Найти тему

Нормы речевые у детей - продолжение

-2
-3
-4

М.М. Кольцова выделила четыре степени обобщения детьми дошкольного возраста
непосредственных раздражителей словом:

1 степень — слово является эквивалентом комплекса непосредственных ощущений от
предмета;

2 степень — слово обобщает ряд однородных предметов;

3 степень — слово объединяет многие разнородные объекты, относящиеся к одной
категории;

4 степень — разные категории объектов обобщаются в одну, более широкую.

Кольцова М.М. также отмечает, что "каждая последующая степень обобщения словом
характеризуется все большим и большим удалением от конкретных чувственных образов, т.е. все более высоким уровнем абстрагирования".

Л.П. Федоренко выделяет следующие степени обобщения слов по смыслу:

нулевая степень обобщения — собственные имена и названия единичного предмета (от одного года до двух лет);

первая степень обобщения — понимание обобщающего значения наименований
однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных (в возрасте двух лет);

вторая степень обобщения — усваивание родовых понятий, передающих обобщенно
названия предметов, действий, при знаков в форме имени существительного (в возрасте трех лет);

третья степень обобщения — усваивание слов, обозначающих родовые понятия, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (к пяти-шести годам жизни);

четвертая степень обобщения — такие слова, как "состояние", "признак",
"предметность" и т.д. (подростковый возраст).

Л.С. Выготский указывает, что к семи годам формируется "обособление речи для себя и
речи для других из общей нерасчлененной речевой функции",

В ходе овладения активным словарем ребенок упражняется в связывании слов —
образуются словесные связи, формируется словоизменение и словообразование.

Первый период — от 1 года 3 месяцев до I года 10 месяцев. Это период предложений,
состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этом периоде существуют две стадии: стадия однословного предложения (1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев). Например: "Упала" или "Киса" — в этих высказываниях ребенок обозначает словом только главный для него член предложения (подлежащее или сказуемое), остальные члены того же предложения находятся в ситуации и могут быть поняты только из них и других, невербальных средств ребенка (жестов, мимики и т.д.); стадия предложений, состоящих из нескольких слов, главным образом двухсловных предложений, включающих подлежащее и сказуемое ("Киса ушла", "Ляля упала").

Второй период — от 1 года 10 месяцев до трех лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Слова связываются в предложения с помощью различных грамматических средств;

стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей, изменение окончаний существительных и глаголов, устанавливающее связь слов в предложении (2 года 1 месяц — 2 года 3 месяца);

стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений — союзов,
предлогов, наречий (2 года 3 месяца — 3 года). В этот период ребенок в основном овладевает употреблением большинства союзов (как, потому что, а, и, когда, только и т.д.) и предлогов (над, под, на, рядом и т.д).

Фомичева М.Ф. подразделяет детей на возрастные группы, также выделяя этапы

формирования лексики у детей с нормальным речевым развитием:

Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 – 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 – 1000 слов. У детей трех лет наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед); перестановка в слове слогов («замукальные» – музыкальные); перестановка в слове звуков («певрый» – первый); пропуски в слове звуков. Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительные согласные, которые постепенно исчезают.

Средняя группа. К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии.

Старший возраст. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (Экскаватор).

Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас –3000 – 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь ребенка иногда бывает, бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.

Так можно проследить динамику развития активного и пассивного словаря по данным Фомичевой М.Ф.: словарь ребенка обогащается в течение всех периодов развития и достигает максимального запаса для общения. Речь становится полноценным средством общения. Фразы удлиняются и усложняются.

Разграничения понятий нормы и нарушения речи является определяющим для логопедии как коррекционной педагогической науки, так как обеспечивает условия для выбора адекватного уровню речевого нарушения коррекционно-педагогического воздействия.

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе

речевой деятельности. При нормальном развитии речевой деятельности психофизиологические и языковые механизмы речи являются сохранными.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

· не соответствуют возрасту говорящего;

· не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

· связанны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

· носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

· требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера;

· часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от временных ее нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально- диалектными и социокультурными факторами.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Например, при недоразвитии грамматического строя речи имеет место более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

Под общим недоразвитием речи в настоящее время в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только лишь симптомологический уровень нарушения речевой деятельности.

Кроме того, в большинстве случаев при этом нарушении имеет место не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.

В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития». В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

Таким образом, различный характер речевых расстройств может быть обусловлен органическими нарушениями центрального характера (алалия, дизартрия) и нарушениями периферического речевого аппарата: органического (ринолалия, механическая дислалия) или функционального характера (функциональная дислалия).

Дисфункции двигательной системы могут быть связаны как с патоморфологическими изменениями, так и с нарушениями функции нормальных или сохранившихся при органической патологии тканей и систем. Под воздействием различных отрицательных факторов, таких, как: травма, статическая или динамическая перегрузка, инфекционное или токсическое воздействие и др., происходит дисбаланс в химической, психической или энергетической составляющих системы организма. В результате возникает реакция ассоциированных мышц, ведущая к дуральной торзии, то есть изменению позы, и, как следствие, к вторичным дисфункциям структурной составляющей.

Обзор международной классификации логопедических патологий в здравоохранении

М К Б – 10

Расстройства психологического развития Специфические расстройства развития речи и языка

F80.0 Специфические расстройства речевой артикуляции: дислалия (механическая дислалия; функциональная дислалия: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая).

Специфические расстройства развития учебных навыков F80.1 Расстройство экспрессивной речи - моторная алалия.

Специфические расстройства развития учебных навыков F80.2 Расстройство рецептивной речи - сенсорная алалия.

Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте F80.3 - приобретенная афазия с эпилепсией - Детская афазия

Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте F80.8 F80.9 Другие расстройства развития речи и языка. Расстройства развития речи и языка неуточненные. - неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного генеза).

F81

F81.0 Специфическое расстройство чтения - дислексия (фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная; дислексия в сочетании с дисграфией).

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования - дисграфия артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая).

F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков - трудности обучения.

F98

F98.5 Заикание - заикание (невротическое и неврозоподобное).

F98.6 Речь взахлеб - тахилалия (баттаризм, полтерн).

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и

лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках

Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу R47.0 Дисфагия и афазия - Афазия (акустико-гностическая, акустико-мнестичкеская, моторная афферентная, моторная эфферентная, семантическая, динамическая).

R47.1 Дизартрия, анартрия - Дизартрия (бульбарная; псевдобульбарная: стертая форма дизартрии; подкорковая: экстрапирамидная, гиперкинетическая; мозжечковая; корковая: афферентная, эфферентная); анартрия.

R49.0 Дисфония - Дисфония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная; органическая: дисфония при параличах и порезах центрального и периферического характера, дисфония при новообразованиях, дисфония при кровоизлияниях голосовых складок, дисфония после удаления новообразований, дисфония при профессиональном трахеите).

R49.1 Афония - Афония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная, психогенная; органическая: афония при параличах и порезах, афония при новообразованиях гортани, афония при кровоизлиянии голосовых складок, афония при профессиональном трахеите).

R49.2 Открытая гнусавость и закрытая гнусавость - Открытая ринолалия

(органическая открытая, функциональная открытая) и закрытая ринолалия (передняя, задняя, функциональная).