Последние пять лет мы живём в условиях постоянных изменений. Благодаря технологиям и развитию онлайн-торговли развивается рынок, а из-за смены культурных парадигм меняются приоритеты. Отношение к домашним животным становится более лояльным, всё больше людей заводят питомцев. В зообизнесе, как и везде, есть свои тренды. В этой статье рассмотрим, какие направления развития зообизнеса сейчас самые основные.
В каждой ячейке бизнеса есть свои тренды. Но существуют ещё и мегатренды, которые влияют на все сферы жизни общества и, в том числе, на зообизнес. Александр Колчин пишет в статье на «Зооинформ» «Бизнес в эпоху постоянства перемен» о четырёх главных мегатрендах современности, определяющих векторы развития: последствия COVID-19, внедрение AI (искусственного интеллекта), последующая за этим смена приоритетов общества и выработавшаяся адаптивность рынка к ним.
COVID-19
Несмотря на объявленную победу над коронавирусом, люди не оставили выработанных за время пандемии привычек. COVID-19 трансформировал общественный уклад, например, повлиял на популярность маркетплейсов. Люди предпочитают купить корм для животных на OZON и забрать его в ближайшем пункте выдачи вместо того, чтобы идти в зоомагазин.
«Усталость от тревоги и стресса заставляет людей искать «тихие гавани». Они больше доверяют тем компаниям, которые создают для них атмосферу спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Ценят индивидуальный подход, аутентичный персональный опыт, эмпатию и помощь в решении проблем». Александр Колчин
Смена ценностей
Современный мир пересмотрел взгляды на фундаментальные вещи. Фокус сместился с карьеры на здоровье, в том числе, ментальное здоровье, своё и близких, на семью, заботу об экологии и благополучии.
Новые ценности отражаются на покупательском поведении владельцев питомцев. Ещё больше вырастет спрос на экологически чистые продукты для домашних животных. Последние тридцать лет наличие в семьях домашних питомцев выросло с 56% до 68%. В сравнении с бэби-бумерами, среди которых только 32% заводят питомцев, из молодого поколения 62% становятся владельцами домашних животных. Повзрослевшие миллениалы и зумеры обращают внимание на то, чтобы отходы не вредили экологии, и выбирают перерабатываемые упаковки, альтернативные источники белка в кормах, рациональное потребление зоотоваров и так далее.
Хозяева переносят свой здоровый образ жизни на питомцев и выбирают функциональные корма с пониженной калорийностью, рационы для животных разной активности, возраста и состояния здоровья питомца. Растёт популярность супер-премиальных кормов и холистиков.
Искусственный интеллект
Как пишет Ричард Кистенбаум на Forbes, «нравится вам это или нет, но AI скоро будет в ритейле повсюду». Искусственный интеллект (AI или ИИ) активно используют для генерации контента в соцсетях, в том числе и по зоотематике. Рекомендация и экспертный подход — это «человеческое» преимущество перед онлайн-продажами. Искусственный интеллект начинает консультировать по вопросам ветеринарии и по ассортименту зоотоваров, и это создаёт конкуренцию экспертам, что приведёт к дальнейшему развитию в связи с постоянным обучением AI.
Человекоцентричность и гибкость зообизнеса
Зообизнес консервативен, но реальность вынуждает его меняться в тех же темпах, в каких меняются потребности молодого поколения владельцев домашних животных. Подход к покупателю становится более человекоцентричным, пространство зоомагазинов — комфортным, принципы производства зоотоваров — отвечающими новым ценностям, оформление брендов — минималистичным и отражающим настоящие эмоции.
Какие ещё существуют тренды зообизнеса на сегодняшний день:
- Специализированные слуги для владельцев домашних животных
Сфера услуг для домашних животных выходит за рамки традиционных предложений: от таких услуг, как планирование вечеринок с домашними животными, до приложений для знакомств. - Влияние современных технологий
Благодаря технологиям стали популярны GPS-трекеры, интеллектуальные устройства для кормления и приложения для мониторинга здоровья. - Рост страхования домашних животных
Поскольку расходы на лечение домашних животных продолжают расти, страхование домашних животных всё чаще рассматривается как жизненно важная инвестиция в здоровье домашних животных. - Мобильные сервисы для заботы о домашних животных
Тенденция включает в себя возможность записи к грумеру, в ветеринарную клинику услуги и найти догситтера, не выходя из дома. - Путешествия с домашними животными
Рост спроса на путешествия и варианты проживания в отелях с домашними животными, а также появление планов отдыха вместе с нашими четвероногими компаньонами.
- Уход за пожилыми животными
Появляется больше товаров и услуг для домашних животных по мере их старения и смерти, в том числе, психологическая поддержка для владельцев, потерявших своего питомца. - Телевидение для собак.
Большой процент владельцев собак оставляют своих питомцев дома одних на несколько часов, включая им телевизор или радио, чтобы собакам было приятнее проводить время в одиночестве. Но человеческие развлечения не предназначены для собак, и именно эту проблему пытается решить DOGTV. Используя многочисленные исследования, они создали запатентованные программы, которые собаки могут смотреть. - Dig — приложение для знакомств для владельцев домашних животных
Вселенная приложений для знакомств становится всё более узкоспециализированной, и пользователи обычно «сидят» в нескольких приложениях одновременно. Dig предлагает возможность завязать отношения с кем-то, у кого уже есть животное дома или кто хочет в будущем завести собаку. - Инновационные лотки для туалета
Grand PooBox представила лоток для кошачьего туалета, который имеет ряд инновационных функций. Он использует вдвое меньше наполнителя, чем традиционные туалетные лотки, и у него есть внутренний решётчатый пандус, по которому кошки, когда выходят из лотка, очищают лапы и практически не оставляют следов на полу. Существуют также «умные» лотки, которые умеют оценить здоровье кошки и выявить болезни.
Влияние на зообизнес в России
Текущие условия развивают продажи зоотоваров в России. Рынку приходится меняться, это неизбежно. Главное здесь понять, что без перемен движение вперёд невозможно. Впереди технологичный и инновационный этап развития зообизнеса в России. Как утверждает Александр Колчин, «ограничения лишь подстегнули российский зообизнес». Отрасль увеличила производство кормов, перестраивает систему продаж, почти отказавшись от импорта.
А какие тренды вам понравились больше всего? Поделитесь с нами в комментариях!