Почему бы про алкоголиков-автомобилистов не написать? Это одно из тоже.
Из комментариев к статье про алкорайдеров.
Статья про алкорайдеров никого гонять пьяным на велосипеде не призывает. Я бы даже сказала, что посыл у неё другой. Алкоголь - отдельно, велосипед - отдельно. А ещё лучше без алкоголя. Как бы ни были уверены те, кто знают меру, в том, что люди не употребляют алкоголь, потому что боятся сорваться и уйти в отрыв, это не так. Люди не употребляют то, в чем не нуждаются, а те, кто боятся сорваться, проявляют силу воли и всё равно срываются.
Покатушки на велосипеде под градусом - явление несколько странное. С одной стороны, общественность к алкорайдерам снисходительна за исключением людей, которые категорически против управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Выпил - пошёл пешком или вовсе остался дома от греха подальше. Но так считают не все.
Если велосипедист в адеквате и прохожим не мешает, махнёт общественность на такого велосипедиста рукой. Ездит себе потихоньку и пусть ездит. Если тот самый велосипедист на автомобиль пересядет, то общественность сразу по-другому запоëт, потому что по сложившимся традициям пьяному за руль машины нельзя. И на водителя автомобиля никто и никогда рукой не махнёт. Даже если тот будет совсем немного выпившим ездить словно ангел и будет всех пешеходов на каждой зебре пропускать. Потому что алкоголик-автомобилист и алкорайдер это не одно и тоже. Даже на законодательном уровне ответственность у этих алкоголиков разная.
Отличие 1. Разная ответственность за покатушки в состоянии алкогольного опьянения
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (статья 12.8 КоАП РФ).
Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, совершенное в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (статья 12.29 КоАП РФ).
От себя добавлю, что водителей автомобилей на состояние алкогольного опьянения проверяют чаще, чем велосипедистов. Нет, это не значит, что велосипедистам можно бесконтрольно бухать и кататься. Это значит, что не только законодательство относится к алкорайдерам более лояльно, чем к автолюбителям под градусом, но и сотрудники ДПС.
Отличие 2. Разный уровень личной ответственности
Автомобиль считается источником повышенной опасности, но автолюбителям приятнее называть автомобиль необходимостью. Это раньше какие-нибудь Жигули были средством передвижения и каждые выходные отвозили советскую семью на дачу, а Волга была роскошью и отвозила совсем другие семьи на совсем другие дачи.
Сейчас автомобиль есть почти у каждого члена семьи и ездят на автомобилях не на дачи, а по повседневным делам на расстояния в два-три трамвайные остановки. С одной стороны, хорошо, что автомобиль стал доступен для среднестатистической семьи, несметными богатствами не обладающими. С другой стороны, плохо, что вместе с доступностью автомобиля снизились планки ответственности. Личные, конечно. На законодательном уровне автомобиль как был источником повышенной опасности, так им и остался. И ответственность за вред, причинённый жизни и здоровью людей, лежит на владельце автомобиля вне зависимости от его вины.
В населённых пунктах автомобили могут развивать скорость до 60 км/час. Разовьёт ли когда-нибудь среднестатистический велосипедист без претензий на спортивное будущее такую скорость? Не думаю. Скорость среднестатистического велосипедиста в разы ниже, чем скорость среднестатистического автомобиля. Следовательно, и размер ущерба меньше в случае чего. Да, случаи бывают разными, но по теории вероятности не справиться с управлением автомобиля как минимум в три раза опаснее, чем не справиться с управлением велосипеда.
Отличие 3. Алкоголик-автомобилист и алкорайдер ездят по разным дорогам
Ладно-ладно, дорога может быть одна, но полосы для автомобилей и велосипедистов всё равно разные.
Бывает, велосипедисты совершают манёвры, перестраиваются, в результате чего оказываются на той же полосе, что и автомобили, но в этом случае они рискуют своим здоровьем, а не чужим. Автомобилисты даже при аккуратном и ответственном вождении подвергают риску здоровье и жизни окружающих. Они не являются единственными участниками движения и в любой момент могут увидеть перед лобовым стеклом отчаянного пешехода, который умеет быстро бегать и не желает идти на пешеходный переход.
С пешеходными переходами кстати проблемно. На некоторых участках дороги они расположены весьма неудобно. Бывает так, что людям нужно пройти до перехода метров двести, а потом вернуться на метров сто пятьдесят обратно по другой стороне проезжей части, чтобы попасть домой. Лень людям туда-сюда ходить, вот и перебегают, когда на том самом переходе зелёный загорится, а потом стоят на сплошной и ждут, когда среди потока машин перерыв будет, чтобы дальше побежать. В таких местах частенько ДТП со смертельным исходом.
Сами виноваты. Нечего перебегать дорогу в неположенном месте, - фыркнет кто-то.
Да, перебегать дорогу в неположенном месте нечего, но нет в нашем законодательстве положения о том, что можно давить без исключения всех, кто перебегает дорогу в неположенном месте. Поэтому будет разбирательство, и, если выяснится, что наезд на пешехода предотвратить было можно, но водитель был немного пьян, нарушал скоростной режим или читал новости на смартфоне, а потому не успел вовремя среагировать, мало ему не покажется.
Велосипедист тоже может представлять угрозу для жизни и здоровья людей, но для этого ему нужно ездить по пешеходным зонам. Причём не ездить, а гонять, руководствуясь принципом: "не столб - отойдешь". Перед велосипедистами на проезжей части люди тоже перебегают в неположенных местах. Причём любят дождаться, когда машины проедут, и внезапно выскочить перед передним колесом. Но в этом случае риск получить увечья у велосипедиста выше, чем у нарушителя. Нарушитель взял разгон и бежит к цели, а велосипедист от неожиданности может допустить ошибку и потерять равновесие.
Вместо послесловия
"Нельзя, но, если очень хочется, то можно". Любит человек оправдывать свои слабости этой фразой. И любит человек верить в то, что именно с ним не случится того, что случается с другими. А ещё человек любит спешить, чтобы успеть побольше, и слишком поздно понимает, что побольше успел тот, кто никуда не спешил.
Жизнь - самая большая ценность, которая у нас есть, поэтому нельзя садиться за руль пьяным, перебегать дорогу в неположенном месте и надеяться на благоразумие других участников движения.
А как считаете вы? Все, кто садится за руль транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, на одном уровне ответственности? Или всё-таки с автолюбители спрос больше?
Напишите об этом в комментариях.