22 марта в России вступил в силу закон, запрещающий физлицам и компаниям размещать рекламу на каналах блогеров-иноагентов. В связи с этой ситуацией возникает вопрос: насколько сильно упадут доходы у лиц, подозреваемых в антироссийской деятельности?
Что за закон?
28 февраля депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон, которые запрещает физическим и юридическим лицам размещать рекламу на информационных площадках иноагентов. По мнению экспертов, эта мера больно ударит по блогерам, которые работают не на благо нашей страны, но продолжали зарабатывать в России.
Раньше никаких ограничений на сотрудничество с иноагентами законодательством не предполагалось. Граждане и компании могли свободно, ничего не нарушая, размещать рекламу у иноагентов в их Telegram-каналах, программах и шоу на YouTube. В пояснительной записке к законопроекту со ссылкой на данные Минюста говорится, что в 2023 году более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу у иноагентов, "тем самым принося им доход и обогащая их".
Пытались развести зрителей на деньги, не вышло
В феврале некоторые российские блогеры заявляли о прекращении своей деятельности из-за законопроекта, но уже в марте они изменили своё решение. Есть два возможных объяснения такого шага.
Первое – слишком эмоциональная реакция. Блогеры оценили свои возможности и поняли, что поспешили, потому что у них нет других способов заработка. Донаты или монетизация, которая до сих пор есть у них с зарубежного трафика, не могут обеспечить нужный уровень жизни.
Второе объяснение – такое поведение просто заранее спланированный пиар-ход. Он, конечно, может привлечь донаты и внимание аудитории, но не надолго. Эксперт предположил, что это может быть уловка, чтобы дать сигнал государству: "Все, вы победили", а на самом деле – перегруппироваться, как это сделал Пивоваров* со своим каналом "Редакция".
Сколько потеряют?
Специалисты отмечают, что новый закон о запрете рекламы на ресурсах иностранных агентов может серьезно отразиться на доходах блогеров. Анализ профилей нескольких известных блогеров-иноагентов: Максима Каца*, Юрия Дудя*, Ильи Варламова* и Ирины Шихман*, показал следущее:
- Компания Aviasales потратила около 66,2 миллионов рублей на рекламу у упомянутых блогеров, причем Дудь* был самым популярным среди рекламодателей, получив около 59,5 миллионов рублей за рекламу своего сервиса за два года.
- Eduson Academy также активно сотрудничала с блогерами-иноагентами, потратив около 39,1 миллиона рублей на рекламу на их каналах. Максим Кац* получил наибольшую сумму - около 28 миллионов рублей.
- Онлайн-школа Skyeng также размещала рекламу на их каналах, потратив около 19 миллионов рублей. Школа SkillFactory также потратила около 10,2 миллиона рублей на рекламу на каналах блогеров-иноагентов, при этом Илья Варламов* получил наибольшую сумму - около 6 миллионов рублей.
Очевидно, теперь всех этих денег блогеры лишились.
Всё-таки хорошо видеть, что власти России заботятся о гражданах, не давая блогерам-иноагентам заработать на "антироссийской деятельности" и русских зрителях. Теперь то им точно придется искать другие источники дохода, а может быть, даже переквалифицироваться.
* внесены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.