Найти тему

Анна Ильюхина: Литература - это человековедение

Учитель русского языка и литературы, заместитель директора 29-й школы Калуги Анна Александровна Ильюхина стала настоящим открытием этого учебного года. Анна Александровна опытный педагог и смогла собрать все свои методические идеи в интерактивное пособие «Дневник педагога», который недавно был издан небольшим тиражом 150 экземпляров. В пособии очень интересная ежедневная структура, напоминающая привычный ежедневник с местом для профессиональной рефлексии и интеллектуальных размышлений. В этом году у 29-й школы появится новое здание на улице Байконурской. Это даст возможность Анне Александровне масштабировать применение своих выдающихся талантов. С одним из самых ярких педагогов Калужской области поговорили о «Дневнике» и затронули другие вопросы образования.

Анна Ильюхина
Анна Ильюхина

Какой из 11 фильмов вашей рубрики «Кинотеатр педагога», включенной в содержание «Дневника», произвел на Вас самое сильное впечатление? Интересно, что Вы собрали не только отечественные, но и зарубежные картины.

Цель рубрики «Кинотеатр педагога» - знакомство с образами учителей, показанными в фильмах. К сожалению, не все фильмы о школе и учителях достойные, поэтому отобрать их было непросто. Очень люблю советский кинематограф (как и советскую литературу), потому что и в фильмах, и в книгах того времени больше благородства, порядочности и душевности, чем в большинстве современных. Герои - интеллигентные люди, для которых честь и достоинство - не пустые слова. Приведённые в рубрике «Кинотеатр педагога» советские фильмы показывают разных учителей, но в целом вышеназванные качества у большинства педагогов присутствуют. Самое сильное впечатление произвел фильм «Перед классом», в котором рассказывается об учителе с синдромом Туретта. Главный герой - прекрасный пример того, как важно иметь цель и идти к ней, несмотря на множество трудностей, вопреки неверию окружающих. Если есть мечта, то жизнь рано или поздно улыбнётся.

-2

Расскажите о «Практике дождливого дня», к которой нужно обращаться, когда педагог начинает думать, что школа не для него.

«Практика дождливого дня» - это инструмент психологической поддержки. Её особенность заключается в том, что к ней надо подготовиться заранее, до наступления дня, когда наступит разочарование в себе и в профессии. В отведённом для практики разделе необходимо написать все профессиональные заслуги и достижения, которые педагог считает значимыми. Здесь же нужно вспомнить, что об учителе говорили хорошего ученики, их родители, другие учителя. В «дождливый день» рекомендуется вернуться к записям для восстановления душевного равновесия и обретения веры в своё предназначение быть учителем.

-3

Как появилась концепция «Колеса баланса», которое сочетает разные аспекты педагогической работы: ФГОС, ученики, родители, коллектив, саморазвитие, образовательные результаты, дисциплина, работа с детьми с ОВЗ.

Меня всегда интересовала тема профессионального и личностного развития. Баланс сфер жизни, описанный в известной технике Пола Майера - это то, к чему я стремлюсь в личной практике. Размышляя над темой профессионального развития при работе над диссертацией, я пришла к идее «Колеса баланса» для учителя, где вместо сфер жизни будут указаны аспекты работы педагога. Их выбор основан на результатах диагностики профессиональных дефицитов, а также на личных наблюдениях. Для учителя важно прийти к балансу, ведь если будут большие перекосы в разных аспектах деятельности, «колесо» далеко не уедет.

-4

В фильме «Ключ без права передачи» директор школы говорит, что о педагогике пишут «толсто». Какие книги сформировали Ваш педагогический стиль?

На формирование педагогического стиля учителя влияет совокупность факторов. На моем жизненном пути встречались потрясающие педагоги как в школе, так и в университете. Их пример честного служения делу - для меня образец того, каким должен быть учитель. Среди авторов, повлиявших на формирование моего педагогического стиля и мировоззрения - классики советской педагогики: Сухомлинский В.А., Макаренко А.С., Соловейчик С.Л.

-5

Мастер-классы, конференции, конкурсы... Расскажите о своём опыте в этом направлении.

Через полгода работы в школе я приняла участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года» и стала лауреатом. Успешный старт вдохновил меня на дальнейшие свершения. В школе методическая работа велась на высоком уровне, и я не могла остаться в стороне. Мне интересно было давать открытые уроки, писать статьи, выступать на конференциях. Обобщив опыт работы, я подала документы на конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности и вошла в число победителей. Так я, еще будучи молодым специалистом, за четыре года работы в школе получила высшую категорию.

Я всегда с удовольствием участвую в конференциях различного уровня, предметных олимпиадах, даю открытые уроки, провожу мастер-классы. Став заместителем директора по учебно-воспитательной работе, считаю важным собственным примером показать значимость трансляции опыта в профессиональном сообществе, мотивирую и вдохновляю коллег.

Основа Вашего дневника - это задания на саморефлексию. Как Вы помогаете формировать эмоциональный интеллект?

В «Дневнике педагога» на формирование эмоционального интеллекта направлены в первую очередь упражнения для еженедельного анализа своего состояния (что хорошего произошло в течение недели и т.д.) Регулярность выполнения практики даёт прекрасный результат. Упражнения «Практика дождливого дня», «Проблема и её решение» предполагают работу с отрицательными эмоциями. Алфавит «Что делает меня счастливым» и практики благодарности помогают фокусироваться на положительном.

Что делать педагогу, если ему не повезло с наставником?

Развиваться самому. В развитие как личностное, так и профессиональное можно прийти через боль и страдание. А можно сместить акценты на что-то конструктивное и созидательное. Выбор - это то, что всегда остаётся за человеком. Не повезло с наставником? Можно жалеть себя и обвинять мир, а можно задуматься: «Какую возможность это мне даёт?» и пробовать самому развиваться.

Вы известны как педагог, который не любит современную художественную литературу. Как при этом не пропустить нового Чехова и Достоевского?

Нелюбовь к современной литературе не означает, что я её не читаю. Скажем так: стоящего я встречала мало. Отталкивает грязь и пошлость современной литературы, часто примитивный язык, а также абсолютно угнетающая атмосфера и общий посыл авторов, как плохо живётся в стране/на Земле. Безусловно, в классической литературе тоже немало тяжёлых моментов, но в ней больше глубины и смысла.

В 10-й школе Вы издавали яркую школьную газету. Как Вы выстраивали свою работу: рубрики, учеников-корреспондентов, темы?

Я считаю создание и развитие газеты «Die Schulzeitung» (нем. "Школьная газета") одним из главных моих достижений в профессии. Это действительно яркий и очень интересный опыт. В течение семи лет мы прошли путь от создания газеты с нуля до многократного признания газеты лучшей на городском и областном уровнях. Вся работа строилась на любви. Я всегда считала и считаю, что в школе успешным будет тот проект, от которого горят глаза у учителя. А горящие глаза педагога привлекут и увлекут учеников. В редакции всегда были влюблённые в дело дети, для которых газета была важной частью школьной жизни. Наши собрания редакции выходили за рамки кружка, мы были одной дружной семьёй, а в семье все вопросы решаются легко. У нас не было сложностей с выстраиванием работы.

На всех этапах создания газеты мы с моими журналистами действовали вместе. Вместе придумали название, вместе разработали рубрики (они сложились в первые два года). Темы мы обсуждали тоже вместе. Конечно, мы изучали основы журналистики, я направляла своих учеников, а спустя время они уже сами могли предложить стоящие темы для публикаций. Известная мудрость «Делай то, что любишь. Люби, то, что ты делаешь» в полной мере отражает деятельность редакции «Die Schulzeitung». Признание нашей работы в профессиональном сообществе журналистов - доказательство того, что мы всё делали правильно.

Расскажите, как правильно читать художественную книгу? Есть ли у Вас методика чтения, которая позволяет правильно понять содержание текста?

Самый главный секрет - вдумчивое чтение, а не «проглатывание». Важно выбирать стоящие книги, которые будут будоражить душу глубиной мысли. Для меня литература - это человековедение. Всегда советую анализировать мысли, слова и поступки героев, пытаться понять мотивы их поведения. Читатель должен открыть в книге что-то новое для себя (а порой и в себе).

-6