Турецкая власть пошла на уступки оппозиции. В городе Ван в Курдистане избирательная комиссия отстранила из-за судимости Абдуллу Зейдана, победившего на выборах мэра. Но отстранённый – кандидат от левой курдской Партии равенства и демократии народов (DEM), что сразу придало отстранению политический оттенок. Победу присудили кандидату от Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана Абдулахату Арвасу, который набрал всего 27% голосов по сравнению с 55% у Зейдана.
Зейдан получил срок в 2016 г. за критику бомбардировок турецкими ВВС курдских районов, где в то время шли военные действия между турецкой армией и боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК). Поэтому в Ване, где преобладают курды, он не преступник, а герой. Не секрет, что партия DEM, завоевавшая 10 провинций на последних выборах, от которой баллотировался Зейдан – легальное крыло РПК. Легальные партии, создаваемые ОПК, в Турции постоянно запрещают, их лидеров сажают. Но на их месте тут же появляются новые – законы Турции этому не препятствуют.
После того, как у Зейдана отняли победу, Ван взорвался: тысячи людей вышли на улицы, протестуя против решения избиркома. И, поскольку речь шла о противостоянии DEM (фактически – РПК) с эрдогановской ПСР, муниципальный конфликт принял общенациональный размах. На улицы вышли десятки тысяч курдов в Диярбакыре – неофициальной столице Турецкого Курдистана, и в Стамбуле, где проживает до трёх миллионов курдов. В ходе столкновений с полицией в Стамбуле только адвокатов было ранено трое, среди протестующих были произведены аресты.
Протесты показали, что курды поддерживают DEM и её кандидатов именно потому, что она представляет запрещённую, но очень популярную среди курдов РПК. Демонстранты скандировали лозунги в поддержку РПК и выкрикивали здравицы в адрес исторического лидера курдских партизан Абдуллы Оджалана, 35 лет находящегося в тюрьме, и ставшего символом курдского Сопротивления.
В Стамбуле в поддержку Зейдана выступил мэр Экрем Имамоглу, одержавший победу над ставленником Эрдогана. Чем дал понять, что кемалисты, одержавшие победу в мегаполисах, поддерживают курдских левых, с которыми у них есть только одно общее – стремление положить конец правлению Эрдогана и его ПСР.
В результате власть (а отстранение Зейдана было делом рук власти, а не городского избиркома) пошла на попятную. Высшая избирательная комиссия отменила решение об отстранении Зейдана. Партия DEM откровенно заявила, что Зейдан восстановлен на посту мэра Вана «в результате сопротивления курдского народа».
Отступление Эрдогана, пусть в масштабах небольшого города, нанесло серьёзный урон его имиджу сильного политика. На Востоке уступки воспринимаются как слабость, а слабых там не уважают. Поэтому на следующий день после восстановления Зейдана на посту мэра Эрдоган вступил с угрожающей речью, пообещав, что Турция полностью покончит с терроризмом «как на своей территории, так и в окружающем ее регионе». Среди террористов, с которыми будет покончено, он перечислил ИГИЛ*, вооружённое коммунистическое подполье, религиозную организацию FETO и, разумеется, РПК. С которой, через партию DEM, связан Зейдан. А с ним, в свою очередь, можно связать защищавших его кемалистских лидеров, включая ненавистного президенту стамбульского мэра Имамоглу.
Эти угрозы рассчитаны на собственный электорат, которому даётся понять, что «раис» (вождь) силён, держит всё под контролем, и в нужное время отплатит врагам. Но реально избавиться от кемалистов и DEM у Эрдогана не получится: оппозиция слишком сильна, а желающих разрушить демократическую систему в Турции явно недостаточно.
Поэтому, скорее всего, в оставшееся до президентских выборов 2028 г. власть Эрдогана будет слабеть, а политическая элита страны начнёт готовиться к постэрдогановскому периоду истории.
*Запрещено в РФ.