Найти в Дзене
Mixed Arts

«Хитмен. Последнее дело». Режиссерский фильм Майкла Китона о киллере, который забывает, где находится. Его Китон сыграл сам.

Оглавление
Майкл Китон в фильме «Хитмен. Последнее дело».
Майкл Китон в фильме «Хитмен. Последнее дело».

Майкл Китон распространяет вокруг себя статическое электричество — такова природа его таланта как актера. Уже в этом году в прокате ожидается «Битлджус Битлджус», где Майкл спустя десятки лет примерит наряд комического злодея, ну а сейчас на российских экранах великий американец в более сдержанном образе. Его киллер с золотым сердцем, накопивший немалый капитал, — сердце и стержень камерного нуара о том, что лишние воспоминания и сожаления вредят крутым делам

Текст: @mixedarts

Ощетинившийся тревожный интеллигент, внимательный к каждому нюансу, — это типаж Майкл Китона, который в той или иной степени распространяет свой личный образ — словно вирус — в том числе и на роли, далекие от биографий людей искусства. На людей, которым рефлексия вроде бы неведома. Страхи и волнения свойственны не только заигравшемуся актеру из «Бердмена», но и китоновскому «Бэтмену», например. Роли в жанровом кино тоже являются площадкой для эксплуатации неврозов Майкла. Возможно поэтому он так и здорово выглядит в свои 70 с лишним: ничего не держит в себе, но при этом как-то умудряется сохранять еще и внешнее благородство.

«Хитмен. Последнее дело» (или в оригинале «Нокс исчезает») до поры до времени кажется исключением. Китон пробует в себя в формате калифорнийской криминальной драмы (типа «Китайского квартала» Полански), где его персонажа, прямо скажем, держат за исполнительного громилу. Но тут же выясняется, что у него кличка «Аристотель», а еще главный герой поддерживает разговор о литературе с польской проституткой Энни (Йоанна Кулиг из «Холодной войны»), навещающей его раз в неделю. Дела Нокс обычно проворачивает с фактурным бандюганом Манси (Рэй МакКиннон), похожим на сбежавшего из группы Pogues фолк-панка, а очередное задание проходит обсуждение в клишированном дайнере.

После медицинского обследования выясняется, что у киллера недуг — болезнь Крейтцфельда-Якоба, которая рано или поздно приведет к слабоумию и дому престарелых, а пока Нокс будет все невпопад забывать и при этом пытаться закрыть все свои гештальты и кармические долги. В этот момент в пору плакать, но Китон-режиссер не склонен к сентиментальности (ее и так хватает в сценарии Грегори Пуарье) и, в конце концов, вспоминает, что работает с Китоном-актером, которому нужно демонстрировать свой класс и выпускать когти. Расправлять крылья, начинать впечатывать людей в стены.

Тут главное — не уподобляться забывающему все на свете Ноксу и не забывать, что может устраивать на экране Китон. И его персонаж действительно начинает действовать по какому-то темному плану, иногда помня только часа по три из минувшего дня.

«Хитмен. Последнее дело» — не первый режиссерский фильм Китона. В 2009 году выходил «Веселый господин» (можно освежить в памяти на Кинопоиске), и он тоже был про убийцу в расцвете личного кризиса. Можно пафантазировать, что Майкл прорабатывает какие-то детские травмы, но вернее то, что, как и все его роли, «Последнее дело» — это история про аддикции, которые при определенном преломлении лучей могут стать инструментом для лучшей жизни. Например, болезнь может помочь на какое-то время забыть о кровавых злодеяниях в интересах личной наживы.

Майкл Китон в фильме «Хитмен. Последнее дело».
Майкл Китон в фильме «Хитмен. Последнее дело».

Для Майкла его новый проект — не история проблемного умного киллера, который сам у себя вышел из-под контроля. Подобное было в Голливуде неоднократно, из относительно недавнего стоит назвать «Флешбек» с Лиамом Нисоном.

У Китона в центре всего отношения главного героя с сыном Майлзом (Джеймс Марсден), который убил человека, изнасиловавшего его дочь. Майлз появляется у него на пороге весь в крови. После этого обратной дороги уже не предвидится, и последнее дело в карьере Нокса превращается в фантасмагорию.

Главный герой в этой итерации работает на сына чистильщиком, убирая следы праведного преступления. Вот это серьезный, почти библейский разворот — настоящая головоломка для сдающего явки, пароли и позиции киллера, которому приходится обкладываться блокнотами, чтобы ничего не забыть.

Для того, чтобы замысел не выглядел излишне холодным и головным, а тон был не запредельно пафосным, в кадре делятся теплом и от души работают серьезные актеры. Аль Пачино изображает Ксавьера — ментора-шутника, который питается китайской едой в ванной, у него жена вполовину моложе, а внешне он напоминает что-то между пуделем-ветераном и садовым гномом.

Главное во всей этой истории — понять, в какой именно момент исчезают воспоминания о счастливой семейной жизни. И почему они должны помниться дольше, чем заказанная пять минут назад чашка кофе. И есть ли у главного героя, чувствующего себя в мире криминала как рыба в воде, действительно четкий план или он просто доверяется звериным инстинктам. Именно так рождается то, что в целом называется «настоящим детективом».

«Хитмен. Последнее дело» и держит в напряжении до самого финала — Нокс наконец-то замирает перед окном будто бы его выловила камера Марка Зелигера на «оскаровской» вечеринке Vanity Fair. Да-да, это тот самый момент ярмарки режиссерского тщеславия, на которую он имеет право.

«Хитмен. Последнее дело» (Knox Goes Away, 2023)

Если вам интересно читать про свежие релизы и рассматривать красивые снимки, обязательно подпишитесь на канал Mixed Arts в Дзене. Если удобнее читать в телеграме, одноименный канал тоже доступен для вас!