Найти тему
Литрес

Недалёкость и унижения: история семейных обычаев на Руси, которые сейчас вызывают чувство стыда

Оглавление

В глубокой паутине времени, на просторах Древней Руси, укоренились таинственные и мистические семейные обычаи и обряды, которые представляют собой смесь языческого наследия и христианских канонов. Порой они вызывают у современного человека не только удивление, но и дрожь из-за их странностей, жути и двойственности морали, которая теперь может показаться, прямо скажем, лукавством. Славянские семьи, тесно связанные с природой и миром духов, считали эти ритуалы неотъемлемой частью своего бытия, вкладывая в них глубокий символизм и веру в их магическую силу. А сейчас некоторые дремучие традиции Руси порой вызывают недоумение и даже неподдельный стыд.

-2

К примеру, не все знают, что церковь выступала против магических обрядов, но даже самые набожные девушки со всей Руси все равно любили погадать на суженого. Хотя сам процесс чаще всего представлял собой зрелище не для слабонервных. А на святки славянская девушка распахивала дверь в бане и ждала шлепка от «банника», после чего со смехом высовывала на улицу пятую точку. Говорили, что если лапа домового была мохнатой, то девушка получит зажиточного суженого. А при касании простой руки становилось предвестником бедного суженого. Ну, а если домовой ничего не делал, то в девках жить даме еще целый год. Существует множество иных странных и очень жутких семейных традиций, о которых стоит узнать, чтобы понять мир и жизнь наших предков, ужаснуться, а затем забыть на долгие годы.

Заветы «Домостроя» для подчинения благоверных

-3

Для понимания роли женщины в среднестатистической древнерусской семье полезно обратиться к мыслям Блаженного Августина. Этот святой прямо толковал библейскую легенду об изгнании Адама и Евы из Райского сада. По его мнению, первые люди совершили грех и подвергли потомство порокам из-за Евы. Именно она, как считал Августин, сдалась искушению и склонила Адама к ослушанию воли Бога. Святой уверял, что «из всех тварей женщина — самая слабая и ненадёжная». Святой Амвросий, в свою очередь, подтверждает это, говоря: «Справедливо, чтобы женщина имела господином того, кто был ею склонён ко греху».

Взгляды этих умудрённых мужей утвердились в патриархальной этике. Было отмечено, чтобы мужчина не только подчинил себе женщину, но и контролировал её очень строго. Всё это было предписано с целью изгнать из её от зла и спасти душу из лап пороков. В «Домострое» сказано, что муж должен поучать свою жену: «…наедине вразумлять её страхом, а, наказав простить и приласкать, и любовью наставить и рассуждением, но при этом мужу на жену не гневаться, а жене на мужа — жить им всегда в любви и в согласии».

Книга предписывала наказывать супругу за следующие вещи: любое ослушание, грубое слово, брант, внимание к чужим мужам, лень и отсутствие порядка в доме. В «Домострое» сказано, что в ответ нужно было «плёткою вежливенько побить за руки держа». Впрочем, супруг обязан был беззлобно наказывать, нельзя задевать глаза и уши или груди руками или ногами. Деревянную или железную палку брать в руки тоже запрещалось. «Домострой» выступал за лёгкую, даже «бережную» трёпку. Однако, по мнению авторов, вразумить легкомысленную женщину было просто необходимо. Сохранившиеся судебные документы прошлого доказывают: многие супруги охотно пользовались своей властью и не знали меры. А несчастные родители получали гроб или калек.

Зов плоти без каких-либо ограничений

-4

Наши языческие предки встречали призыв плоти не просто с пониманием, а с одобрением. Культ целомудрия женщины был прямым следствием христианской этики. Для языческих славян не было ничего постыдного в том, чтобы предаваться близости после значимого календарного праздника. Матери-одиночки даже считались перспективным выбором, поскольку не на словах, а на деле доказали свою способность к размножению. Отголоски этой свободной морали проявились в традиции«целовальника», который проводился во время Масленицы. Любой житель села в этот день мог войти в дом и поцеловать невесту со всем неуемным желанием.

Но после принятия христианства на Руси, плотские удовольствия стали подвергаться запретам. Церковные деятели стремились контролировать личную жизнь верующих. Они не только устанавливали временные рамки (когда можно, а когда запрещено), но и давали рекомендации по самому процессу (позы, движения). Например, воздерживаться от близости было предписано по пятницам, субботам, воскресеньям и в христианские праздники. Во время поста людям нужно было подавлять любые желания. Перед сном, в установленное время, муж и жена обязательно закрывали чем-то иконы и снимали крестики. А перед посещением церкви им нужно было заглянуть в баню, чтобы очистить себя от греха.

Несмотря на строгие нормы, наши предки с радостью нарушали их. Церковь считала любой вид прелюбодеяния грехом, но в народной морали царили собственные представления о правильном и неправильном. Например, измена с незамужней девушкой не рассматривалась как тяжкий грех, и мужчины за это не наказывались. Однако роман с замужней женщиной вызывал осуждение общества, особенно если это был сельский кулак. Женщины же страдали больше: любая внебрачная связь несла позор, наказание и всеобщее осуждение.

Власть свекра и снохачество

-5

Практика снохачества, хотя и осуждалась как грех, продолжала существовать в течение многих веков. Она утратила свою актуальность только после того, как большие многопоколенческие патриархальные семьи рассыпались, а на смену им пришли малые семьи. Суть снохачества заключалась в абсолютной власти «отца семейства», который заставлял невестку стать сожительницей. Это явление стало особенно распространенным в периоды, когда молодые мужчины уходили в армию или на заработки. Будущий свекор обычно играл роль наблюдателя, а иногда и подстрекателя, используя угрозы, шантаж и даже рукоприкладство, чтобы заставить девушку согласиться на близость. Но народ считал его добропорядочным и благочестивым человеком.

Известны случаи, когда свекру очень нравилась невестка, после чего он умышленно отправлял своего сына на заработки, чтобы иметь возможность безнаказанно использовать невестку. Противостоять ему было практически невозможно: жизнь в этом доме становилась для девушки мучением. Свекор грузил её самыми тяжёлыми работами, а за любую ошибку наказывал и даже мог заточить в подполе. И когда сын возвращался домой, его дезинформировали, обвиняя невестку во внимании к другим мужчинам. Если девушка не могла выдержать давления свекра и сдавалась ему, то вся ответственность ложилась на неё. Суженый мог серьезно покалечить именно ее, а не отца, узнав правду.

Внешние недостатки от Дьявола на Руси

-6

Древнерусский стандарт красоты заключался в следующем: девушка на Руси должна быть здоровой и пригодной для того, чтобы родить здорового ребенка. По этой причине крестьяне ценили полноватую фигуру, широкие бёдра, румяные щёчки и чистую кожу. Всевозможные отметины на теле, вроде родимых пятен, могли вызвать гнев и настороженность у будущей свекрови во время смотрин. В те времена родинки на Руси считали метками Дьявола. На Руси считали, что если они есть у девушки, она дружит с нечистой силой и может быть ведьмой в обличии ангела.

Однако даже «ведьмы» находили себе суженых. Мужчины были готовы простить какие-то недостатки невесты, если её родители собирались щедро отплатить и увеличить размер приданого. Девушки с искривленными ногами или косоглазием находили жениха по тому же принципу. Не везло в этом плане детям. Болезненные и хилые младенцы становились бременем для всей семьи, которая не собиралась тратить деньги и силы на такого отпрыска. Но самое страшное было, если ребенок родился с явными физическими аномалиями, вроде альбинизма или родинок. На Руси называли подобные отметины у малышей знаками проклятия, сулившие несчастье семье. Чтобы защитить род от беды, родители прибегали к крайним мерам. Из-за чего соседи и жители деревень не удивлялись, если какой-либо ребенок вдруг исчезал.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-7