание Господа...

– Можно назвать это духовной жизнью.

– Конечно. Важно только – какой дух ты слышишь. Если ты с молитвой, доверием и уважением обращаешься к Господу, если причащаешься, тогда это правильная духовная жизнь. Если же считаешь, что есть некие сущности, с которыми можно вступать в отношения, то, к сожалению, это тоже духовная жизнь, только духи другие. Духи злобы поднебесной, к сожалению, существуют.

– Они же поднебесные, то есть на этой земле.

– Да. Поэтому тут надо быть аккуратным. И в этом смысле очень важно, чтобы женщина доверяла Господу, пропитывалась Его любовью, подпитывалась Его благодатью; тогда она будет такой счастливой, такой радостной, что мужчина ее от себя никуда не отпустит и в любую минуту будет с ней. И в первую очередь в храме.

– Вопрос телезрительницы Любови из Серпухова: «В пожилом возрасте люди иногда остаются одинокими (например, муж или жена умерли). Вдова и вдовец решили сойтись и живут вместе. А дети, например, против, чтобы они обвенчались в таком возрасте, они вроде уже и не хотят, чтобы мы, пожилые люди, устраивали свою жизнь. Нельзя расписаться, чтобы не гневить своих детей. А почему Церковь не венчает таких людей, когда я – вдова, он – вдовец? Вот такой у меня вопрос. Батюшки всегда отвечают как-то не очень четко.

И второе. Я каждый вечер слушаю батюшку Димитрия (Байбакова), и хотелось бы поблагодарить его за его терпение, за его радение за телеканал «Союз». Сколько же надо иметь терпения, чтобы каждый день выходить с просьбой к людям, чтобы они поддержали канал! Хотелось бы пожелать, чтобы мы, зрители, были более активными. Все мы, кто слушает и любит этот канал, должны сами больше радеть о нем и больше помогать ему».

– Знаете, телезрительница меня немножко удивила. Потому что в Требниках последних лет появился специальный чин, принятый и утвержденный в том числе Синодом нашей Церкви, в котором говорится о чине Венчания как раз для тех людей, которые долго вместе прожили или находятся уже в немолодом возрасте.

В частности, в этом чине могут быть опущены слова о чадах. Но все-таки мужчина и женщина образуют единое целое, и в этом смысле очень важно, чтобы это было укреплено таинством. Несмотря на то, что они не могут физически иметь детей, они все-таки представляют пример для тех молодых людей, которые оказываются в сфере их внимания. Потому очень важно видеть их мудрыми, спокойными, благочестивыми, очень по-доброму относящимися друг к другу. И здесь таинство Венчания очень помогает, оно дает благодать.

Когда мы трижды обходим пару с венцами, мы поем: «Святии мученицы...» То есть быть в православном браке – это быть в свидетельстве о Христе. Мученик – это свидетель. Поэтому святые мученицы – это те, кто свидетельствует, что можно жить в браке, отдавая свое тепло другому, отдавая себя.

Помните, Аврааму было сказано: «Отдай своего сына». Он знал, что Господь его любит и что-то ему вернет. Он, конечно, переживал, ведь он расставался с единственным сыном, но имел абсолютное доверие к Господу.

Так и в семье: чем больше (и с доверием) мы отдаем себя супругу, тем больше получаем от Господа. Может быть, здоровья, может быть, каких-то новых ощущений и впечатлений, помогающих нашей душе залечить те раны, которые были получены (в нашей жизни это, к сожалению, неизбежно). В этом смысле если два человека находят друг друга и живут вместе, особенно если они при этом причащаются, помогают друг другу, мне кажется, таинство Венчания им очень поможет.

– В этом вопросе был еще один очень важный момент, который точно входит в тему сегодняшнего обсуждения. Любовь сказала, что дети против того, чтобы родители в пожилом возрасте заново устраивали семью. Наверное, здесь тоже очень серьезный момент, который говорит о духовном состоянии нашего сегодняшнего общества и сегодняшней семьи.

– Без сомнения. Если дети по какой-то причине так к этому относятся, значит, чего-то они лишены, что-то в них еще не созрело. И как раз задача таких родителей своей любовью, молитвой помочь своим детям преодолеть этот, может быть, эгоизм или какую-то духовную недоразвитость.

Хотя вполне возможно, что дети по-настоящему беспокоятся за родителей, которые вступают, скажем, не совсем в правильный брак. Такое тоже может быть: человек не оценивает себя в силу психического и физического состояния, ему кажется, что все хорошо, а дети, переживая за него, молясь за него, любя его, предостерегают его.

Есть такое понятие, как неравный брак, когда, с одной стороны, например, пожилой человек, а с другой стороны не совсем равный ему по возрасту человек. Сам человек уже чего-то не видит, а дети видят, как более любящие. Это тоже надо учитывать.

На самом деле это всегда очень индивидуально. Не должно быть так: по телевизору батюшка сказал – и давайте все так делать. Все-таки у каждого человека есть свой духовник, свой священник, который лучше его знает, и очень полезно к нему обращаться, с ним советоваться и дальше уже принимать решение.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Находясь на службе, я часто вижу, что женщины с детьми в храме одни. Понятно, что скорее всего многие мужья на работе, но я допускаю, что многие находятся в разводе и супруги между собой не общаются. Мое мнение такое: если мужчина простит женщину, какая бы она ни была, простит все обиды и позвонит ей, скажет ей слова поддержки, любви, заботы, мне кажется, это будет очень большое благо. Тем более идет Великий пост. Как Вы считаете?»

– Вы абсолютно правильно говорите, что самый мужественный поступок мужчины – это когда он помогает, отдает себя, когда он жалеет и поддерживает каждого, кто нуждается в поддержке. А уж кто, как не женщина с его ребенком нуждается в такой поддержке!

-3

Без сомнения, надо сделать все, что в твоих силах. И уж если ты позвонил в такой ситуации, найди самые ласковые, самые теплые, самые нужные и искренние слова, чтобы не поранить другого, поддержать его. Чтобы этот звонок вместо поддержки не стал еще одной раной. Важно позвонить, но позвонить максимально деликатно, максимально трепетно и тепло.

– И помолиться перед этим еще.

– Не только перед этим, но и во время этого. Потому что враг может найти возможность и самое искреннее чувство поменять, если нет молитвы, если нет понимания, что только с Господом мы можем делать добрые дела.

– В этом звонке телезрителя прозвучало слово «простить». Сейчас, во время Великого поста, наверное, это вообще ключевое слово. В молитве Ефрема Сирина мы как раз просим способности не осуждать брата своего (сюда можно добавить еще и сестру, и тещу, и так далее). Мы все, в принципе, знаем, что надо прощать. Мы с легкостью говорим это, но сталкиваемся с тем, что это, наверное, один из самых сложных процессов в нашей душе – простить. Что нужно делать для того, чтобы в семье не просто один раз простить во время Прощеного воскресенья, а все время прощать?

– Я с этого и начал. Ведь когда у нас возникает повод для прощения? Когда мы обижены. А когда мы обижаемся? Когда думаем о себе, когда заботимся только о себе, когда мы для себя – самые важные, а все остальные – так, либо для обслуживания, обеспечения нас, либо для развлечения нас, таких важных и любимых.

И тогда нас все ранит; тогда любая царапинка у нас на пальчике становится самой страшной раной всех времен и народов. В этой ситуации простить невозможно, ты всегда обижен, тебе всегда мало, ты как черная дыра – умеешь только всасывать.

А вот если ты, не думая о себе, заботишься о другом, слушаешь другого, делаешь для другого?.. Как любящая мама, когда ребеночек находится в ее утробе. Почему говорят, что беременная женщина самая красивая? Потому что она одухотворенная. Потому что она вся во внимании: она слышит, как ребеночек пошевелился, как он себя чувствует.

Она помогает ему, живет для него, кормит его. И тогда он вырастает очень хорошим, потому что он уже там, в утробе, почувствовал любовь, он был в атмосфере любви, он знает, что на любое его движение есть любящий, добрый, теплый отклик.

Вот если каждый из нас будет вести себя так, тогда у нас не будет обид. А если не будет обид, не надо будет никого прощать. Поэтому любой грех лучше начинать с его профилактики. И заглядывать глубже: отчего он возникает, в чем его причина. Тогда мы поймем, что любовь только в Господе – и мы ею наполняемся, когда причащаемся.

Почему Великим постом уставом Церкви введены литургии Преждеосвященных Даров? Как раз для того, чтобы человек мог чаще причащаться. Некоторые говорят, что причащаются только по воскресеньям. А как же тогда среда и пятница, когда проходят литургии? А как же суббота, когда мы поминаем ушедших родителей?

Завтра опять будет родительская суббота: как же мы сможем развлекаться, забывая про тех, благодаря которым мы живем, благодаря которым мы дышим, можем что-то сделать в этом мире? Надо быть благодарными. Если ты будешь благодарен, твои дети будут тебе благодарны, они потом будут о тебе молиться и помогать тебе.

Это очень выгодно, очень правильно, когда ты отдаешь себя. Чем больше ты умеешь себя отдавать, тем больше получишь. Ведь самое радостное – это делать подарок. Самое радостное – это помочь кому-то, кто даже не просил о твоей помощи. И в глубине души Господь тебе подсказывает: «Правильно, молодец». И гладит тебя по головке.

-4

– Он целует намерение даже.

– Да. И, наоборот, плохо, когда внешне вроде все делаешь хорошо, а внутри-то понимаешь, почему ты так делаешь (где-то обманул немножко, где-то себя пожалел). И чувствуешь, как червячок начинает тебя разъедать. Внешне ты выглядишь замечательно, импозантно, а внутри чувствуешь какую-то неполноценность, и это обязательно проявится и в здоровье, и в отношениях, и в другом.

Поэтому самое главное то, что в глубине души. Единственное средство, чтобы в душе эти червячки не завелись, – там должен быть Господь, там должна быть благодать. И пост – это как раз время, когда мы ограничиваем себя в развлечениях, в лишней пище... В этом смысле пост помогает настроиться на весь год.

Поэтому очень важно радоваться посту. И слава Богу, что каждую неделю есть постные дни – среда и пятница. А кроме Великого поста есть еще пост Петра и Павла, Успенский, Рождественский.

Во время поста у нас есть возможность очистить себя, отмыть, настроиться, убрать лишнее, поэтому это замечательный и совершенно необходимый элемент. Тогда это духовная жизнь, тогда это правильная физическая и душевная жизнь.

– Поговорим о семейном столе. Бывает так, что дети не соблюдают пост. Даже нашим семинаристам во время Великого поста дают рыбу и молочные продукты, потому что им нужны силы для того, чтобы учиться, получать знания...

– Обучаясь в семинарии и академии восемь лет и преподавая уже почти десять лет, я пока не встречал Великим постом молочных продуктов. Рыбу дают (кроме первой, последней, Крестопоклонной недели, среды и пятницы), но опять же всегда есть постный стол. То есть если семинарист или учащийся академии хочет для себя настоящего поста, он всегда может питаться без рыбы.

– Очень хорошо.

– И это как раз показательно. Молодой человек (может быть, и не очень молодой, у нас учатся в том числе и священники) усиленно работает, усиленно служит Церкви, у него получается двойная или тройная нагрузка: он служит церковную череду, при этом изучает предметы, еще у него есть какое-то социальное служение на приходах или в заведениях по уходу за больными. При этом он еще и растет, физически растет его организм. И Церковь, понимая это, допускает, чтобы он мог питаться еще и белком.

Как в семье происходит? Если есть маленькие дети, то, конечно, им надо питаться молоком. Если у ребенка есть какие-то показания (к сожалению, мы сейчас не все здоровы), соответственно, постом для него является исполнение тех предписаний хорошего, доброго врача, который ему подскажет, что и как делать. Почему доброго и хорошего врача? Чтобы не было стандартных подходов, когда мы идем к врачу, который оказывает платные медицинские услуги.

В этом смысле очень важно найти врача, который по-настоящему, а не по названию православен. Для которого исцеление очень важно и который радуется как раз исцелению, а не количеству больных, лечащихся у него за деньги. И если предписание врача сделано правильно, безусловно, его надо выполнять, и это будет постом. Потому что ведь гораздо проще делать что хочешь или делать как все – но это будет не пост, а самочиние, бесчиние.

Если женщина во время поста чувствует, что ее муж устает, так как действительно работает на двух-трех работах, то, конечно, она должна учесть его затраты и постараться найти такие продукты, такие рецепты, которые с соблюдением постных ограничений позволят ему восполнить силы. Например, гладиаторы, физически крепкие люди, оказывается, ели в основном растительную пищу, но при этом много бобов, шпината, то есть пищу, где много микроэлементов, полезных веществ, в том числе и белка.

То есть надо найти продукты, чтобы не было такого, что только картошка, макароны и еще что-то. К сожалению, мы можем сэкономить на блюдах, но потом очень потратиться на лечении. Поэтому здесь надо смотреть. Хорошего продукта ведь не так много надо, чтобы наесться. Иногда человек много ест потому, что ему не хватает каких-то микроэлементов, и организм пытается в количестве продуктов найти нужное. А если взять другой продукт, оказывается, съел немножко, и кушать не хочется – все восполнил.

– Вы сейчас очень хорошо сказали, что жена должна заботиться о том, чтобы в семье все было хорошо...

– Женщины в этом смысле мудрее. Конечно, бывают мужчины (и таких много), которые любят и умеют готовить, но все-таки в семье должна быть хозяйка. Все-таки именно женщина отвечает за уют, за сохранение мира, спокойствия, правильное соблюдение всех ритуалов по принятию еды, за атмосферу во время приема пищи. Все-таки это область женщины. Каким бы ни был мужчина, он не сумеет такое тепло, такую любовь туда привнести.

– Это и молитва перед принятием пищи и молитва-благодарение за те земные блага, которые нам дал Господь...

– Мы почему-то относимся к молитве как к некоему ритуалу. А ведь давайте вспомним: Церковь насквозь материалистична; только по-настоящему материалистична, а не формально. Например, есть вода. Все знают, что периодически во время года священник читает молитву (чин освящения воды), и вода становится святой. То есть когда мы над водой произносим правильные благочестивые слова молитвы, они физически меняют воду.

Но ведь пища наша в основном состоит из воды, и если мы над ней произносим молитву, она становится более полезной, более вкусной. Поэтому это не только что-то формальное: перекрестил, потому что так положено, – ты фактически зарядил пищу благодатью, потому что попросил Господа ее благословить, то есть дать ей энергию жизни. Это очень важно.

Почему так плохо и вредно говорить гадости, непристойности? Мы тоже состоим из воды. Когда мы говорим что-то некрасивое, ненужное, неблагодатное, это нас отравляет, мы заболеваем от этого. Поэтому надо к этому относиться очень прагматично и материалистично: молитва нам очень нужна и сверхполезна.

– Вопрос телезрителя: «Как преодолеть гнев, ярость, раздражение, злобу? Ведь это такой бесовский нападок на тебя, чтобы ты ускользнул от истины и угнетал своими антихристианскими деяниями близких (в основном, конечно, это касается родителей, ближних, которые с тобой живут)».

– Как победить гнев и раздражение? Во-первых, было сказано о родителях, которые вместе с тобой живут. Давайте вспомним пятую заповедь, данную еще Моисею и всему израильскому народу: «Почитай родителей своих и долголетен будешь на земле». То есть хочешь быть долголетен, хочешь быть счастлив, хочешь быть здоров – почитай родителей, какими бы они ни были.

Иногда говорят, каждый народ достоин своих правителей. Наверное, в этом смысле и мы достойны своих родителей. Поэтому если мы благочестиво к ним относимся, любим их, заботимся о них, то они поменяются, станут другими. В любом случае, даже если они внешне не поменяются, Господь тебе все восполнит, Он даст тебе такие качества, такие силы и такие возможности...

Например, в моей практике много таких примеров, когда родители злоупотребляли алкоголем, и для детей это стало абсолютным табу. То есть благодаря тому, что они видели, как было плохо у родителей, они, к счастью для себя, избавились от этого вообще. То есть благодаря грехам родителей они научились обходиться без этого.

Сам ответ, как избавиться от этого искушения, очень простой. Господь нам сказал: «Сей род изгоняется постом и молитвой». Как это реализовать в жизни? Наверное, начинать с Причастия, соединяться с Господом. И, готовясь к причастию, понимать, что причастие – это действительное соединение с Господом, когда Он ближе всего, что может быть. И поэтому молитва к Нему мгновенна и с откликом мгновенным.

Те, кто часто причащался (тот же Иоанн Кронштадтский), жили во Христе. Читаешь дневники Иоанна Кронштадтского: он что-то подумал, вопрос задал и сразу же получил ответ, записал его. Поэтому так важна молитва: она не позволяет врагу вклиниться, влезть, раздражить тебя. И, конечно, постом нужно ограничивать себя.

Повторюсь, пост – это не вкушение по графику или по списку только определенных продуктов. Пост – это ограничение себя для насыщения другого. Ты себе меньше времени уделил, но больше пообщался с родителями, больше помог тем, кто нуждался в твоей помощи, а раньше у тебя не было времени для этого.

В начале поста, в чине Прощеного воскресенья, мы читаем, кого ставим одесную от Господа: тех, кто напоил, одел, навестил, накормил. И наоборот. Вот это пост. А мы, к сожалению, часто эту сторону поста забываем, потому что легче не съесть колбасу, а кусочек картошки и считать, что ты постящийся. Ничего подобного!

– Как говорит Иоанн Златоуст в слове перед Пасхой: постящиеся и непостящиеся – все войдите в радость Господа.

Вопрос телезрителя: «Многие имеют привычку срывать зло на людях, которые не имеют никакого отношения к их плохому настроению. Часто такое случается и в семье. Как не поддаться этому искушению и не ответить злом на зло?»

– Важно слышать не внешнее, как сейчас было сказано, – не раздражение, не слова обидные, а причину этих слов. Надо услышать, почему нам так говорят. Ведь тот, кто раздражен, кто так обидно говорит, сам очень несчастен. Надо понять, почему он несчастен, и помочь ему в его несчастье.

Если мы поможем ему в его несчастье, то в результате он нас поблагодарит. И как минимум ему станет стыдно. Потому что он увидит, как внимательно мы к нему относимся. Может быть, с первого раза он даже постесняется показывать свой стыд, постесняется попросить прощения, но будем настойчивы, будем спокойны, тогда действительно поможем ему найти причины, которые его так раздражили...

Ведь чаще всего раздражение бывает от усталости, от того, что тебя не слышат, где-то обидели. Надо пожалеть человека, помочь ему, услышать его. «Расскажи, что с тобой случилось?» Сначала человек, может быть, не поверит, особенно если такого не было раньше, посчитает, что ты над ним издеваешься. Но надо говорить это с молитвой и не один раз. Чувствуешь, что пока он не открывается, – отойди. Помните, как у Экзюпери: «Сначала надо сесть не очень близко, потом немножко ближе, потом еще немножко ближе; и так приручить друг друга».

– И потом получится, что мы в ответе за тех, кого приручили.

– А как же! Мы же семья, а в семье мы все отвечаем друг за друга.

– Еще один вопрос по поводу семейной жизни. Обязательно ли муж, жена и ребенок должны ходить в одну церковь?

– Вообще, конечно, каждый священник имеет свою паству. И у каждого человека свое представление о духовнике. В этом смысле если у мужчины свои представления о том, что он может сказать священнику (или какой для него идеал священника), он не обязан идти к тому же священнику, у которого исповедуется его жена. Наверное, это не страшно, когда они ходят в разные храмы. Хотя в каком-то смысле это их разделяет.

-5

Может быть (как пример), можно чередовать: один день идут вместе в тот храм, где у жены свой духовник (а муж получает благословение у своего духовника причаститься и исповедаться в другом храме), а потом, наоборот, идут туда, где муж исповедуется. Тогда они будут сближаться, и, может быть, в конце концов им хватит одного священника, который их поймет.

– Очень хороший ответ.

Вопрос телезрительницы: «Я хожу в церковь, причащаюсь, когда не болею (а болею часто). Дома всегда читаю утреннее и вечернее правила. К этим правилам (я так решила для себя)  дополнительно читаю молитвы Николаю Угоднику, Спиридону Тримифунтскому и другим святым. Но когда болею, мне не хватает сил дочитать эти молитвы, и тогда я чувствую себя виноватой. Думаю, что Господь накажет меня за это. Чувствую себя виноватой. Права я в этом или нет?»

– И правы, и не правы. Наказываем мы себя сами. Читать молитвы святым (и Спиридону, и Николаю Угоднику) очень хорошо и полезно. Но только не очень разумно, когда вы сами даете обет: «Господи, я обязательно это прочитаю». Таким образом вы даете повод врагу вас соблазнить, поймать на этом. Читайте молитвы без всяких обетов.

А Господь не наказывает, Он дает наказ, как надо жить, Он дает заповеди. Помните, как Господь сказал: «Если будете исполнять Мои заповеди, то сделаете как Я; и больше Меня сделаете». А если мы не исполняем заповеди, то ничего не можем. Мы не можем по воде ходить, не можем исцелять, воскрешать. Это не наказание от Бога, это естественное следствие того, что мы не исполнили заповеди.

Поэтому если вы молитесь, помните, что это не формальное соблюдение какого-то договора с Богом, что вы Ему обязаны это и это прочитать – и тогда все в порядке, а если что-то где-то не прочитали, то Он вас накажет. Это искаженное представление о Господе, искаженное представление об отцовской любви. Тогда по этой логике блудный сын не имел бы никаких шансов быть встреченным отцом. Ведь он нарушил все, но тем не менее отец к нему бежит, обнимает, дает новую одежду, дает перстень власти, сажает за стол; все возвращает ему. Помните об этом.

Помните о том, что Господь вас очень и очень любит, и Он любую вашу молитву примет и услышит, лишь бы вы понимали, что вы не формально это читаете, а Ему говорите, и Он вам отвечает. Только надо услышать, что Он отвечает, и исполнить это. Вот тогда вы исполните первую и главную заповедь: «Почитай Господа Бога твоего всем сердцем своим, всем помышлением своим...» Это и значит слышать Его, делать так, как Он говорит.

– Мы должны быть в вечном памятовании о любви Господней. Если будем так жить, то перестанем в конце концов на исповеди говорить: «Грешу осуждением, гордыней». И так далее.

– Останется только благодарность Господу.

– Благодарность Господу – это самое главное. Тогда действительно произойдет та самая метанойя.

– Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, за все благодарите и непрестанно молитесь». Когда у нас есть радость – это как раз показатель нашего правильного покаяния и правильного поста. Если мы не радуемся, значит, что-то не то делаем.

– Аминь. Отец Игорь, благословите наших телезрителей.

– Господь благословит всех, кто хочет делать добро, и всех, кто любит нашего Господа и почитает Его.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Источник

Если статья Вам понравилась - не забывайте ставить 👍👍👍 и подписываться на канал «Венчание Православное»

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц