Россия по итогам 2023 года стала крупнейшим поставщиком подсолнечного масла на индийский рынок. Соответственно Индия вышла на первое место среди покупателей российского подсолнечного масла, увеличив закупки более чем вдвое: свыше 900 млн тонн. Рост российских поставок растительных масел в Индию серьезно влияет на динамику российского масложирового экспорта.
Индия - вторая после Китая страна по объему потребления растительных масел в мире.
Так, в сезоне 2022/23 Индия импортировала порядка 17 миллионов тонн растительных масел. Пальмовое масло, как самое дешевое, доминирует в индийском импорте и составляет более половины от общего объема.
На втором месте - соевое масло с долей рынка 20–30%, а подсолнечное – на третьем месте. Каждый год Индия импортирует от 1,5 до 3 млн тонн подсолнечного масла, что составляет около 10-15% от общего импорта растительных масел.
Пальмовое масло в Индию поставляют в основном Индонезия и Малайзия. Соевое масло преимущественно завозится из Аргентины и в меньшей степени из Бразилии.
Основным экспортером подсолнечного масла в Индию традиционно являлась Украина, поскольку у украинских компаний была возможность формировать для отправки крупные партии по 30-40 тысяч тонн в глубоководных черноморских портах. В то же время российские компании отгружали свое подсолнечное масло небольшими партиями по 3–5 тысяч тонн. Индийские импортеры предпочитают закупки крупными партиями.
- С точки зрения логистики компании России проигрывали из-за нехватки глубоководных портов с необходимой для перевалки растительных масел инфраструктурой, низкой пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и периодических перебоев с торговым судоходством, – рассказала «Агроэкспорту» генеральный директор масложирового бизнес-направления группы «Русагро» Наталья Корой.
Ситуация изменилась несколько лет назад, когда российские компании начали развивать рейдовую перевалку, что позволило загружать крупнотоннажные суда для отправки в Индию и укрепило позиции России на индийском рынке.
Увеличение российского экспорта также связано с изменением цен на разные виды масел. Подсолнечное масло стало дешевле соевого и почти сравнялось по стоимости с пальмовым, что привело к росту его закупок в Индии.
Сыграла роль и цена. Индийские закупки российского подсолнечного масла резко пошли вверх в 2023 году из-за изменения соотношения цен на разные масла.
Индийский рынок очень чувствителен к цене, а в 2023 году подсолнечное стало стоить дешевле соевого и почти сравнялась по стоимости с пальмовым.
- Так, если в марте 2022 стоимость подсолнечного масла на рынке Индии находилась на уровне 2 125 долл. за тонну на базисе CIF, то к марту 2023 года она упала на 48% до 1 108 долл., а на начало марта 2024 года находится на уровне 939 долл., что ещё на 15% ниже, чем годом ранее. В результате подсолнечное масло стало дешевле и соевого, и пальмового, хотя исторически все было наоборот, - поясняет «Агроэкспорт» и прогнозирует дальнейший рост спроса.
Так, запасы растительного масла в Индии по состоянию на 1 марта сократились до 2,38 млн тонн, что является самым низким показателем за 18 месяцев, таким образом, индийский рынок будет нуждаться в растительном масле по доступным ценам.
Для обсуждения перспектив развития российского экспорта продукции АПК в Индию будет проведена онлайн-конференция. Участие в ней требует предварительной регистрации.
Источник: ФГБУ «Агроэкспорт».
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.