Интернет полыхает полярными оценками нового фильма по «Мастеру и Маргарите». «Гениально, новое прочтение», — кричат одни. «Бездарно и мрачно», — раздаётся из другого лагеря. Но все едины вот в чём: от Булгакова в фильме осталось процентов 20.
Хвалят, естественно, те граждане, которые поддерживают режиссёра, свалившего из страны и издалека заявляющего, что его фильм обличает "кровавый Мордор", каковым в его глазах является наша многострадальная Россия, а посещаемость картины, якобы, обусловлена тем, что это молчаливый протест россиян против режима.
Но и те, кто позицию Михаила Локшина не поддерживают, находя её крайне смешной (люди на Булгакова шли), вполне могут хвалить этот фильм, в попытке быть объективными. Скажем сразу — у нашего канала большие претензии к ленте, но мы можем найти и что-то хорошее, безотносительно к Локшину, которому желаем никогда не вернуться к нам и ничего больше на государственные российские деньги не снимать.
Оригинальность состоит в том, что фильм — не буквальная экранизация романа. Есть реальные писатель и Маргарита, а есть роман, который писатель создаёт, и в нём — их двойники. Действие разворачивается в альтернативной столице времён Сталина (там построен, например, монументальный Дворец Советов, а МАССОЛИТ и ресторан находятся в здании библиотеки имени Ленина).
Евгения Цыганова загримировали так, чтобы он действительно походил на Булкагова. Претензии у зрителей к нему стандартные: он везде одинаковый, и мимики, как всегда, нет! Но какая разница, какой он в других фильмах? Мастер показался нам наилучшим из всех, кто его воплощал на экране. Он — не скучный.
А вот химии с Маргаритой у Мастера нет. Как же так? Может быть, Евгения смущало то, что любовь надо играть с его теперешней красавицей-женой Юлией Снигирь, и он стесняется показывать чувства? Но актёра ничего не должно смущать! Нет чувств на экране, есть пресыщенность и самолюбование.
Досталось от зрителей и Юлии. Она очень хороша визуально, над костюмами и макияжем поработали основательно. Снигирь всегда следила за идеальным состоянием своей фигуры настолько фанатично, что подписчики в её соцсетях выражали опасения, не страдает ли актриса анорексией? Но Юлия прекрасно себя чувствует, а на её изящной фигурке продуманные наряды смотрятся великолепно.
Оторопь зрителей вызвало как раз отсутствие нарядов, когда Маргарита обнажается.
— Я ради это в кино пошёл? Чтобы посмотреть на пластиковые накладки вместо груди Снигирь?! — вопрошал один из зрителей.
— Простите, такого силикона при Советах не было. Я, может, вообще включил это только ради сисек Снигирь, а тут мне нечто пластмассовое прям в глаз прилетает, — вторил другой.
Припомнили зрители и накладной бюст Людмилы Гурченко в спектакле «Паб», в котором она играла дьяволицу, и теперь строят предположения, не использовали ли его и здесь.
Немец Август Диль в роли Воланда вызывает странные чувства. С одной стороны, в его сатанизм веришь, поскольку немецкий акцент сразу вызывает негативную реакцию: «матка, яйки!» Но актёр играет очень поверхностно.
Что по поводу остальных? Коровьев-Фагот — чересчур клоун, Азазелло минимален, кот Бегемот никакущий (увы, чудеснейший персонаж романа Булгакова не удавался и ранее). Гелла неплохая, но и её очень мало.
Самое плохое в этом фильме то, что напрочь испарился искромётный юмор Михаила Афанасьевича. Создатели картины в злобе своей на режим совсем забыли о том, что Булгаков прекрасно владел мягкой, тонкой и умной иронией. Исчезло всё! Вот просто ВСЁ. Нет многих шуток и фраз, которые все почитатели писателя помнят наизусть, даже сцена в варьете отвратительно никакая.
Никаких "осетрина бывает только первой свежести". Никаких "а что это за шаги такие на лестнице? А это нас арестовывать идут. Аааа, ну-ну". Никакого Иуды из Кириафа. Линия Пилат-Иешуа вообще идёт вскользь, две с половиной сцены по пять минут. Никакого Никанора Иваныча со "сдавайте валюту". Никакого "ты не похож на архиерея, Азазелло". Никакого "всё кусается...кушай, Бегемот". Никакого "вы, ээээ, дайте нам вообще закусочку, ээээ". Никакого "позволил бы я себе налить даме водки? Это чистый спирт!". Никакого вампира Варенухи. Почти НИЧЕГО. Есть великий бал у Сатаны, есть сцена на Патриарших, есть варьете с сеансом чёрной магии (где Коровьев косплеит Джокера), И на этом - практически всё. Данное творение - режиссёра, а не Булгакова. Фирменный булгаковский юмор исчез от слова совсем.
(с) Zотов
А где великолепный доктор Стравинский, принимающий Бездомного в психушке? Ярмольника на роль целителя душ пригласили ради имени, прописав актёру несколько занудных фраз в сценарии. Как же хорош был Василий Ливанов в экранизации 2005 года!
Берлиоз и Бездомный — так себе, без огонька.
Картина очень красивая, дорогая, с хорошими актёрами, современная в плане декораций, костюмов и съёмки, но... в ней Булгакова минимум, а в целом получилось скучно! Фильм Локшина не надо запрещать, он уже — озлобленный человек без будущего. Свои ощущения лишнего человека он, видимо, и воплотил на экране с преобладанием мрачных красок. Но фильм от этого сильно проиграл и роману, и предыдущим фильмам.
Мы взяли три наших экранизации «Мастера и Маргариты»: фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году (и, к сожалению, вышедший лишь в 2011-м), телесериал Владимира Бортко 2005 года и новую картину 2024-го Михаила Локшина.
Давайте пройдёмся по основным персонажам. Мы выделили жирным шрифтом тех, кто нам кажется лучшим воплощением из имеющихся. А что думаете вы?
Маргарита: Анастасия Вертинская (1994); Анна Ковальчук (2005); Юлия Снигирь (2024).
Мастер: Виктор Раков (1994); Александр Галибин (2005); Евгений Цыганов (2024).
Воланд: Валентин Гафт (1994); Олег Басилашвили (2005); Аугуст Диль (2024).
Коровьев: Александр Филиппенко (1994); Александр Абдулов (2005); Юрий Колокольников (2024).
Азазелло: Владимир Стеклов (1994); Александр Филиппенко (2005); Алексей Розин (2024).
Понтий Пилат: Михаил Ульянов (1994); Кирилл Лавров (2005); Клас Банг (2024).
Иешуа: Николай Бурляев (1994); Сергей Безруков (2005); Аарон Водовоз (2024).
Гелла: Александра Захарова (1994); Таня Ю (2005); Полина Ауг (2024).
Михаил Берлиоз: Михаил Данилов (1994); Александр Адабашьян (2005); Евгений Князев (2024).
Иван Бездомный: Сергей Гармаш (1994), Владислав Галкин (2005), Данил Стеклов (2024).
В целом же новой экранизации не удалось и приблизиться к сериалу 2005 года. Пока он остаётся лучшим воплощением романа. Как вы считаете?