Найти тему
KinoGeek

12 скандалов в отечественной киноиндустрии, связанные с Министерством культуры

Оглавление

На днях Министерство культуры Российской Федерации не выдало прокатное удостоверение новому фильму британского режиссёра Гая Ричи - "Министерству неджентльменских дел". И зрители, и прокатчик остались от такого решения в ступоре: история ленты не подпадала ни под какие запреты законодательства России, а сам Ричи специализируется именно на русской аудитории зрителей при создании большинства новинок (так, с постановщиком сотрудничает сервис "Плюс", в числе которого - онлайн-кинотеатр Кинопоиск). Подобный ход событий ударит по отечественному прокату ещё сильнее, с учётом того, что после ухода голливудских мейджоров из России зрительская потребность к походам в кинотеатры заметнее спала

В то же время в официальный прокат уже выйдут боевик Дева Пателя "Манкимэн" и антиутопическая драма Алекса Гарленда "Гражданская война", однако обе эти ленты рассчитаны не совсем на массовую аудиторию, да и к майским праздникам сеансы к фильмам благополучно урежут из-за того, что выйдут они в начале апреля. "Министерство неджентльменских дел" мог бы сорвать кассовый куш в отечественном кинопрокате, однако Министерство культуры посчитало иначе, из-за чего на просторах интернета разгорелся целый вой. Не самое памятное событие, но к этому моменту не было бы лишним припомнить все те скандалы в отечественной киноиндустрии, которые были тесно связаны с давлением со стороны Минкульта. Приятного прочтения!

-2

Отзыв прокатного удостоверения у фильма "Номер 44"

Сеттинг депрессивного и будто бы антиутопического СССР времён начала 1950-х, мощнейший актёрский состав, куда, помимо Тома Харди, вошли Нуми Рапас, Гари Олдман, Юэль Киннаман, Пэдди Консидайн, Венсан Кассель и Джейсон Кларк, партитура режиссуры отдана Даниэлю Эспиносе, снимавшего до этого "Код доступа «Кейптаун»" и "Шальные деньги": но всего за день до премьеры "Номера 44" в российском кинопрокате Минкультуры отозвали у фильма прокатное удостоверение. Виной всему был пресс-показ фильма: многие журналисты, критики и прочие деятели российской культуры, в том числе и актёры, оказались возмущены подобным отношением американского кинематографа к советской истории после "закрытого" просмотра данной картины. Более подлым был и ход с выпуском фильма накануне 70-летия со дня Победы: 17 апреля. Зрительская аудитория в тот же момент раскололась на два лагеря: кто-то поддержал отзыв прокатного удостоверения, а другие усмехнулись, отличив художественную кинематографическую "подделку" от реальных документальных работ

-3

Завышенные возрастные ограничения на подростковые фильмы

В отечественной киноиндустрии 2010-х балом правили голливудские кино-мейджоры: буквально каждый второй кассовый в России проект являлся продуктом зарубежным. Разумеется, во главе стояли Disney с Warner Bros., Sony, Columbia, Universal и Paramount Pictures, однако большинство блокбастеров, нацеленных прежде всего на молодёжную зрительскую аудиторию, большинство тех же самых подростков посмотрело вовсе не в кинотеатрах, а на цифровых носителях или же дома в"экранках" плохого качества: дело в том, что с 2016-го года на ленты с маркировкой "16+" или "18+" не пускали детей младше положенного возраста (даже с присутствием родителей). А многие детские кинокартины, вроде игрового ремейка "Красавицы и чудовища", и вовсе запрещались к просмотру лицам младше шестнадцати лет из-за усмотрённых в них Министерством культуры ноток запрещённой в России пропаганды (уже через год после этого в прокат вышел тот же полнометражный ребут "Могучих рейнджеров": подростковый блокбастер, получивший в России наивысший возрастной ценз, "18+", из-за нетрадиционной ориентации одной из героинь фильма)

Но самый яркий скандал с возрастным цензурированием произошёл в ноябре 2018-го года: тогда в прокат вышел байопик о Фредди Меркьюри и основании музыкальной группы The Quenn, "Богемская рапсодия". За рубежом кинокартина вышла с рейтингом "PG-13", однако в России фильму поставили "18+", а владельцы кинотеатральных сетей наотрез отказывались пускать несовершеннолетних детей на сеансы биографической ленты Брайана Сингера. Бывали и исключения из правил: кто-то из зрителей младшей возрастной категории умудрялся проскакивать мимо контролёров или уговаривать купить билет на "взрослый" фильм старших, однако в большинстве случаев множество подростков знакомились с ожидаемыми голливудскими новинками лишь дома

-5

Отмена проката у "Любви" Гаспара Ноэ

Творчество французского авангардного провокатора всегда было приковано вниманием со стороны Министерства культуры: особенно после оглушительной премьеры его "Входа в пустоту". Однако свой самый откровенный, меланхоличный и дерзкий проект Гаспар Ноэ отложил до 2015-го года: по сравнению с "Любовью" та же дилогия "Нимфоманки" Ларса фон Триера (которая всё-таки получила прокатное удостоверение, с учётом цензуры особо выделяющихся сцен) покажется зрителям лишь детским лепетом. "Любовь" получилась самым новаторским фестивальным проектом 2015-го года, однако тогда же Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у фильма по причине "порнографической пропаганды": а депутат Виталий Милонов и вовсе сравнил откровенную мелодраму Ноэ с "Майн кампфом". Таким образом российские зрители остались без самого провокационного и откровенного фильма того года

-6

Политика Владимира Мединского по переносу в прокате зарубежных фильмов ради кассовых сборов отечественных

Бывший министр культуры России, Владимир Мединский, много раз высказывался о необходимости "чистить" прокатные места в отечественной киноиндустрии перед майскими праздниками и несколько раз даже добивался реализации этих замыслов:

Например, в 2015-м году премьеру сиквела "Мстителей" передвинули на неделю пораньше, чтобы уступить вакантное место ремейку советской антивоенной драмы "...А зори здесь тихие"

-7

Ради сборов "Времени первых" Дмитрия Киселёва хотели перенести восьмой "Форсаж": на что кинотеатры чуть было не отреагировали бойкотом в сторону отечественной кинокартины

-8

А оглушающую премьеру "Войны бесконечности" подвинули на начало мая 2018-го года, в то время, как в мире фильм вышел в прокат в конце апреля. И всё из-за антисоветской исторической драмы "Собибор", идея которой, к слову, пришла в голову самому Мединскому

-9

Нелюбовь к "Смерти Сталина"

Ещё одна провокационная работа об истории Советского Союза, сделанная руками американских кинематографистов: только, в отличие от пафосного и пытающегося быть реалистичным "Номера 44", "Смерть Сталина" - это более гротескная и карикатурная мета-комедия, высмеивающая не столь правительство СССР и самого Сталина, сколько все мировые политические перестройки вместе взятые. Министерство культуры сатиру, к сожалению, не оценило: "Смерть Сталина" лишилась прокатного удостоверения буквально за два дня до своей премьеры. Несмотря на это, комедия Армандо Ианнуччи стала громогласным хитом на торрент-платформах спустя несколько месяцев после связанного с Минкультуры скандалом

-10

Странная ситуация с сиквелом "Паддингтона"

18 января 2018-го года в российский кинопрокат должна была выйти вторая часть британской адаптации "Приключений Паддингтона": первый фильм собрал достаточно неплохую сумму в отечественном прокате 2014-го года, по меркам не столь сильной популярности персонажа в России и слабой рекламной кампании фильма, поэтому кинопрокатчик "Вольга" делал на продолжение большую ставку. Пока в самый последний момент не вмешалось Министерство культуры: изначально второй "Паддингтон" был передвинут на неопределённый срок с ссылкой на то, что дополнительное окно для нового уик-энда хотели дать отечественной спортивной драме "Движение вверх" (целевая аудитория которой, видимо, та же самая, что и у детской сказки), но через какое-то время прокатчику удалось договориться с Министерством насчёт выпуска нового "Паддингтона" 20-го числа: через два дня после запланированной премьеры. И стоило ради этого устраивать лишний скандал?

-11

Перенос "Королевского корги" и кинотеатральный бойкот "Гурвинека"

Не только фильмов коснулась новая политика Владимира Ростиславовича Мединского по переносу зарубежных кинопроектов ради дополнительного процента со сборов отечественных: волна безумия захлестнула также и анимационные работы, возрастная аудитория которых - дети младшей школьной категории. В марте 2019-го года ради сборов российско-чешского мультфильма "Гурвинек: Волшебная игра" на две недели вперёд был перенесён британский "Королевский корги". Подобный расклад не оценили многие частные кинотеатры вместе с сетями "Киномакс" и "Синема Кино", объявив авторам "Гурвинека" бойкот, вследствие чего в марте вышедших на каникулы школьников лишили и отечественного, и зарубежного мультфильма

Перенос финала "Мстителей" на несколько дней

Пожалуй, четвёртые "Мстители" производства Marvel Studios - самый обсуждаемый и популярный в широких массах российских кинозрителей фильм 2019-го года. "Финал" ждали больше года, трейлеры ленты собирали колоссальные просмотры, а каждый вышедший промо-ролик скрупулёзно рассматривался фанатами в поисках каждой маленькой детали, проливающей свет на сюжет фильма. Во всём мире премьера "Финала" состоялась 25-го апреля, однако российских зрителей такого праздника лишило Министерство культуры: эпическая концовка старой ветви киновселенной Marvel была отложена до понедельника 29-го числа, ради дополнительного уик-энда для "Миллиарда" с Владимиром Машковым в главной роли. Тогда гневу фанатов не было предела: а в сети начали активно гулять спойлеры, на которые по неосторожности наткнулись многие зрители

-13

"Рокетмен" и вырезанные сцены

Да, в июне 2019-го года прокатчик байопика о личности молодого Элтона Джона отрицал какую-либо причастность Министерства культуры к творящемуся в монтажной кабинке ленты хаосе, однако основные внесения правок в закон о запрете пропаганды ЛГБТ для несовершеннолетних в России стали проникать аккурат летом того же года. Из российской, цензурированной, версии "Рокетмена" были вырезаны все сцены секса и употребления наркотиков: и это при возрастном ограничении "18+". Оставшиеся моменты попытались сшить белыми нитками, чтобы зритель не почуял подвоха, но получилось не слишком: самые преданные фанаты творчества Элтона остались в бешенстве от подобной цензуры фильма с наивысшей возрастной маркировкой

-14

Проблемы с "Безумным кино для взрослых"

Зимой 2021-го года настоящий фурор на жюри Берлинского кинофестиваля произвела остросоциальная гротескная комедия Раду Жуде под откровенным названием "Неудачный трах, или Безумное порно". В России Министерство культуры навело на ленту глаз ещё в начале года, а за парочку дней до премьеры отказало фильму в выдаче прокатного удостоверения по той же самой причине, из-за которой шестью годами ранее в прокате отказали Гаспару Ноэ: так называемая "пропаганда порнографии". Впрочем, ситуация изменилась сразу же после разгоревшегося в рядах киноведов скандала: Минкультуры согласились на запуск ленты в российский широкий прокат, с условием цензурирования истории и изменения названия. Теперь фильм называется "Безумное кино для взрослых", а вышел он на два месяца позже мировой премьеры: заодно и со множественными вырезанными сценами и "цензурными" чёрными квадратами

-15

"Убийца «Священный паук»" запрещён к показам в России

Актуальное на сегодняшний день кино режиссёра-провокатора Али Абасси, лейтмотив которого - тотальное угнетение женщин в исламистских странах, в том числе и Иране (одной из немногих дружественных сегодняшней России стран). Авторы представили нам тяжёлую, откровенную и шокирующую работу крайне личностного формата, открывающую глаза на широкую проблематику классового угнетения определённого пола на тех или иных территориях: однако в России "Священному пауку" отказали в выдаче прокатного удостоверения, без объяснения каких-либо причин. Вот и думайте

-16

Запрет показа якутского триллера "Айта"

Якутский кинематограф давно выбирается из тени своего более старшего российского собрата и обретает собственную индивидуальность: пожалуй, самым главным открытием кино Якутии прошлого года стал суровый и медитативный триллер "Айта", рассказывающий об убийстве девочки-подростка и обвиняемом в преступлении молодом парне. История ленты моментально вызвала широчайший резонанс в стенах Министерства культуры: по словам депутатов, они увидели в "Айте" признаки националистического характера (по отношению к русским). Поэтому самый кассовый якутский хит последних лет прошёл мимо носа широкой зрительской аудитории России

-17