Найти тему
Чудов Константин

Неизвестный Алтай (Чуйский тракт): Памятник Кошурникову Александру Михайловичу в селе Усть-Муны

Предисловие: Написав прошлую статью, я думал, о чем сделать следующую. Но идея не заставила меня долго ждать.
В своих поездках, я часто рассказываю про советский период, великую отечественную войну и выдающихся личностей связанных с Алтаем.
Одним из таких, является Кошурников Александр Михайлович. Памятник, которому стоит в селе Усть-Муны. К сожалению, крайне редко, получается, сделать остановку возле него. И начало рассказа выглядит так «По левой стороне, чуть вдалеке вы видите березку, и прям за ней, когда будем проезжать, установлен памятник одному выдающемуся человеку», в этот момент, мы замедляем ход, на ходу осматриваем памятник и едем дальше.
Однако хотелось бы углубиться в историю его подвига и рассказать, почему же его памятник стоит именно в этом селе, кто его воздвиг и в какой книге прочесть про этот подвиг.

Кошурников А.М.
Кошурников А.М.

Кошурников Александр Михайлович - был советским ученым, инженером и изыскателем. Занимался проектированием железных дорог и их трассированием в сибирской тайге. Родился в семье строителя железных дорог и окончил инженерно-строительный факультет Томского технологического института.
Интересный факт: Когда Михаилу Николаевичу сообщили, что у них родился мальчик, счастливый отец на радостях долго палил в воздух из ружья и кричал: «Сын! Мужик! Изыскатель!»

Журавлёв А.Д.
Журавлёв А.Д.

Журавлёв Алексей Диомидович- был советским учёным, инженером и изыскателем. Учился в техникуме путей сообщения и Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта. Работал в Сибтранспроекте и овладевал специальностью инженера-изыскателя.

Стофато К.А.
Стофато К.А.

Стофато Константин Аристидович- был советским инженером, изыскателем и сотрудником. Родился во Владивостоке в семье рабочего. Несколько раз переезжал в новые города. Окончил школу-семилетку и Новосибирский вечерний строительный техникум. Служил в армии с 1941 по май 1942 года. До и после службы работал в Сибтранспроекте.

Начало экспедиции

Шел тяжелый 1942 год.

17 июля началось наступление 6‑й армия вермахта под командованием генерала Ф. Паулюса на Сталинград, а 28 июля вышел всем известный приказ №227, под коротким названием «Ни шагу назад!»
В это же время, в г.Новосибирске был окончательно принят одтн из пяти вариантов (вариант под №2) трассировки линии. На которую для изыскания были отправлены всего три человека: Руководитель группы - Кошурников Александр Михайлович, инженер Алексей Диомидович Журавлёв и техник Константина Аристидович Стофато.
Место встречи было обозначено в с. Покровское. Кошурников и Стофато должны били присоединиться в Покровском к Журавлеву.
15 Сентября Кошурников выехал в 5 утра поездом №98 до Нижнеудинска. Дорога заняла два полных дня.
Стофато должен был получить документы и выехать из Новосибирска 17.09. Однако этому не суждено было сбыться. И Кошурников взяв собой 20 пачек «табаку», отправился в Покровск к Журавлеву.

-4

В это время, в верховьях гор уже выпадает снег, а температура может опускаться до минусовых отметок.
Задержка Стофато была связана с долгим получением пропуска т.к въезд в район горной Тофаларии был строго по пропускам. Тофалария граничила с Тувой, которая официально стала частью России лишь в 1944 году.

Интересный факт: дневник Кошурникова был опубликован в журнале «Сибирские огни» за 1946 год. Однако рукопись от 25 сентября, где была описана одна из причин задержки экспедиции, была не опубликована.

Группа в полном составе встретилась только вечером 28 сентября.
Однако получение пропуска было не единственным барьером для начала экспедиции. Следующая трудность заключалась в поиске сопровождающего. Местные жители наотрез отказывались вести группу до р. Казыр. Но через несколько дней, Кошурников нашел проводника и было принято решение 5 октября выдвигаться по запланированному маршруту.

Цитата из дневника о проводнике: «Вчера договорился с проводником. Берется проводить Холлмоев Александр Иванович. Старик 57 лет. В Казыре не бывал, но мне главное, чтобы ходил за оленями»

«Договорился с ним на кабальных для меня условиях: 16 рублей в день, из которых половину колхозу, а половину ему на руки»

Перед выходом на маршрут, у группы было следующее снаряжение (из дневника):
«Для поездки имеем весьма ограниченное снаряжение. Продовольствие: сухарей 30 кг, хлеба 20 кг, крупы перловой 5 кг, масла 2 кг, сахару 4 кг, соли 7,5 кг, табаку 1,3 кг, чаю 100 г, спичек 50 коробок, спирту 750 г, омуля 2,3 кг, перцу 200 г, лаврового листа 3 пачки, луку 1,5 кг, мыла 0,5 кг и кусок туалетного, мяса соленого возьму на дорогу в колхозе 5 кг.
Имею ружье 12-го калибра, при нем патронташ заряженных патронов, 400 г пороху и 2 кг дроби.
С одеждой благополучно. Нет палатки – не дали в Новосибирске. Спальные мешки не беру сам – громоздко. Очень плохо с мешками. Из Новосибирска не получил ни одного мешка. Не знаю, как буду вьючить. Имею 1 топор, 1 пилу поперечную, 1 долото, 4 ножа, 1 кастрюлю (котелков и ведер в Новосибирске не дали), 2 кружки, 2 ложки. Имею 4,5 кг манильского каната (40 метров). Нет остроги и „козы“, возможно, из-за этого придется немного поголодать, так как на охоту я не особенно надеюсь».
Экспедиция

-5

5 октября группа вышла на запланированный маршрут. В составе 4 человек и 9 олений.
Начало маршрута было относительно простым. Группа проходила частично по дороге, вырубленной для наблюдателей заповедника. За день проходили по 10-20 километров.
Погода была «скверной», днем моросил дождь, а к вечеру летела «крупа».
Но, не смотря на погодные условия, радость группе приносило наличие необходимых горных пород, для строительства ЖД путей.

12 октября проводник с оленями покинул группу с ним же передали последнее письмо.
Поводом послужил – отсутствие кормовой базы (мха) для оленей. После чего, было принято решение идти на плотах по реке Казыр.
И тут группу снова постигла неудача. Журавлев и Стофато не умели рубить плоты. Этим пришлось заниматься Кошурникову.
Ночевка прошла благополучно и утром группа отправилась по реке Казыр. По пути преодолели несколько порогов и пару раз сели на мель.
В один из дней у Стофато заболел бок. Группе сказал, что упал с оленя на камень, однако Кошурников предположил, что он простудился, и у него плеврит.
В дневнике он написал следующее: «
Пока он сам двигается – не беда, потащим за собой, ну, а если сляжет – тогда придется его оставить, вместе с ним оставить для ухода Журавлева»

Группа Пургина, 1980 год. Сплав по реке Казыр
Группа Пургина, 1980 год. Сплав по реке Казыр

С каждым днем, погода ухудшалась, ночные температуры достигали -10, шел снег, а река покрывалась наледью.
В некоторые дни уровень снежных осадков достигал 15 сантиметров, что очень затрудняло пешие переходы. К вечеру все были мокрые и возникали трудности с растопкой костра.
Стофато в связи со здоровьем, принимал минимальное участие в сборе плотов, рубке дров и обустройстве лагеря. В основном занимался готовкой.

Запись в дневнике от 26 октября
Запись в дневнике от 26 октября

К 28 октября продовольствие почти закончилось. «С продуктами худо. Хлеба, главное, нет совсем. Придется, наверно, теперь есть по одному сухарю в день. Утром – бульон на оленьем мясе, в обед – мясо от завтрака и чай. Вечером горячее мясо, бульон и сухарь. Надо меньше тратить времени на обед, а то и так день короткий…»

До конца маршрута оставалось около 50 километров.

1 ноября почти все время не переставал идти снег. Как писал в дневнике Кошурников «Снег не перестает, идет все время, однако тепло, летит мокрый, садится, на него падает новый и таким образом поддерживается ровный слой сантиметров 80 мокрого тяжелого снега.»

В этот же день он с трудом надевает на себя сапоги и принимает решение большее их не снимать.
Было это связанно с тем, что из-за влаги, болезни и трудных переходов, у всей группы начали опухать конечности. И был шанс больше не надеть обувь на себя.

Рисунок из книги "Серебряные рельсы"
Рисунок из книги "Серебряные рельсы"

2 ноября. У группы получается соорудить плот и они выходят на сплав. Журавлев и Стофато идут на плоте, Кошурников вдоль берега. В какой-то момент, плот уносит под лед и шугу, Стофато больше не появился, Журавлев какое-то время пытался выбраться на берег, спасать его ринулся Кошурников. Но от переохлаждения у него остановилось сердце. Кошурников остался промокший насквозь.

3 ноября

Оригинал дневника
Оригинал дневника

«Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера 2.11 произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком, очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну»

Много времени ушло на поиски группы Кошурникова. В поисках принимали участие как пограничники, так и местные жители.
Через некоторое время, к поискам присоединился и отец Кошурникова. Он был готов отдать все свои деньги, лишь бы его сын был найден. Но долгое время, поиски не давали результата. В какой-то момент членов экспедиции зачислили в дезертиры. Т.к появилось предположение, что они ушли через границу.

«Амнистию» они получили 4 октября 1943 года. Когда местные рыбаки обнаружили тело Кошурникова, а рядом с ним, разбросанные бумаги, что оказались его дневником.

По окончанию Великой отечественной войны, изыскание продолжил ученик Кошурникова, при используя результат погибшей экспедиции.
В 1958 году XIII съезд ВЛКСМ объявил железнодорожную линию Абакан — Тайшет Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

На которой трудилось около 35 тысяч юношей и девушек со всей страны. В строительстве так же принимал участие сын покойного Стофато.

Станции названые в честь Кошурникова, Журавлева и Стофато
Станции названые в честь Кошурникова, Журавлева и Стофато

После окончания стройки, 3 станции были названы фамилиями этих выдающихся изыскателей, а недалеко от места их гибели, установлен памятник.
А дорога была названа - "Трасса мужества"

Памятник в месте захоронения Кошурникова
Памятник в месте захоронения Кошурникова

Так почему в Усть-Мунах так же установлен памятник Кошурникову. И в честь него названа центральная улица?

Памятник в с. Усть-Муны
Памятник в с. Усть-Муны

Ответ прост. В селе Усть-Муны, Кошурников часто проводил свое детство и юношество. Приезжая с родителями в свой дом.
памятник Кошурникову установил - по инициативе и при непосредственном участии бывшего ленинградца, ветерана труда, почетного железнодорожника Гелия Николаевича Боголюбова 7 июля 1974 года.

В последствии по подвигу группы вышла книга под авторством Владимира Алексеевича Чивилихина -
Серебряные рельсы. 136 страниц одной героической истории

Подпишитесь на мой Дзен, чтобы быть в курсе всех наших приключений и открытий!