Найти тему

Леди-босс. Что нужно знать об эволюции женского лидерства

Оглавление

За последние годы женщины стали гораздо чаще занимать руководящие должности, а также запускать новые бизнес-проекты в различных отраслях экономики.

Фото: pexels.com / Yan Krukau
Фото: pexels.com / Yan Krukau

На протяжении многих лет устоявшиеся гендерные стереотипы ограничивали карьерные возможности женщин, предоставляя им возможность развиваться лишь в таких сферах как образование, розничная торговля, обслуживание и бьюти-услуги. Однако сегодня, благодаря своим амбициям, они успешно продвигают бренды на международные рынки и развивают сферу технологических стартапов. Эксперты прогнозируют, что 2024 год открывает для бизнес-леди множество перспективных областей для профессионального роста.

Присутствие в отраслях

В ряде исследований отмечается, что женщины преимущественно открывают мини-бизнесы. Осенью 2023 года ТАСС со ссылкой на заявление замглавы Минэкономразвития РФ Татьяны Илюшниковой сообщил, что в России свыше 1,56 млн женщин имеют свой бизнес в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом данные ФНС на начало 2024 года показывают интересную картину: в России отмечается тенденция увеличения числа ИП на фоне уменьшения количества коммерческих организаций. Так, число ИП за 2023 год по стране увеличилось почти на 10% (или на 378 тыс.), до 4,3 млн. В Петербурге на начало года 2024 года насчитывалось 370,3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, или на 15% больше в сравнении с 2022 годом.

В связи с уходом части зарубежных брендов из-за введенных санкций деловая активность возросла, многие иностранные компании столкнулись с трудностями экспорта продукции. Как результат, освободилось много ниш на различных рынках, которые начал заполнять отечественный малый и средний бизнес.

Так, председатель Совета Евразийского женского форума (ЕЖФ), экс-зампред комитета Совфеда по федеративному устройству Галина Карелова отметила:

Высокий интерес женщин к проектам в легкой промышленности – это отличное окно для реализации бизнес-потенциала, ведь 82% россиян ждут появления новых отечественных брендов одежды и обуви, что говорит о хороших перспективах для производителей.

Координатор проекта Совета ЕЖФ «Развитие женского предпринимательства» Надия Черкасова назвала главным направлением работы в 2023 году международное сотрудничество. Были подписаны соглашения с женскими бизнес-ассоциациями Казахстана, Киргизии, Узбекистана, составлены «дорожные карты» и запланированы бизнес-миссии, организованы совместные мероприятия с предпринимательницами из ОАЭ, Турции, Китая, Туркменистана, Мексики.

Дмитрий Панов, председатель петербургского отделения «Деловой России», рассказал:

В Петербурге список влиятельных предпринимательниц ежегодно пополняется, вместе с этим расширяя отрасли присутствия руководителей — представительниц прекрасного пола.

Наиболее популярные «женские» спектры предпринимательства сегодня охватывают такие направления экономической деятельности, как фармацевтика, здравоохранение, эстетическая медицина, банковское дело, страхование, недвижимость и строительство, розничная торговля, а также отдельные секторы обрабатывающей промышленности города.

Недостаточное стимулирование

ВЦИОМ отмечает, что, по результатам опроса, проведенного в октябре 2023 года, предпринимательскую активность женщин стимулируют создание специализированных кластеров и бизнес-инкубаторов, программы поддержки и финансирования предпринимательских инициатив. Однако некоторые эксперты считают их недостаточными.

Анна Коняева, управляющий партнер «ЦПО Групп», эксперт российского общественного объединения «Опора России» заявляет:

На мой взгляд, не хватает пиар-составляющей этих мер. Также я бы отметила, что финансирование таких программ не в достаточной степени стимулирует развитие женского предпринимательства. Вызывает вопросы бюрократия при получении этих мер поддержки и их незначительный размер.

Поддержка среди своих

Бизнесвумен все чаще объединяются в разного рода сообщества. Например, за прошлый год ассоциация «Женщины бизнеса» приросла на 30%. Сейчас в ней 5 тыс. предпринимательниц из разных отраслей — от бьюти-индустрии до промышленности, рассказывала руководитель петербургского отделения Елена Галушко на январской конференции.

Предпринимательницы хотят не только заручиться поддержкой, но и повысить свои компетенции. В образовательную составляющую включается государство. Активную работу ведет образовательный клуб «Женская среда» на базе центра «Мой бизнес». На 2024 год запланировано ежемесячное проведение мероприятий онлайн- и офлайн-форматов, в рамках которых женщины смогут делиться опытом, учиться у бизнес-экспертов, находить возможности для развития своих проектов. В Санкт-Петербурге осуществляет деятельность организация «Женская гильдия предпринимателей», есть и региональное отделение Комитета по развитию женского предпринимательства. По мнению экспертов, сегодня все еще существуют вызовы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, в том числе и в Санкт-Петербурге. Среди них – гендерные стереотипы, сложности в совмещении ведения бизнеса и воспитания детей.

Считаем, что дальнейшее развитие женского предпринимательства требует совместных усилий государства, бизнес-сообщества и общества в целом,

резюмирует госпожа Коняева.

Алла Михеенко

Читайте нас в Telegram и ВКонтакте

Все материалы Коммерсантъ Санкт-Петербург https://www.kommersant.ru/regions/78