Николай Яковлевич Мясковский — фигура большого масштаба, величайший симфонист, к сожалению, не получивший в мире такой же славы, как Шостакович и Прокофьев. Однако симфоний Мясковский написал больше чем Шостакович и Прокофьев вместе взятые. Так, например, у Шостаковича 15 симфоний, а у Прокофьего их 7. Мясковский же написал 27 симфоний. Причём в каждую свою симфонию композитор вкладывался по полной. Это поистине глубокие, выверенные и сложные работы, в которых был заложен колоссальный труд человека-композитора.
За это Мясковского причисляют к одному из крупнейших симфонистов первой половины XX века. Стиль музыки Николая Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В творчестве композитора прослеживаются связи с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси, а также влияние музыки Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина. Николаю Яковлевичу Мясковскому было присвоено звание народного артиста СССР и почётная в СССР Ленинская премия.
Характер у Николая Яковлевича Мясковского был непростой, как и его музыка. И было своё мнение относительно того, какой должна быть музыка. Биографам и просто любознательным читателям, который любят эпистолярный жанр, известна переписка Мясковского с Прокофьевым. В этой переписке оба композитора обменивались мнениями относительно композиторского искусства и постоянно спорили друг с другом. Доходило и до взаимных обвинений.
В одном из писем Прокофьеву Мясковский выражает недовольство симфониями Прокофьева и называет киномузыку Прокофьева "пропагандисткой", ставя ему в укор "прислуживание советской власти" и призывает Прокофьева "писать музыку контрапунктичней и больше развивать темы". Прокофьев же в своём ответе Мясковскому пишет: "А Ваше соединение тем в финале привело меня в ярость. Всё должно быть в меру, ведь Вы симфонию пишете!". В общем, к общему согласию, какой должна быть хорошая музыка, они так и не пришли.
Сказать о том, кто из композиторов был более принципиальным и за кем было больше правды в критике, точно нельзя. Но интересным фактом является то, что с началом Первой мировой войны в 1914 году Николай Мясковский ушёл на фронт и воевал, а Сергей Прокофьев в это время отсиживался в тылу и писал музыку. Далее Прокофьев 18 лет ездил по Европе, где и проживал, в то время как Мясковский всю жизнь провёл в России.
При этом Мясковский по жизни был очень закрытым и скромным человеком, что называется, без чрезмерных амбиций. Это сыграло с ним "злую шутку". Написав такое огромное количество выдающихся произведений (симфонии, фантазии, сонаты, романсы и прочее), он так и не получил мировой славы уровня Шостаковича и Прокофьего. Именем Николая Мясковского названы небольшой Белый зал Московской государственной консерватории, московская детская музыкальная школа № 44 и Уральский струнный квартет. У Прокофьего "послужной список" намного больше, да ещё и памятники по всей стране.
С 1960 по 1993 годы именем Николая Мясковского также была названа улица в Москве. Но в 1993 году её переименовали в Большой Афанасьевский переулок. До сих пор ни одна улица в России не была названа в честь великого русского и советского композитора. Ни одного памятника Мясковскому также поставлено до сих пор нигде не было.