Николай Яковлевич Мясковский — величайший симфонист, которого причисляют к одному из крупнейших симфонистов первой половины XX века. Размах у Мясковского, что называется, дай боже. Но, к сожалению, композитор не получил в мире такой же славы, как Шостакович или Прокофьев. Однако симфоний Мясковский написал больше чем Шостакович и Прокофьев вместе взятые. Так, например, у Шостаковича 15 симфоний, а у Прокофьего их 7. Мясковский же написал 27 симфоний. Причём в каждую свою симфонию композитор вкладывался по полной. Это поистине глубокие, выверенные и сложные работы, в которых был заложен колоссальный труд человека-композитора.
Стиль музыки Николая Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В творчестве композитора прослеживаются связи с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси, а также влияние музыки Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина. Николаю Яковлевичу Мясковскому было присвоено звание народного артиста СССР и почётная в СССР Ленинская премия и ещё несколько Сталинский премий. Пятую Сталинскую премию Мясковский получил за свою последнюю 27-ю симфонию.
Характер у Николая Яковлевича Мясковского был непростой, как и его музыка. И были принципы. В биографии композитора упоминается случай, как во времена СССР (в 1940-е годы) на заседании Союза композиторов он охарактеризовал "Постановление по борьбе с формализмом" как истерическое, что привело к его конфликту с услужливым власти Первым секретарём Правления Союза композиторов СССР Тихоном Николаевичем Хренниковым. После конфликта Мясковский не раз разражался критикой в адрес Хренникова. Впрочем, нелюбовь обоих композиторов друг к другу была взаимной. Уж слишком разные у них были взгляды на искусство.
Диалог 1948 года о между Хренниковым и Мясковским по поводу Постановления о формализме в музыке:
Хренников: — Читали Постановление?
Мясковский: — Имел "удовольствие".
На том же заседании Хренников заклеймил Мясковского позором, обвинив его в "формализме". Выступал Хренников не только против Мясковского, но и против Шостаковича с Прокофьевым тоже.
По воспоминаниям очевидцев, после скандала Хренников приходил к Мясковскому домой и пытался к нему подлизаться, но Мясковский — человек принципиальный, прошедший Первую мировую войну на фронте, а не в тылу, защищающий даже своих врагов от расстрела, которые писали на него кляузы, якобы "спустил Хренникова с лестницы". Это к концу ХХ века Хренников выглядел, как солидный уважаемый дедушка, а в молодости и во времена конфликта с Мясковским Хренников выглядел примерно так:
В отличие от Хренникова, Мясковский не только не любил никому "поддакивать", но и даже после ареста в ноябре 1937 года музыковеда и композитора Н. С. Жиляева, несмотря на то, что тот критиковал его раннее творчество, написал в защиту арестованного письмо, оставшееся без ответа. Письмо критику Жиляеву не помогло и Жиляев был обвинён в "создании террористической организации с целью убить товарища Сталина" и расстрелян.
А теперь, конечно же, музыка дня. Николай Мясковский — Струнный квартет № 13 ля минор, Соч. 86. Исполняет Государственный квартет Бородина. Санкт-Петербург, ноябрь 2014 г.