Найти в Дзене
Стражи Родины

Беспилотники Гитлера или Тайна воздушных шаров

26 апреля 1943 г. в районе Москвы произошел весьма странный случай. В 10.00 посты воздушного наблюдения (ВНОС) сообщили в штаб Московского фронта ПВО, что с юго-запада на высоте 2 – 3 км приближается странный летательный аппарат, напоминающий воздушный шар. За объектом велось постоянное наблюдение. Немного не дойдя до Москвы, тот повернул на юг, а потом на юго-восток – в сторону Рязани. Позднее командир 340-го зенитно-артиллерийского полка майор Фролов доложил, что в 3 км юго-восточнее населенного пункта Каганович замечено приземление шара, который какое-то время постоял там и… улетел в неизвестном направлении. Когда на место посадки прибыла группа захвата, она обнаружила там лишь огромную кучу вражеских пропагандистских листовок. Больше сведений о загадочном объекте в этот день не поступало, что это за аппарат и кем он управляется, оставалось только гадать.    

Следующий аналогичный случай имел место 30 августа 1943 г. Группа истребителей 12-го Гвардейского и 429-го ИАП, базировавшаяся на аэродроме Двоевка, получила приказ перехватить воздушные шары! Вот как этот эпизод описан в журнале боевых действий: «В 17.30 с запада на большой высоте появился немецкий воздушный шар с корзиной. Было поднято 2 истребителя с аэродрома Двоевка. Истребители обстреляли цель. В 18.55 в 10 км северо-западнее Вязьмы шар приземлился. В корзине обнаружены немецкие листовки. Листовки подобраны постом ВНОС и переданы уполномоченному контрразведки. Второй шар приземлился в 25 – 30 км южнее Гжатск с листовками. Третий шар прошел южнее Вязьмы, дальше ушел на Можайск, из-за темноты место посадки не обнаружено». К этим случаям в Московском фронте ПВО относились со всей серьезностью. Вдруг завтра противник начнет диверсантов на таких летательных аппаратах перебрасывать или разведку вести?

Наконец, 20 мая 1944 г. Подмосковье снова подверглось налету странных БПЛА. «В 20.15 у деревни Иваново (40 км западнее Звенигород) приземлился шар с немецкими листовками на русском языке», - сообщал журнал боевых действий. Отметим, что это произошло в 400 км от линии фронта.

В архивах удалось найти еще несколько упоминаний о подобных инцидентах. Так, в час ночи 28 июня 1942 г. недалеко от позиций 4-го гвардейского стрелкового полка (Брянский фронт) приземлился странный объект. Гвардии старший сержант Савченко собрал группу бойцов и направился с ними на место. Среди кустов они нашли аппарат, похожий на воздушный шар, а также услышали странное тиканье, схожие с работой часов. А вскоре произошел взрыв. Савченко получил многочисленные ожоги и был отправлен в госпиталь. Назначение объекта понять не удалось. А вот, что говорится о воздушном шаре, обнаруженном 7 августа 1943 г. советскими кавалеристами: «При сем препровождаю воздушный шар с аэронавигационным измерительным прибором немецкого происхождения, движение которого было обнаружено постами внос 923-го стрелковогополка 7.8.43 г. в 06 часов». Помимо непонятных приборов в странных БПЛА наши бойцы находили какие-то банки с бензином, коробочки не установленного назначения и т.п.

-2

Из описанных случаев трудно понять, в чем состояло назначение этих летательных аппаратов. Возможно, такие беспилотники использовались для разбрасывания листовок (хотя самолеты делали это куда эффективнее), быть может, для каких-то измерений, не исключено, что противник проводил испытание нового вида оружия. В частности, известно, что оберштурмбаннфюрер СС Отто Скорцени, занимавшийся диверсионными операциями, всерьез разрабатывал проект использования воздушных шаров для бомбардировки заводов Урала. Челябинск, Магнитогорск, Новосибирск были недосягаемы для немецкой авиации. В связи с этим Скорцени предложил сконструировать воздушный шар, который бы в собранном виде доставлялся подлодкой в Карское море. А уже оттуда БПЛА, поймав попутный поток воздуха отправлялся в полет к Уралу. Как именно шар планировалось наводить на конкретную цель, не вполне понятно. По одним данным, немцы намеревались управлять им по радио, по другим, отправлять на задание пилотов-самоубийц. Ну как самоубийц. Сбросив бомбу на завод, они в принципе могли приземлиться и сдаться в плен.

Добавим, что впервые идея бомбардировки с беспилотного воздушного шара была реализована еще в 1849 году во время осады Венеции австрийскими войсками. Тогда молодой лейтенант Франц фон Юхатик выдвинул оригинальную и, казалось бы, фантастическую для середины XIX века идею – бомбардировать город с воздуха. По его предложению, аэростаты должны были запускаться по ветру в сторону цели и в расчетный момент времени специальное устройство отцепляло бы подвешенный взрывчатый заряд. Первую попытку предприняли 12 июня, когда были запущены два летательных аппарата, но из-за сменившегося направления ветра бомбы не достигли цели. Через три дня два аэростата были запущены с борта парохода. Все прошло согласно расчетам, и в нужный момент часовые механизмы сбросили на город шрапнельные заряды.

Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев