Найти тему
КХЛ

Чутьё не обманешь. Сергею Столбуну – 70 лет

На Столбуна ходила вся хоккейная провинция, это был дополнительный стимул пойти на игру своей команды. Все знали, что едет Казань, первая тройка СК им. Урицкого выйдет на лед, и без гола, как ее не закрывай, не останется. Это даже не надо было прогнозировать – в иные сезоны на звено Геннадий Маслов – Сергей Столбун – Валерий Шалахин приходилось больше половины заброшенных казанцами шайб.

Они могли разорвать любую защиту. «Король пятачка» Маслов был самым опытным, прошедшим и ленинградский СКА, и московские «Крылья Советов», техника броска была у него доведена до совершенства, в руках была силища, позволявшая опережать соперников в частоколе клюшек. Коронкой другого воспитанника татарстанского хоккея Шалахина был скоростной проход и сумасшедшей силы щелчок. Ну а центральный нападающий обязан был уметь все, а лучше всего у него было с голевым чутьем.

Что такое голевое чутье, можно рассказывать на примере Столбуна, было бы чем иллюстрировать. Вот кто умел превращать в гол даже самый неочевидный момент – с очевидного-то каждый забросит, а вот Сергей Столбун чуть ли половину своих голов забивал, когда этого никто не ждал. Понятно, что тут техника нужна, и быстрота мышления, и хитрость, но главное все же – чутье, чему научить невозможно.

Это и в футболе, куда его привел старший брат Евгений, проявлялось. Жили они «на Правде», то есть в поселке Правдинский Пушкинского района (это от Москвы по ярославскому направлению железной дороги), в секцию «Локомотива» приходилось ездить далеко – час туда, час обратно, но каждый раз для подмосковных пацанов это было в радость. Сережа Столбун был футбольной звездочкой, под руководством замечательного тренера Валентина Ивановича Нехорошева успешно выступал на первенство Москвы по своему возрасту, участвовал во Всесоюзном финале на призы клуба «Кожаный мяч» в Ереване, и вообще жизнь свою собирался связать именно с футболом. Хоккей в его увлечениях, как и волейбол, тоже числился, но больше на дворовом уровне. Что заставило 12-летнего Сережу записаться в хоккейную секцию, доподлинно неизвестно, но и здесь, как в футболе, его выбрали капитаном хоккейной команды, и за успехами дело не задержалось. Игровик – он и есть игровик, во что бы не играл, все получается .

В последнем классе школы молодежная команда тренера Евгения Дмитриевича Егорова выиграла первенство Москвы, лучший нападающий забросил в сезоне 35 шайб, и все говорило о том, что карьера Сергея Столбуна продолжится в столице.Но тут случился первый крутой поворот – Егорова пригласили возглавить хоккейный клуб Казани, и он позвал с собой своего лучшего воспитанника.

СК им.Урицкого в начале 70-х скатился во вторую лигу, золотых гор тут не обещали, так что стоило еще хорошенько подумать, стоит ли перебираться в столицу Татарии, которая сильно отличалась от нынешней Казани. Пришлось держать семейный совет с участием Егорова, который пообещал не только проследить за адаптацией выпускника, но и настоять, чтобы он постарался поступить в институт. Решающее слово было за братом – он сказал, что надо ехать. Так Столбун сменил Подмосковье на Казань, и ни разу об этом не пожалел.

Случай, конечно, неординарный. Да, уезжали воспитанники московских хоккейных школ в провинцию за неимением возможности попасть в столичные клубы – но, как правило, рано или поздно они возвращались. И Столбун мог возвратиться, причем дважды, причем в столичное «Динамо». Первый раз заинтересованность в Столбуне проявил занявший пост старшего тренера бело-голубых Владимир Юрзинов, специально для этого приезжавший в Казань. Заметному бомбардиру не было еще двадцати лет, Юрзинов брал Столбуна на перспективу, в планах была его связка с Александром Мальцевым, и Сергей даже провел один официальный матч за «Динамо».

Но два фактора определили дальнейшее развитие событий – Сергею нужно было сдавать сессию в пединституте, а еще он получил крайне неприятную травму – при столкновении у борта ему выбили плечо. Вторая попытка состоялась позже, и тоже закончилась неудачей, и дело уже было не в травме – Столбун обещал «важным людям», что из Казани он не уедет. И после месяца сборов с «Динамо» он снова возвратился в Казань, где так его любили. Прикипел к городу, что поделаешь.

Отчего такое внимание к форварду, который даже в высшей лиге не играл, а в основном в первой, титулов и каких-то особых заслуг не имеет, тренерскую карьеру по большому счету не сделал? Да все просто: Сергей Столбун стал самым известным форвардом и легендой Казани советских времен, рекордсменом всесоюзного уровня, да и сама неординарная судьба дает повод о нем рассказать хотя бы вкратце.

Так вот, Сергей Николаевич Столбун провел за СК им. Урицкого (в 90-х это будет «Итиль», а после уже «Ак Барс») 18 сезонов, больше тысячи матчей, забросил 582 шайбы, к бомбардирскому достижению (903 очка) – лучшее в истоии казанского хоккея.. Не говоря уже о другом рекорде, уже всесоюзного масштаба – 91 заброшенная шайба в сезоне 1982/1983. (по другим источникам – 88 шайб, но это дела не меняет).

Ну да, это первая лига, значит, это просто неофициальный рекорд, другой уровень, местная радость. Но достаточно взглянуть на список команд, участвовавших в том чемпионате, чтобы отнестись к супердостижению Сергея Столбуна со всей серьезностью: «Сибирь», «Кристалл», «Динамо» (Минск), «Торпедо» (Усть-Каменогорск), «Торпедо» (Тольятти), «Автомобилист» (Свердловск), «Динамо» (Харьков),), «Бинокор» (Ташкент), «Металлург» (Череповец), «Молот» (Пермь), «Енбек» (Алма-Ата), «Дизелист» (Пенза), СКА (Новосибирск), «Буран» (Воронеж), «Рубин» (Тюмень). Неплохой список, и Столбун в противостоянии с этими конкурентами еще три раза подряд становился лучшим снайпером первой лиги.

Конечно, он мог вернуться еще в середине 70-х, когда из Казани пришлось уехать Евгению Егорову – никто и слова бы москвичу не сказал. Но он остался, набрал ход при Владимире Андрееве, казанцы при нем вернулись в первую лигу, а пришедший в 1978-м Владимир Васильев попытался сделать из клуба настоящую боевую единицу. Столбун, которого никак не могли поставить под армейские знамена, все-таки на сезон не без приключений угодил в куйбышевский СКА, а вернувшись, попал к Васильеву, который демократизмом не отличался, и тем, кто проходил его тренировки, они запомнились на всю жизнь.

Но именно «диктатор» Владимир Васильев объединил в одном звене Маслова, Столбуна и Шалахина, и они дали жару, став самым результативным звеном второго эшелона. Могли бы отличиться и в первом, но туда, как ни странно, их всей тройкой не звали. Всех троих ждали только в Тольятти, но это было менять шило на мыло. Они, конечно, тоже хотели играть в высшей лиге, но до элитного дивизиона даже при наличии супертройки СК им. Урицкого не дозрел, на это нужны были время и иные обстоятельства. Звали в «Химик», в ленинградский СКА (Николай Георгиевич Пучков расстроился, получив отказ), но Столбун так и оставался в Казани.

Он немного не дождался того, чтобы сыграть с родным клубом в высшей лиге. К концу 80-х он уже побил все снайперские и бомбардирские рекорды казанского хоккея, поиграл под руководством шести тренеров, и в 35 лет решил, что пора что-то менять. Работа подвернулась в загребском «Медвешчаке», да еще в одном звене с бывшими лидерами «Химика» Владимиром Щуренко и Виктором Крутовым, да еще под руководством Анатолия Кострюкова.

Несмотря на то, что Совинтерспорт оставлял от зарплаты крохи – 18 процентов, два года в Загребе потерянными не были, и чемпионом Югославии, причем последним чемпионом, «медведей» сделали именно советские хоккеисты. Из-за войны лучшему бомбардиру Столбуну пришлось перебраться в соседнюю Словению, а когда вернулся домой, то оказалось, что ветеран не особенно и нужен.

Если бы после порванных коленных связок (это случилось в Самаре, куда его пригласили во второй раз) ему сказали, что он будет играть еще почти десять лет, Сергей Николаевич только бы посмеялся. Но так и случилось – несколько сезонов он провел в Любляне, играя за «Славию», в России последней профессиональной командой стала «Ариада» из Волжского, за которую он забивал в 47 (!) лет, а окончательно завершал с большим хоккеем в знакомом словенском Бледе, заодно тренируя и молодежную сборную Словении.

Тридцать с лишним лет профессиональной карьеры – это тоже нечто вроде рекорда. Сыграть вместе с сыном ему тоже удалось, пусть и не на высоком (но вполне официальном – за дубль «Итили») уровне. Системе «Ак Барса» экс-капитан и лучший снайпер не пригодился, пришлось Сергею Николаевичу Столбуну искать свою нишу, чтобы остаться в хоккее. И 12 лет он пытался поднять женский хоккей, и все получалось очень даже неплохо, кроме одного – по большому счету, это оказалось никому не нужным. Как-то на вопрос, сколько стоит годовое содержание женской команды, он ответил, что на это хватит зарплаты одного ведущего хоккеиста «Ак Барса».

За эти годы Сергей Николаевич пристроил в разные команды немало своих воспитанниц, несколько лет тренировал женскую команду «Арктик-Университет» в Ухте, его подопечные играли заметную роль в сборных России, вроде как есть чем гордиться, но ему некогда, ему работать надо.

Столбун не унывает, тренирует любителей, и не одну команду, в том числе женскую, сам еще играет, и не только в хоккей, но и в волейбол на позиции либеро, и верит, что все еще наладится: «Я счастлив, что всю жизнь нахожусь в хоккее и занимаюсь любимым делом».

Про один случай со Столбуном, относящийся к 80-м, как-то рассказал Валерий Белоусов. Когда ввели систему штрафов за удаления, самые горячие быстро на своем кошельке это почувствовали. И вот как-то в одном из матчей Столбуна донимал своими провокациями защитник соперника. Столбун долго терпел, пока не ответил – словесно. В пересказе Валерия Константиновича это звучало так: «Я бы тебе врезал, но я же не сберкасса!».

Это и называется «позитивный взгляд».

Досье

Сергей Николаевич Столбун

Родился 4 апреля 1954 года в поселке Правдинский Московской области

Карьера игрока. 1971-89 – СК им. Урицкого; 1975 – «Динамо» Москва, 1977/1978 – СКА Куйбышев, 1989-91 – «Медвешчак» (Югославия), 1991/1992, 2002/2003 – «Блед» (Словения), 1994/1995 – «Нефтяник» Альметьевск, 1996-00 – «Славия» (Словения), 2001/2002 – «Ариада».

В чемпионатах СССР – 1004 матча, 582 заброшенных шайбы, 321 голевая передача, 903 очка. В чемпионате Югославии за два сезона – 90 голов и 56 передач. В еврокубках за «Медвешчак» - 9 матчей, 11 голов и 11 передач.

Достижения. Чемпион РСФСР 1976. Лучший снайпер Первой лиги 1983, 1984, 1985, 1986. Чемпион и обладатель Кубка Югославии 1990, 1991.Лучший бомбардир чемпионата Югославии 1990, 1991.

Карьера тренера. 2002/2003 – «Блед» (Словения); 2012-16 – «Арктик-Университет»; в остальные годы по настоящее время – главный тренер женской сборной Татарстана, главный тренер любительских команд.