Утром 4 апреля 1994 года в спальном микрорайоне «Мещерское озеро», расположенном на волжском берегу в Нижнем Новгороде, было крайне неспокойно. На всех перекрестках и выездах из жилого массива стояли блокпосты, на окрестных пустырях появились цепи солдат внутренних войск, всюду виднелись силуэты милицейских автомобилей. Испуганные жители с удивлением наблюдали это зрелище, не понимая, что происходит. На самом деле в микрорайоне шла настоящая операция по поимке особо опасного вооруженного преступника. Ей предшествовали следующие события. В ночь на 31 марта на железной дороге происходила перегрузка заключенных. Оцепление осуществляли солдаты внутренних войск. Когда все закончилось, выяснилось, что один из них Алексей Тимаков – дезертировал, прихватив с собой пистолет Макарова и боеприпасы к нему. Первоначально подумали, что 19-летний дезертир сбежал на родину – во Владимир. Однако в ночь на 4 апреля в дежурную часть Нижнего Новгорода поступило сообщение: в микрорайоне Мещерское озеро парень, по описанию похожий на Тимакова, ограбил прохожего, под угрозой пистолета отобрав у него кожаную куртку, норковую шапку и часы. Отправленная на вызов оперативная группа с кинологом не смогла задержать преступника, т.к. собака не взяла след. К утру весь микрорайон был оцеплен, все детские сады и школы были взяты под охрану. Среди прочей техники туда прибыло и настоящее чудо техники, выглядевшее как машина из будущего. Это был новейший бронеавтомобиль ГАЗ-3934 «СИАМ».
В начале 90-х годов предприятия ВПК оказались в трудном положении. Государство резко сократило военные заказы, одновременно требуя от производителей самостоятельно зарабатывать деньги (например, экспортом продукции). В таких вот непростых условиях на Горьковском автозаводе и Арзамасском машзаводе возникла совместная идея создать универсальный бронеавтомобиль, который мог использоваться и в качестве инкассаторского, и в качестве военного и милицейского. Машина была разработана в короткий срок и практически с нуля, но с широким использованием узлов и агрегатов БТР-80. В итоге получился двухосный полноприводный бронеавтомобиль массой 6,7 тонны, приводившийся в движение двигателем ГАЗ-542.10 мощностью 125 л/с. Защиту от пуль и осколков гранат обеспечивали 4-мм листы из спецстали ипуленепробиваемые стекла. Базовая версия рассматривалась как машина для перевозки ценностей и денег в труднодоступной местности и между городами. Именно поэтому ГАЗ-3934 получил название «СИАМ»(«специальный инкассаторский автомобиль»). Параллельно велась разработка армейской версии с вращающейся башней на крыше. Она получила обозначение СИАМ-БРДМ-III (бронированная разведывательно-дозорная машина).
Надо отметить, что слабым местом советской армии времен позднего СССР и ее преемницы армии российской была как раз нехватка легких бронированных машин, очень нуждались в них и органы правопорядка (особенно в «лихие девяностые»). Так что «СИАМ» вроде бы появился очень вовремя и стал первой отечественной техникой такого класса. В марте 1994 года администрация Нижнего Новгорода решила закупить пять бронемашин для отряда милиции особого назначения. В связи с этим журналисты даже окрестили ГАЗ-3934 «бронированным кулаком ОМОНа». Ну а для начала в отряд был передан опытный образец. Первой реальной операцией, в которой он принял участие, и стала поимка дезертира в «Мещерском озере».
В полдень 4 апреля Тимакова заметили на улице Акимова,а в 13.00 он остановил машину на улице Карла Маркса, в которой находился милиционер-водитель в штатском.Преступник попросил вывезти его из микрорайона, предложив в уплату за это часы. Сразу опознав Тимакова, страж порядка попытался задержать его, но тотчас получил пулю в живот… Истекая кровью, водитель сообщил по рации о произошедшем, но задержать дезертира опять не удалось. Тот будто растворился среди однообразных многоэтажек. В те годы большинство подъездов еще не было оборудованы не только домофонами, но и кодовымизамками, так что Тимаков свободно перемещался по домам, прятался на лестничных клетках и оттуда наблюдал за происходящим. Пока милиция и солдаты прочесывали дворы в районе улицы Карла Маркса («СИАМ» тоже участвовал в рейдах, перемещаясь по дворовым проездам), преступник неожиданно снова «нарисовался» на Акимова. Выходя из-за угла дома, он столкнулся с рядовым внутренних войск и, тотчас выстрелил тому в лицо. Щелчок выстрела услышали товарищи погибшего, после чего Тимакова начали окружать. Вскоре послышался крик с предложением сдаться. Дезертир понял, что удрать из закрытого со всех сторон микрорайона не удастся, выкурилсигарету, а потом застрелился.
Что касается «СИАМа», то его служба в ОМОНе оказалась недолгой. Главным недостатком бронеавтомобиля оказался очень плохой обзор из кабины, из-за которого езда по городским улицам была крайне опасной. Для инкассации он тоже не очень подошел из-за очень большого расхода топлива. Ну а у армии попросту не оказалось денег на его закупку. В итоге после выпуска 70 экземпляров проект закрыли.
Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев